Голубые короли

Для кого-то праздник, для кого-то смерть. В преддверии нового года в магазинах началось массовое издевательство над комнатными цветами (горшечными растениями). Прочтите этот текст перед тем, как отправиться на поиски подарков.



УГОЛОК ТАКСИДЕРМИСТА

Приближаются зимние праздники: один за другим, весёлой чередой. В воздухе  пахнет суетой: люди ринулись в магазины за новогодними подарками. Не останутся без покупателей и магазины цветочные. Они соберут богатый денежный «урожай». В погоне за которым продавцы и поставщики растений, случается, идут на вопиющую жестокость.

Про несчастные, маленькие, завёрнутые в вату ёлочки и кипарисовики в горшочках я уже не говорю. Довольно сложно в одиночку попирать традицию. В данном случае моя задача - не допустить развития новых жестоких обычаев, в которых жертвами становятся безропотные растения.

Цветы – это лучшее дополнение к подарку. А в качестве подарка отлично подойдут цветы горшечные. По желанию покупателя приглянувшееся растение упакуют в яркую обёртку, или вовсе сделают из него сувенир. Поговорим о том, как они это делают.

Что такое сувенир? В переводе с французского это слово означает «память». Это – маленький подарочек, трогательная мелочь, призванная о чём-то напоминать. О посещенном месте, о знаменательном дне или памятной встрече. Подарочек этот, по идее, должен будить в душе приятные воспоминания и нести в себе добро. Он не должен быть жутким, отталкивающим. Никто не преподнесёт в качестве сувенира чучело, думаете Вы.

А знаете, ошибаетесь. Уже преподносят. Причём, в массовом количестве.

Начало ноября. Просторные залы крупных торговых сетей завалены сувенирной продукцией. Скоро начнётся «сенокос». Вернее, ценокос - большие распродажи. Минуем длинные ряды мебели, посуды и декоративных свечек. Заглянем в цветочный отдел. Вот он, уголок таксидермиста!

Красавица пуансеттия. «Рождественская звезда», наскоро выгнанная на цветение в преддверии Нового года. Нарядные алые звёзды цветов застилают листья. Красавица так и просится в покупательскую корзинку, но… Её цветы обсыпаны безвкусными блёстками. Зачем? Они и без того сияют, как рубины. Кому понадобилось портить природную красоту?

«Живые рубины» будут сиять недолго. Это не мишура на ёлке - блёстки прочно приклеены к лепесткам. Цветы обречены: они не продержатся до Нового года. Если блёстки на листе, то отомрёт и лист.

Не потому ли продавцы так подобострастно заглядывают мне в глаза, желая поскорее сбыть «блестяшку»?

Дальше – больше. Длинные ряды маленьких суккулентов-эхеверий. Растения ровненькие, на вид вполне здоровы. Но меня, помимо тех же щедро наклеенных блёсток, смущает их цвет. Кислотно-зелёные, ярко-жёлтые, молочно-белые, гламурно-розовые, синие и даже красные листья. Вы где-нибудь видели такое? Приглядитесь: у самого основания листики самые обычные, зелёные. Дальше - краска.

Краска, под которой бедное растение не дышит. А ведь кто-то купит этот мучительно умирающий сувенир: люди у прилавка уже толпятся…

Какую энергетику принесёт этот сувенир в дом? Ведь учёными уже давно доказано, что растения живые и способны даже общаться на уровне инфразвука. Обычная картошка во время чистки «кричит» не слышным человеческому уху голосом. Как же кричат эти крашеные мученики?

Их так жаль, что хочется скупить все и отмыть. Но получится ли?

В магазине, как в лесу: чем дальше, тем страшнее. Десятки маленьких кактусов, увенчанных неестественно яркими цветами. Беру одно из растений в руки. Приглядываюсь. Цветок бутафорский: под ним виден клей. Возвращаюсь домой и иду в интернет, дабы спросить, не сталкивался ли кто-то ещё с подобным явлением.

«Как-то раз мне подарили кактус с цветочками, они очень реально выглядели. – Оперативно отвечает Нелли. – Когда я догадалась, что они искусственные (ещё и не сразу догадалась – выглядели вполне натурально), то решила снять их. Оказалось, что цветочки были не наклеены, а пришпилены длинными швейными булавками. Кактус погиб».

И это – только один описанный случай. Так что, кактус с приклеенным цветком ещё сравнительно легко отделался.

Гораздо сложнее будет выжить его собратьям и соседям по прилавку, наряженным в Санта-Клаусов.



Глазки, носики и бороды (если они не на булавках) – полбеды. А вот красные матерчатые колпаки наклеены на точку роста. Вполне можно обнаружить под шапочкой обычную, совсем не праздничную гниль.

А люди восторженно восклицают: «Ах, какие глазки!»

Ахают они и в интернете. В нём тоже можно приобрести зелёные сувениры. К примеру, растение-брелок. Крохотный кактусёнок в герметично запаянной стеклянной колбе. «Модный, живой, красивый!»- манит рекламный слоган. Задаю поставщикам риторический вопрос: «А он живой?..»

Стоит эта «капсула смерти» более пятисот рублей.

А куча праздничных композиций, в которых, в одной корзине, как правило объединены растения, требующие  совершенно противоположного ухода? Как они мучаются, одни залитые, другие пересушенные - словами не описать.

 
Подобраны эти соседи сугубо по эстетическому признаку. Купив такую корзину, вы гарантированно выкинете половину её содержимого. А не проданные композиции, по словам самих продавцов, после праздников целыми коробками отправляются на помойку. В том числе и выжившие, вполне здоровые растения. Один из продавцов (назовём его Валерой) из жалости хотел взять домой несколько растений, которым грозило выбрасывание на мороз. Его чуть не уволили. Потом он сам уволился: не выдержал такого отношения к живому. Теперь он может беспрепятственно говорить. "Для них это - товар, одноразовые живые букеты. Для меня - живые организмы. Я просто не смог так..." - говорит Валера.

***

"КОРОЛЕВСКИЙ... ОБМАН

Да, бойкие торговцы в погоне за прибылью порою идут на откровенный обман, нанесение увечий и душегубство. Кактус с цветами на булавках и растение в капсуле – это ещё не всё. На каталогах сайтов нескольких цветочных салонов я наткнулась на необычный лот – орхидею-фаленопсис небесного цвета.

 


Предвижу, что при взгляде на эти фото мнения читателей разделятся. Кто-то воскликнет: "Какая красота!" Кто-то назовёт ужасом и извращением. Но я не спорю о вкусах. Я говорю о жестокости.

Красят уже не только фаленопсисы, но и другие орхидеи. Дендробиумы, например.

 

Изобилуют фотографиями "крашенок" и разнообразные цветочные форумы, показывающие нам целые ряды таких диковин. Диковины поставляются во все города. В популярных гипермаркетах ими уставлены уже целые полки.

Просят за это чудо вдвое дороже и продаётся оно как редкий сорт – «Королевский голубой». Пообщавшись с людьми, я выяснила, что спрос велик – народ рад почувствовать себя элитой.

Но король здесь, как в сказке, голый. Афёра в том, что голубых фаленопсисов не бывает. У рода рhalaenopsis попросту нет голубого гена. Так откуда же берутся «голубые королевские»?



Как оказалось, это чудо – всего лишь чудо химической промышленности. Голубые фаленопсисы… красят. Либо окунают на длительное время в краситель, либо делают растениям уколы.  Кому-то в корни, кому-то в цветонос.


От места укола, которое можно разглядеть, если присмотреться (прокол и пятно краски) зависит вопрос жизни растения. Если в цветонос – не так страшно. Если в посиневшие корни – не жилец. Хотя, "не так страшно" - я говорю условно. Степень вреда никто не изучал.

«Мой «голубой королевский» поболел, но выжил, – говорит Эльза. - Теперь это – самое благодарное моё растение».

«А мой мучительно умер, не сумев зацепиться за жизнь напрочь сожжёнными корнями,- вспоминает Татьяна. – Было очень жаль. Ещё и потому, что эту орхидею я получила в подарок от любимого мужа».

Растение Валерии не просто выжило, а практически не заметило покраски. Причём, Леру умудрились обмануть… вместе с хозяйкой магазина!

«Хозяйка - моя подруга, - рассказывает Лера. - Она позвонила мне с базы, куда поехала за цветами. Эта оптовая цветочная база находится в Санкт-Петербурге (где и было дело), но везут растения из Москвы. В Москву же они поставляются непосредственно из Голландии. Подруга с восторгом рассказала, что везёт мне такое чудо расчудесное голубого цвета. Кстати, и по накладным эти «чудеса» идут не как "фаленопсис гибридный", а как «фаленопсис королевский голубой». Или "Роял блю". В общем, под каким-нибудь эффектным названием.


Прибежала я в магазин, мы вместе над ним повздыхали и поохали от восторга. Утянула я «королевича» домой. И только через несколько дней увидела прокол, спрятанный под листиком: здоровенное пятно синего цвета».

Как видим, руководители торговых точек, случается, тоже вводятся в заблуждение.

Все выжившие растения впоследствии процвели белым. Все три покупательницы попались на уловку «королевский голубой», заплатив за диковину втридорога.

***

УБИЙСТВО БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Итак, к крашеной цветочной «срезке» все уже привыкли. Погоня за наживой продолжается. Торговцы удвоили скорость: они начали красить уже горшечные! И эта жуткая затея становится уже массовой. Я обзвонила несколько торговых точек: как крупных, так и мелких. Придумала даже легенду: мне нужен именно голубой фаленопсис, который я хочу подарить сестре в честь чемпионства «Зенита» (команда имеет фирменные сине-бело-голубые цвета). Легенда нужна была мне для того, чтобы продавцы не начали активно «сватать» мне орхидеи других расцветок.

Лишь в одном магазине суровый, судя по голосу, пожилой дяденька бросил мне, что голубых фаленопсисов не бывает. «Это бред! – рассердился он. – Сколько живу – никогда не видел!» И бросил трубку. Остальные собеседницы (девушки) были рады прямо сейчас завернуть.


Одна даже готова была взять мой адрес и телефон, дабы в тот же день привезти покупку домой.

Аудиозаписями разговоров я располагаю.

Буквально через час я посетила этот магазин. В «уголке таксидермиста» голубая орхидея продавалась за полторы тысячи рублей. При внимательном осмотре обнаружился подвох. Место укола на цветоносе. Маленькая синяя дырочка в самом низу цветочной стрелки, почти под листьями. Пигмент по цветкам распределён странно – по капиллярам.

"Как-то "на заре туманной юности" я получила в подарок букет нарциссов, подкрашенных губной помадой. Ничего, кроме чувства брезгливости и сожаления этот подарок у меня не вызвал, - вспоминает Марина. - Сейчас этот случай "всплыл" в голове, как подводная лодка".

Признаюсь честно: у меня эта "крашенка" восторга тоже не вызвала. Только чувство диссонанса. ЧТО-ТО ЗДЕСЬ НЕ ТО... Вместо мысли "красота" мелькнуло слово "уродство". Это не рисунок-"сеточка". Это именно обнажённые, воспалённые вены цветка, на которые смотреть больно и страшно.

Сразу вспомнились школьные уроки ботаники: белый цветок в стаканчике с чернилами и ползущая «по венам» цветка и напрочь сжигающая их краска.



Правда, к чести своей, продавщица сразу же созналась в том, что растение крашеное. Сообщили мне об этом и все продавцы, которых я обзвонила. Видимо, уже случались инциденты. И не хочется работникам торговли отвечать по статье № 14.7 федерального Кодекса об административных правонарушениях "Обман потребителей".

Потребитель-то ведь сейчас бойкий, права свои знает, любит и не боится отстаивать. А дело тут стопроцентно выигрышное.

Правда, в троекратно завышенной цене обвинить «сознавшегося» продавца не получится. Ценообразование у нас в стране свободное.

Зацепка может появиться лишь в том случае, если удастся доказать, что высокая цена установлена из-за элитности голубого сорта.

И ни один из продавцов не смог ответить на вопрос, как ухаживать за ослабленным инъекцией красителя растением. Никто не смог даже дать гарантии, что оно вообще выживет после отравления.

Обидно и то, что «химика» выявить кому-то вряд ли доведётся. В опытах над растениями не признается никто. Продавцы кивали на поставщиков из Голландии, оптовики улыбались: мол, у голландцев и без красящих уколов качество растений превосходное. Впрочем, не стали они и утверждать наверняка. Мол, кто знает, где их красят, но не мы - это точно.

Кто красит - не знают. Но наших флористов этому учат. Руслан - флорист, работает в цветоторговой компании. Он поделился информацией, что сам не красил, но на курсах они проходили, как красят горшечные растения:

"Окраска по корням не столь эффективна, - говорит Руслан. - Краска может не дойти до цветов. К тому же, можно попросту сжечь корни и погубить растение. Укол в цветонос тоже не на пользу, но некоторые растения внешне практически его не чувствуют - на товарном виде растения он не сказывается. Но я однозначно уверен, что эти "опыты" приносят вред. А степень вреда зависит от того, кто и чем красил. Например, в Голландии всё это уже поставлено на поток, так, чтобы минимально навредить растению. Хотя, вред-то, если честно, всё равно остаётся. Нам приходили такие растения. А если неопытная девочка-продавщица впрыскивает чернила или замачивает в них цветок на ночь  - тут растению не позавидуешь:  это уже труп".

Одним словом, укол могут сделать где угодно: как в голландской или тайландской, либо сингапурской фирме (везут орхидеи и оттуда), так и в магазинной подсобке, подкрасив обычными чернилами застоявшееся на полке белое растение. Думать и гадать можно бесконечно. Прямых свидетельств деяния нет, есть только его следы. Вот один из них: синяя почка...



Или другой вопиющий случай: двойные чернила. Видимо, до этого из будущего "королевского голубого" безуспешно
пытались сделать красный.

 

Красота требует жертв? Но красота ли это?

Всех этих мучительных для миллионов растений деяний было бы намного меньше, появись в нашей стране закон о жестоком обращении с растениями. Ведь издевательство налицо. Вместе с доказательством - «синяком» на цветоносе в месте прокола. На сегодняшний день, пока этого закона нет, о таком понятии, как защита растений, не берётся говорить ни одно официальное ведомство.

Пока же можно лишь посоветовать покупателям две вещи: внимательно осматривать приобретаемые растения и не бояться задавать продавцам вопросы. Остерегайтесь подделок. Берите живое. А также запомните одно: чем больше вы купили сегодня проколотых, крашеных растений, тем больше их проколют и покрасят завтра.

 

Дарья Васильева.


Постскриптум. Если эта тема взволновала Вас, расскажите, пожалуйста, другим. У нас нет закона о жестоком обращении с растениями. Уменьшить масштаб массовых мучений можно лишь распространением информации.

Внимание: сбор фактуры продолжается! Если Вы стали свидетелем издевательств над растениями - пишите мне.

Лживые продавщицкие потуги запудрить моим читателям мозги заявлениями, что "окрашивание не вредно" сразу же встречают бан. Пусть я тиран, но не более, чем вы сами: над растениями не издеваюсь. Господа торговцы! Я прекрасно понимаю, что вам больше нечего делать, кроме как орать капсом. Потому как я "жоско" обваливаю вам спрос.

К подозрительным. Я обычный цветовод-любитель. Мой интерес к теме продиктован только жалостью к растениям и больше ничем. Я никогда не работала в торговой сфере, не собиралась и не собираюсь. Искать между строк какой-то скрытый "шкурный" интерес - всё равно что обвинять зоозащитников в том, что им не достались шкурки, а ратующих за сохранность лесов в упущенных попытках строительства дач на отстаиваемых территориях.

У меня нет никакой "команды", ибо нет врагов среди  цветочных торговцев. Был бы заказ - была бы кампания, заказали бы не только мне. Просмотрите СМИ: из всего Питера (да и из страны, похоже), данной темой занимаюсь я одна.

Если честно, сторонники бы не помешали.


Рецензии