Те же грабли, но уже через тридцать лет!

Экономика есть продолжение политики иными средствами.
Президент США сегодня делает ровно то же самое, что сделал в XX-ом веке СССР, поддержав “ братский афганский народ”?!
Процитируем выступление генерала Ахромеева, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, перед Политбюро КПСС в 1986 году. "В Афганистане нет ни одного кусочка земли, который бы не занимал наш солдат. Тем не менее большая часть территории находится в руках у мятежников. Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на захваченной территории не можем установить власть". Генерал Ахромеев требовал дополнительных войск - иначе война в Афганистане "продлится очень долго". "Вины наших солдат здесь нет. Они сражаются с необычайным мужеством - в неблагоприятных условиях. Но если мы временно занимаем города и села, это не имеет особого значения на такой огромной территории, где мятежники могут просто "раствориться" в горах»
В ответ на призыв президента Обамы к государствам-членам НАТО об усилении поддержки операции в Афганистане около 25 стран пообещали увеличить свои контингенты. Но Франция и Германия - две европейские державы, способные сделать действительно весомый вклад - как всегда, проявляют нерешительность. Сегодня лидеры Франции и Германии стоят перед выбором. Как им поступить? Сделать, наконец, свои страны полноценными участниками операции НАТО в Афганистане, что означает готовность к значительному увеличению человеческих жертв и материальных затрат? Или постановить, что война уже проиграна или что "успех" не стоит затрачиваемых усилий, и вообще прекратить свое участие в миссии?
Несмотря на то, что США официально подчеркивают необходимость усиления военной поддержки, они знают, что Франция и Германия не сумеют увеличить численность своих контингентов до значимого уровня. Ради собственного же блага они (Франция и Германия) должны выбрать первый вариант. Они должны помнить, что, в отличие от войны в Ираке, против которой они горячо выступали с самого начала, операцию в Афганистане в 2001 г. единодушно и однозначно поддержали все государства-члены НАТО, в том числе, и они сами. Однако дело здесь не только в выполнении союзнических обязательств, но и в их собственных национальных интересах в стратегически важном государстве Центральной Азии,  что имеет первостепенное значение.
В Афганистане “на кону” стоят само “выживание” трансатлантического альянса, энергетическая безопасность и независимость Европы. Также от развития ситуации в Афганистане зависит то, к чему в конечном итоге приведет углубление связей между Европой - особенно Германией - и Россией: к интеграции России с Западом или ее “удушающему” контролю над энергетической безопасностью Европы.
В Афганистане все эти три вопроса взаимосвязаны, но многие игнорируют этот факт. Обращение президента Обамы следует по-моему, скорее, трактовать как призыв к европейцам делать больше “конкретики” - а, именно, значительно увеличить свою материально-техническую поддержку и применение “личного опыта”  в государственном строительстве и управлении.

Но, самое главное, США хотят, чтобы Европа открыто подтвердила, что она разделяет цели операции США и НАТО в Афганистане, продемонстрировав возрождение единства и силы Запада. Соседние с Афганистаном страны хотят от коалиционных сил ведения более успешной борьбы с терроризмом. Если не победить терроризм в Афганистане, он продолжит оказывать негативное влияние на ситуацию в Пакистане, Кашмире, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Центральной Азии, Кавказа и Турции.
Кстати. Афганистан является важнейшим транзитным коридором Центральной Азии, способным соединить богатые энергоносителями центральноазиатские республики с Аравийским морем и/или Индийским океаном. Стабилизация Афганистана (не временная ради оправдания вывода войск, а постоянная) - играет ключевую роль для строительства и обеспечения безопасности Трансафганского трубопровода из Туркменистана в Индию (известного,как Tapi). Создание Tapi необходимо для диверсификации источников импорта энергоносителей в Европу и снижения ее зависимости от нефти и газа из стран Персидского залива и России. Неудача в Афганистане и, как следствие, в Пакистане, означала бы отказ от строительства Tapi и, в свою очередь, проложила бы России ”зеленую дорогу” к восстановлению былой гегемонии в регионе. С другой стороны, в случае успеха миссии в Афганистане и строительства Tapi, Европа могла бы продолжить углубление своих экономических и политических связей с Россией, не подвергаясь риску оказаться в “заложниках российских геостратегических амбиций”. Это позволило бы Европе поступательно интегрировать Россию с объединенным Западом. При первом варианте развития событий зависимость Европы от поставок энергоносителей из России многократно возрастет, давая России беспрецедентные рычаги давления на Европу - как экономического, так и политического. Зависимость Европы от России нанесет непоправимый ущерб трансатлантическим отношениям, порвет связи между европейцами и их американским партнером и расколет Запад надвое. Франция и Германия теперь вынуждены “доказывать”, что они способны нести ответственность, предполагаемую званием “великой державы”.
Центр тяжести внешней политики США уже переместился с Ближнего Востока в Южную Азию. С этим новым подходом регион Афганистана и Пакистана (так называемая Южная Азия), обратил на себя внимание всего исламского мира. Геополитический центр тяжести исламского мира также сместился с классического Ближнего Востока в Южную Азию.

Для успеха в Южной Азии требуются регионы, откуда можно получать помощь и поддержку. Одними из таких важных регионов являются Черное море, Кавказ и Центральная Азия. В первую очередь требуется обеспечить безопасность на данных территориях. Держава же, взявшая под контроль Южную Азию                (и Афганистан, в отличии от ограниченного контроля американцами только Ирака),    получает следующие преимущества:
1. Возможность оказывать влияние на сверхдержаву будущего – Китай.
2. Потенциал влияния на другую страну, в будущем державу, – Индию.дерной державой в исламском мире – Пакистаном  (в будущем, после ослабления центральной власти в Пакистане и его дробления - возможность установления контроля над его ядерными запасами).4. олное “окружение” Ирана.
5. Установление контроля над Центральной Азией и другими регионами, входящими в интересы России.

Кстати. После новой афганской инициативы президента Обамы - увеличение численности американского контингента – в США  стали больше отдавать себе отчет в том, что без конструктивного взаимодействия с Ираном по региональным проблемам достигнуть успеха вряд ли удастся. Реальное геополитическое положение Ирана - общие границы с Афганистаном, Ираком и большой отрезок ирано-азербайджанской границы, находящийся под контролем армян - превращает Тегеран в игрока с реальными возможностями влиять одновременно на три региональных конфликта - Афганистан, Ирак и Карабах. "Точечная дипломатия" США и России по карабахскому урегулированию (с подключением Турции как параллельного партнера), сегодня  себя  уже не оправдала.

Все идет к тому, что карабахский конфликт неизбежно будет “встроен” в систему проблем афгано-иракского урегулирования. Важно отметить , что  инициатива правительства Турции, в рамках которой планировалось урегулировать отношения с Арменией и Кипром, а также разрешить курдскую проблему, обернулась вполне “ожидаемыми”  событиями. На данном этапе можно констатировать коллапс одной из наиболее сложных и важных составляющих пакета демократических реформ правящей в Турции партии исламистов — урегулирования курдского вопроса. Заметим, что власти Турции и парламент страны обсуждали проект разрешения курдской проблемы параллельно с инициативой нормализации отношений с Арменией. Демонстрирующая амбиции турецкая власть (сама определяющая интенсивность своего участия в американских военных кампаниях в Ираке и Афганистане, сама выбирающая глубину отношений с Ираном, сама инициирующая посреднические форматы на Ближнем Востоке и Южном Кавказе), стала “неожиданным” камнем преткновения для США. В Вашингтоне прекрасно понимают, что без абсолютно надежного контроля над политической системой Турции любая активность в регионе от Балкан до Ирана и Китая может обернуться полным крахом. Армяно-турецкий диалог, как и “курдский проект”, также может развалиться не вследствие процессов в регионе, позиций Армении и международных игроков, а просто под влиянием факторов внутренней политики в самой Турции.
Россия начала серьезно готовиться к любому из вариантов развития событий. Месяц назад Дмитрий Медведев в своем втором Послании Федеральному собранию РФ предложил необычное кадровое решение – ввести должность «лично ответственного» за положение дел на Северном Кавказе.
После выступления Медведева перед парламентом 12 ноября на сайте Кремля был опубликован список поручений президента по реализации Послания. Заметим, что пункта о новом чиновнике, несущем ответственность за Кавказ, в них не было. Назначение пока не состоялось. Пресса активно обсуждала возможность наделения президента Чечни Рамзана Кадырова полномочиями «смотрящего за Кавказом». Поводом стало присвоение главе республики звания генерал-майора милиции.
Сейчас в качестве одного из потенциальных кандидатов в околопрезидентских кругах упоминается имя вице-премьера Сергея Иванова. По-моему, все дело в том, что премьер Путин пришел к выводу, что его ставка на Кадырова, как на умиротворителя всего Северного Кавказа, “не сыграла”. Поэтому-то и появилась необходимость ввести новую государственную должность, цель которой – создать альтернативный центр влияния на Кавказе, помимо существующего института региональных властей.
Кстати. На эту должность, мне кажется, будет назначен военный специалист, пользующийся большим авторитетом среди коллег. Ему-то как раз и будет вверено управление “силовиками” на Кавказе. Плюс ко всему этот человек сможет распоряжаться огромными бюджетными средствами. На его плечи также ляжет поддержание кадрового баланса в регионе. Кто-же станет новым “генерал-губернатором Кавказа” - вице-премьеры Сергей Иванов или Дмитрий Козак, замглавы МВД Аркадий Еделев, бизнесмены Михаил Гуцериев или Сулейман Каримов, поживем – узнаем. В прошлом  у России, наместником на Кавказе был генерал Ермолов…
В своем Послании Федеральному собранию северокавказскую тематику президент Медведев выделил в отдельный блок и перечислил приоритетные задачи, которые должны быть решены в самое ближайшее время: неэффективное расходование федеральных денег, безработица, особенно среди молодых людей, массовая бедность, достигшая чрезвычайных масштабов, многочисленные беженцы, коррумпированность и клановость. Тот, кто все-таки сможет достигнуть здесь определенных результатов, вполне может приобрести статус чуть ли не национального героя.  Xотя должность «наместника на Кавказе» сегодня в     каком-то смысле может считаться «расстрельной».
(по материалам СМИ)


Рецензии