Религия и религии

http://www.lt90.org/news.php?readmore=62

В прошлой нашей беседе мы определили «нравственный крест». Помните? Эсхатологические вопросы, моральные вопросы, этические и эстетические. Внизу креста эсхатология, вверху - эстетика, по бокам - мораль и этика.
Мы остановились на вопросе: что такое религиозное сознание? Откуда оно берётся.
Помните, мы сказали о – вере, что вера это феномен нашей психики. Здесь важно подчеркнуть, что человек, как мыслящая личность (впрочем, наверное, и животные о чём-то как-то думают),  мыслит обязательно о том, что он делает, во имя чего он живет и вообще ведёт какую-то целенаправленную жизнедеятельность. Основной из главных вопросов, на которые человеку приходиться отвечать, касается жизни и смерти. Если сказать ещё точнее – насколько его жизнь нужна, насколько она необходима и вообще, зачем он всё это делает, когда всё равно придёт время и он умрёт. Думающий человек, где бы он не был, в какой бы среде он не жил, понимает, что жизнь это благо и просто так, жить нельзя. Надо что-то создавать, что-то делать.
Но смерть приходит - а что дальше? Зачем были все твои дела, страдания и муки? На эти вопросы люди искали ответ всегда. Поэтому в основе любой религиозной доктрины, прежде всего, стоит вопрос о жизни и смерти. Зачем жил человек? Что с ним происходит, когда он умирает? Что происходит с его делами, когда он умирает?
Первые, языческие, первобытные религии не имели каких-то доктрин, каких-то чётких разъяснений о мироустройстве. Критерием правильности или неправильности бытия человека на этом свете, были суждения тогдашнего духовного лидера для окружающих его людей, может князя, может предводителя племени, шамана, вождя учителя, гуру – как хотите. Эти лидеры создавали вокруг себя социум – племя. Ведь любое племя создавалось не потому, что всем хотелось поесть вместе или все собрались вместе на охоту, а потому, что всех их объединяла какое-то духовное единение, какое-то человеческое начало. И это начало было, прежде всего, нравственным.
Сейчас мы подразделяем все религии на четыре категории.
Есть религии, которые имею не устоявшуюся, не сформировавшуюся доктрину, не имею написанного учения. Это, можно сказать, языческие религии. Они имеют место быть и сейчас. Например, у северных народов – шаманство, племена в Африке или в джунглях Южной Америки… Все они имеют своё религиозное сознание, какие-то религиозные учения (на основе тотемов) и сообразно им ведут построение всей своей жизни. Осмысляют её, прежде всего, с точки зрения эсхатологии - зачем мы здесь, почему мы здесь, что мы делаем….
Второе направление религиозной мысли – это интравертные (направленные в себя) религии, которые определяют человека по тому, как он строит своё миропонимание. К такой интравертной религии относится буддизм. Это когда человек познает смысл своего бытия в этом мире через уход в себя, в нирвану, через закрытия в себе, сидя в «позе лотоса». Там, через эту нирвану он познаёт гармонию мира, уходит от мирских невзгод, объединяется с природой…
Есть религии, которые детерминирую человека социально и, причём, очень сильно. И таких религии две, которые как бы закручены по плоскости в противоположные стороны. Это иудаизм и ислам. Эти две религии, дающие как остальные, нравственные установки, вместе с тем очень сильно детерминирую социальное поведение своих адептов – последователей. В иудаизме существует 612 табу: ничего нельзя делать в субботу, относительно кошерной пищи и т.д.  Талмуд это всё объясняет. Это проистекает из трактовки Торы – Моисеевского Пятикнижия Библии. Это всё есть и в Исламе, у мусульман. Там тоже в учении есть ад, и он устанавливает социальное поведение человека (харама – действия, запрещённые Кораном. Шариат - правильный путь, образ действия, совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права). Суд шариата позволяет человеку отрубить голову (за убийство), руку отрубить (за кражу), камнями побить насмерть (женщину за неверность супругу)… и всё это за то, что человек не исполняет волю Аллаха. У евреев - кошерная пища, а мусульман - халяльная пища… Эти две религии (иудаизм и ислам) как бы зеркальное отражение друг другу.
Есть ещё одна великая религия сегодня – это христианство, которое человека очень мало детерминирует в поведении. Христианство - открытая религия, которую можно, пожалуй, назвать экстравертной. Потому что мы, христиане, имеем Декалог (10 заповедей Божьих), имеем заповедь «любите ближнего» - и всё. Дальше человек свободен. Вот, наверное, поэтому потом и пошли христиане – протестанты, которые вообще отказались от институции церкви, как таковой. Протестанты, заявили – зачем нам церковь? Мы можем и так собираться, чтобы молится, петь псальмы, читать Библию и т.д. (Впрочем, русские староверы, также не имеют церкви, не как зданий – молитвенных домов, а  как религиозной институции с системной иерархией духовных чинов и сановников).
Чтобы понять, что такое религия, в чём её сущность, мы должны определить - что такое сама религия.
Прежде всего религия – это философская, нравственная доктрина, учение, основа того, во что люди верят. Она имеет чисто нравственное, установочное аксиологическое значение для адептов данной религии. (Устанавливает нравственные критерии оценки людей и всего окружающего мира по всем векторным лучам упомянутого «нравственного креста») Второе в религии – это литургия, священнодействие. Которое также показывает человеку, как надо действовать в обществе своих братьев по религии, как именно надо почитать Бога. А Бог - есть конечно! Третье – это институция. Развитая религии имеют свою церковную институцию. Мы знаем Ватикан с огромной иерархией богослужителей.  Мы знаем Русскую православную церковь развитой иерархией богослужителей. Эти священники следят за  тем, чтобы христианские религиозные обряды проводились правильно, чтобы не было искажений в прочтении и понимании религиозных текстов, чтобы религиозные интересы верующих адептов полностью исполнялись и были защищены и т.д. Есть ещё один сущностный аспект у религии, и, пожалуй, самый важный для каждого конкретного верующего человека – воздаяние. Любая религия ничего не стоит, если она не касается этого религиозного аспекта. Другими словами, что будет с тобой, если ты являешься благочестивым адептом данной религии, или если ты являешься – еретиком. Мы знаем, что в средневековье еретиков убивали, а их души «погибали в аду» и т.д. Души благочестивых попадали в рай – говорит христианство. Аналогично также и у буддистов (там страдание или спасение душ после смерти осуществляется в процессе постоянной их реинкорнации в другие живые существа, начиная примитивными животными, что плохо, и заканчивая слиянием с мировой гармонией – что прекрасно) и т.д. Эти сущностные аспекты любой религии мы должны хорошо понимать.
Мы должны понимать, что без религии невозможно вообще никакое нравственное осмысление мира. Только религиозное сознание, опирающееся на религиозную доктрину той, или иной церкви, той или иной общины может дать нам понимание, что есть зло, или добро, что можно, что нельзя, что есть красиво, а что не красиво. Других критериев в этом относительном мире, кроме как зиждущихся на религиозном сознании, для нравственной оценки окружающего мира - просто нет.
А вот что происходить в сознании современного человека, когда, казалось бы, религия ушла немного в сторону от обыденной его жизни, насыщенной материальными вещами имеющими свою конкретную стоимость выраженную в ценах и другими критериями измерения нашего социального состояния, мы поговорим с вами в следующей нашей беседе.


Рецензии
У меня есть главный вопрос - почему христианские священники
носят крест с распятием Иисуса Христа
и ещё осеняют им прихожан - страданием Иисуса,
разве это не кощунство? Крест должен быть равносторонним,
как связь Бога и Земли.

Юрий Иванов 4   06.04.2013 14:30     Заявить о нарушении
Юрий, я не теолог, поэтому догматической интерпретации ответа на ваш вопрос не ожидайте. Вместе с тем мне понятна символика православных христиан: крест с распятием Спасителя на нём - апофеоз искупления Христом грехов человеческих. Хочу обратить ваше внимание, что в православных церквах в алтарях вы не увидите католический круцификс (распятие), которое расположено в центральной алтаря католических костёлов. Православные молятся живому Богу, глядящему на них внимательным взглядом... Распятию отведена отдельная часть церкви, где православные молятся за спасение душ умерших.
Размеры сторон креста, имеют свою традицию и вы можете найти эту информацию через "гугл". Там вы найдёте, что равносторонний крест - это т.н. Греческий крест и т.д.

Валерий Иванов-Виленский   06.04.2013 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.