Заяц

Жил в деревне Пуделькино Тульской губернии мужик Иван. По фамилии Заяц. Был у Ивана сын Федул. И, понятно, тоже Заяц. Как стукнуло Федулу шестнадцать годков, решил Иван отправить сына на заработки. В деревне прибытку не было. С хлеба на воду перебивались. Однако Федул вырос парнем крепким. И работящим. «Что ж мыкаться от безделья. Пропадёт сынок здесь, - подумал Иван. – Пусть лучшей доли поищет по миру». И в начале осени одел на Федула треух заячий, покидал в мешок снеди кое-какой на дорогу, выдал сорок копеек, да, перекрестивши, отправил его в путь дальний.
Долго шёл Федул по полям да лесам. Да к вечеру умаялся. Приметил на опушке леса стог сена. Решил отдохнуть с дороги. Зябко к ночи стало. Зарылся Федул в сено поглубже, да и заснул.
Проснулся Федул ранним утром от лая собак и криков мужиков. Глянул из-за стога на поле. А там охота шла. Барин с челядью и собаками гнали зайца. Федул испугался и спрятался за стог. Заяц, петляя по полю и спасаясь от собак, увидел спасительный стог.  Взвизгнул, и, задев лапами Федула, юркнул в сено. Федул, крякнув от испуга, нырнул за ним. И затаился.
Окружили стог собаки. Лают, слюной брызжут. Подъехал барин на гнедом коне с челядью. Разглядели в стогу парня. Вытащили на свет божий. Барин и спрашивает его:
- Ты кто такой будешь?
Федула дрожь взяла. То ли от холода, то ли от страха.
- Федул я, - заикаясь, и снимая с головы заячий треух, ответил парень. Оглянувшись на стог, добавил, – Заяц.
- Ты – заяц? – Барин слез с коня и подошёл к Федулу. – Что за наваждение такое?
Барские собаки продолжали носиться вокруг стога и лаять.
Федул мял на груди шапку и оглядывался по сторонам.
- Я Федул Заяц. – Не переставая дрожать, повторил парень. – Ты, барин, собак-то придержи. Боюсь я их.
- Раз ты человеком обернулся, то не тронут тебя мои псы.
Однако барин дал команду челяди собрать собак и отправляться в имение. Охота закончена.
Когда челядь с собаками скрылись из виду, барин подошёл к Федулу, обнял его за плечи и сказал:
- Что ж  ты заяц Федул раньше-то человеком не обернулся? Я ж тебя пристрелить мог. Прости меня. И прошу пожаловать в гости. Накормлю, обогрею, откуплюсь. И на волю отпущу. А  ружьё на стену повешу. От греха. Садись на коня моего. Или вы, зайцы, к коням не приучены? Так ступай за мной. Я тихо поеду.
Пока барин садился на коня, Федул вернулся к стогу, чтоб мешок свой взять, да увидел за мешком зайца. Схватил того за уши, сунул в мешок, на всякий случай, да и поплёлся за барином.
Так попал Федул в барский дом. Барин поселил гостя во флигеле. Кошель с деньгами вручил, снедью всякой снабдил. На всякий случай пару кочанов капусты и мешок моркови дал.
Федул целый день грелся у печки, отъедался. Барин заходил пару раз справиться, всё ли зайцу нравится. Федул благодарил барина за приют, и говорил, что не достоин таких почестей.
А на следующее утро, лишь только рассвело, Федул засобирался в дорогу. «Не гоже, - рассуждал парень, - жить на харчах у барина лишь за то, что тот его за зайца неподстрелянного принял». Зайца живого достал из мешка, сунул того под лавку. В мешок еды наклал, да, перекрестившись, покинул флигель.
К полудню заявился барин проведать гостя. Дверь во флигель открыл, а тут меж ног его заяц прошмыгнул. Выскочил во двор, да прямиком в поле и помчался.
Барин кинулся было за ним. Добежал до поля и закричал: «Федул! Куда же ты?»
И долго ещё над полем летало эхо, отражаясь от дальнего леса: «Федууул!»
А того уже и след простыл.
 


Рецензии