От технократического общества винтиков к социотехн

«Без заказа правительства, на воспитание у народа творческого мышления, не возможно ни инновационное развитие экономики, ни тем более создание социотехнических систем»

Как я уже не однократно  отмечал в своих работах, проблема инновационного развития предприятий, да и всей государственной системы социально – экономического развития заключается в узком понимании постановки задачи решения проблемы, причем как самими постановщиками задач, так и исполнителями.
Например: взять примеры внедрения, бесспорно, передовых технологий организации и управления предприятиями таких как «бережливое производство». Да, технологии «бережливого производства» легко адаптируются и внедряются в любых сферах человеческой деятельности: от машиностроения, торговли, строительства и финансовых услуг… до кухонь и гаражей. В этом уже многие консультанты и работники предприятий убедились на практике. Но сама формулировка задачи: внедрение технологии «бережливое производство» подразумевает только производство товаров и услуг. Причина постановки неправильных задач вытекает, по – видимому  из первоисточников TPS (производственная система Тойоты). Это вытекает и из постановки задач на всех управленческих уровнях:
- повысить: производительность, качество и рентабельность…
- сократить: энергоемкость, трудозатраты и материалоемкость…
Все всё бросили и занялись внедрением инструментов и методов «бережливого производства» в производственных подразделениях. При этом другие функциональные подразделения (подсистемы) такие как: маркетинг, разработка продукции, финансы…, вообще никак не задействованы в процессе совершенствования. В результате, через несколько лет «вылизывания» производственных цехов и фанатичного наведения порядка на рабочих местах, что вызывает огромное раздражение работников, собственник делает вывод закрыть проект по причине отсутствия ожидаемого экономического эффекта.
Эта узость технократического мышления наблюдается на всех уровнях от государственного управления до управления предприятиями.
А что если поставить вопрос по - другому?
Не внедрение  «бережливого производства», а внедрение «системы бережливого предприятия» или «системы бережливого менеджмента». От сюда следует, что исходя из законов диалектики, предприятие – это система, состоящая из таких подсистем, как: маркетинг, разработка продукции, производство, финансы… В то же время, государство – это надсистема предприятия и т.д. По законам развития систем, тупо развивая и совершенствуя одну подсистему, в нашем случае производство, эта подсистема, повышая собственную эффективность,  вступает в противоречия с другими элементами, что отражается на эффективной работе всей системы предприятия. В то же время, развивая систему предприятия, без развития государственной системы, подсистема предприятия вступит в противоречие с надсистемой. Что за частую и происходит.  Из – за не способности разрешить эти противоречия, проект, как правило, закрывается.
А где же вера собственника в Новое Большое Дело, создание инновационной системы предприятия, в которой так нуждается общество и государство, да и сам собственник в первую очередь? Правда ни общество, ни государство пока не осознает важность создания инновационных систем бережливых или эффективных предприятий. Поэтому и нет заказа на обучение и воспитание людей инновационного типа.
А где же творческое мышление или как сейчас модно говорить, начитавшись литературы на данную тему «бережливое мышление» собственника и работников предприятий, которые должны реализовать задачи правительства и президента, а в первую очередь свои, о построении инновационной экономики? Или президент (государство), общество сформулировали заказ для системы образования на воспитание в подданных творческой личности, способной решить амбициозные цели правительства? Тут, я думаю, необходимо дать давно забытое определение понятия творческого мышления:
«Творческое мышление – это способность к диалектическому, системному размышлению с управляемым воображением, эстетическим восприятием науки и техники в целях уверенности в собственных силах при решении проблем». 
Я предлагаю для решения проблемы вернуться к истокам.
Что нужно для того, что бы эффективно управлять будь – то государством, министерством  или предприятием с целью вывода экономики хотя бы на уровень развитых стран?
Во – первых, необходимо осознать на каком уровне диалектического развития находится система предприятия, государства, общества.
Во – вторых, определить требования к воспитанию и обучению людей определённого типа, в зависимости от уровня развития системы с целью достижения более высокого уровня развития.
В – третьих, привести организации систем, в соответствии с желаемым уровнем развития.
Для того, что бы ответить на вышеперечисленные вопросы предлагаю рассмотреть основные этапы развития систем с точки зрения зарождения новой социотехнической системы бережливого предприятия (менеджмента), которая:
Во – первых, приходит  на смену технократических систем 3 – 4 уровня, характеризующихся стабилизацией или деградацией системы, в которых сотрудники – это «винтики» задача которых тупо выполнять приказы «эффективных» менеджеров, а  повышение эффективности процессов и качества продукции  - это задача группы инженеров «умников». Социотехническая система же система напротив -  с обученными инструментам и методам б\п сотрудниками, постоянно совершенствующими себя и систему.
Во – вторых – это система первого уровня (зарождение), смутное ощущение в необходимости которой начинает появляться у отдельных собственников и менеджеров, но нет представления ни как она выглядит, ни того что и как надо сделать, чтобы это было. Не правда ли, ситуация напоминает постулаты ТРИЗ об идеальных системах: системы нет, но хотим чтоб создавала продукцию или услугу с заданными параметрами: высокого качества, с низкими затратами, любого ассортимента и «точно вовремя»…? 
В – третьих, нет сотрудников, которые знали и умели бы реализовать требования социотехнических систем на предприятиях. К сожалению мало и практиков, которые могли бы обучить и внедрить социотехническую систему бережливого менеджмента на предприятиях. Хотя многие консультанты виртуозно владеют инструментами и методами «бережливого производства».
Для решения проблемы рассмотрим основные этапы развития систем, людей, коллективов.
Любая система развивается согласно S – образной кривой, которая характеризуется 4 – мя этапами.
Этап №1 – зарождение социотехнической системы, в основании которой стоит лидер собственник и директор системы предприятия, которые полностью разделяют идеи автора и разработчика программы по обучению сотрудников и внедрению социотехнической  системы на предприятии. Коллектив новаторов небольшой, демократичный, все основано на сознательности и радости от творческих решений проблем предприятия, от осознания личной причастности к Большому Делу, от личного вклада в развитие…
Изменения затрагивают интересы административного аппарата и специалистов, не желающих чего – то менять в своей работе. Саботаж и сопротивление растет. С такими сотрудниками, как правило, необходимо расстаться, не смотря на былые заслуги, кто – то уходит сам, кто – то включается в процесс совершенствования.
На этом – этапе заказ на развитие и воспитание людей со стороны общества – это воспитание творческих личностей.
Этап №2 – развитие системы. Собственники и сотрудники системы начинают получать существенные дивиденды от внедрения новой системы. Признание со стороны общества растет. Социотехническая система начинает стремительно развиваться.
На этом этапе - заказ на развитие и воспитание людей – информированных, работоспособных, с деловыми качествами.
Этап №3 – система достигает вершины развития. Административный аппарат разрастается, расходы на содержание растут, отдача падает. Творчество преследуется администраторами. Система становится забюрократизированной, творческие работники и те, которые были у «истоков» либо сами уходят, либо от них избавляются. Администраторы, поднаторевшие в «под ковёрной» борьбе -  «правят бал».
На этом этапе – заказ на воспитание бездумных исполнителей «винтиков» системы, пассивных, апатичных.
Этап №4 – деградация. Экономики и общества.
Не буду распространяться на счет каждого этапа развития, так как нас интересует 1 – этап зарождения социотехнической системы.

Можно привести  много определений, что такое бережливое предприятие, но я хочу остановиться на главном.
Бережливое (эффективное) предприятие – это, прежде всего, система, состоящая из Подсистем Потоков Создания Ценности в семействах продукции, в которой ресурсы функциональных подразделений  (подсистем): маркетинга, разработки продукции, производства, финансов… распределены согласно потока (информационного, материального, финансового) единичных изделий по производству Потребительской ценности в продукции.
Из разношерстной команды функциональных подразделений, отвечающих только за выполнение своих функций, создаются межфункциональные команды потоков создания потребительской ценности отвечающих за конечный результат производства и продажи продукции своего семейства продукции. Отсюда KPI определяются не для сотрудников функциональных подразделений, а для сотрудников межфункциональных систем потоков создания ценности по семействам продукции. От сюда и другая система мотивации для межфункциональных команд, которые получают дивиденды от командного совершенствования своего ПСЦ.
 
Говоря простым языком, исходя из закона развития систем (развертывание – свертывание), этап развертывания (увеличение количества подсистем) с целью повышения эффективности системы предприятия закончился. Начался этап свертывания систем. По Закону: «чем слабее подсистема, тем сильнее и эффективнее вновь создаваемая система». Директор управляет не разрозненными функциональными подсистемами, а межфункциональными системами  потоков создания ценности в семействах продукции.
Здесь возникает другая проблема.
Проблема системного мышления, т.е. умения видеть любую систему как сложную систему, состоящую из над и подсистем со своими противоречиями, которые решаются с помощью инструментов и методов: б\п, ФСА, ТРИЗ… А это уже заказ на воспитание нового типа людей.
Но и это еще не система бережливого предприятия, это всего лишь внутренняя система эффективной организации и управления межфункциональными системами по потокам единичных изделий создания потребительской ценности в семействах продукции.
Но что же такое полноценная система бережливого предприятия?
Полноценная система бережливого предприятия – это внутренняя система эффективной организации и управления межфункциональными системами по потокам единичных изделий создания потребительской ценности в семействах продукции с подключением в созданные потоки менеджеров компании Поставщиков и Потребителей, которые участвуют в процессе поставки, разработке новой и модернизации существующей продукции.
 
 Для того, что бы достичь, наивысшего уровня – построения социотехнических систем, необходимо каждой системе пройти 4-е этапа развития собственной системы. Причем обучением и воспитанием новых людей должно заниматься государство, ну если не заниматься, то хотя бы помогать собственникам в воспитании и обучении сотрудников нового типа.

 
Ломку старых стереотипов организации и управления предприятием, которые граничат с саботажем – это самое сложное, на пути коренного преобразования систем. Поэтому к вопросу создания новых людей, нового общества, должно подключаться и государство и собственники предприятий. А наши люди ой как соскучились по возможности реализовать свои тво


Рецензии