Скрипка
Михаил не брал в руки свою скрипку уже почти три года. Волею жизненных обстоятельств ему пришлось уйти из камерного оркестра, в котором он отыграл больше тридцати лет и который создал его первый учитель музыки. Он всегда считал его за своего второго отца — Анатолия Давыдовича.В детстве Михаила воспитывала мать и бабушка, а с учителем у них были очень доверительные и близкие отношения. С первых дней занятий в музыкальной школе они прониклись друг к другу какой-то особой взаимной симпатией. Михаил всегда ловил каждое слово учителя. Их занятия проходили не всегда по плану, потому как педагог, не имеющий собственных детей в то время, очень привязался к маленькому Михаилу. Часто они вместо репетиций долго разговаривали и по поводу учёбы Михаила в общеобразовательной школе,и о его увлечениях ,и о планах на будущее. Анатолий Давыдович всегда давал очень дельные советы ,которые маленький Михаил считал для себя как обязательным руководством к действию. Со временем они очень сблизились и учитель стал фактически для него вторым отцом. После окончания музыкальной школы Михаил не пошёл дальше учиться музыке, не только потому, что в последнем классе музыкальной школы получил сильную травму позвоночника, катаясь зимой на лыжах и пропустил год учёбы, но и по совету учителя, который после окончания школы сказал ему:
- Ты сам выбирай дальнейшее направление учёбы — техника или музыка. И в том и в другом случае ты всё равно останешься музыкантом, я знаю.
Михаил выбрал техническую специальность , но свои занятия музыкой не бросил — он пришёл играть в оркестр своего учителя, в котором проиграл почти всю свою жизнь. Он тяжело переживал смерть Анатолия Давыдовича. На похоронах он сказал несколько слов перед людьми, пришедшими проводить в последний путь беззаветного служителя музыки и прекрасного педагога. Закончил он стихами, которые написал ночью перед днём похорон:
Прощай, наш любимый учитель!
Навеки простимся с тобой.
Гармонии верный служитель
Обрёл себе вечный покой.
Замолкли и альт твой и скрипка
Печален беззвучный аккорд,
Как хочется думать – ошибка,
Но в траурных лентах эскорт.
Весь путь свой прошёл ты достойно,
Бесхитростно людям служил.
Душа твоя будет спокойна -
Не зря ты работал и жил!
Дарил ты и знанья и радость,
Их нёс через годы в себе.
И наша тебе благодарность,
И добрая память тебе!
После смерти Анатолия Давыдовича в оркестр пришёл новый молодой дирижёр.
Он был конечно энергичным и талантливым, но та атмосфера, которая была в оркестре до него, пропала вместе с уходом из жизни старого мастера. Ведь Анатолий Давыдович был не просто дирижёром, он был и отцом и душой оркестра. А тут Михаил ещё и влюбился без памяти в свои то почти пятьдесят лет! Они встретились случайно, он сразу был очарован и заворожен своей новой знакомой. Один только её взгляд, жест или произнесённое слово,сводили его с ума. Он развёлся со своей прежней женой и женился во второй раз .Была ли это поздняя любовь или просто страсть -он не думал об этом.Он был околдован этой прекрасной женщиной ,стал рабом её природной красоты и её жизненной мудрости. Михаил забросил занятия в оркестре, перестал ходить на репетиции , его уже больше не интересовала ни музыка, ни литература, ни театр. На работе дела тоже перестали 'клеиться', отношения с коллегами разладились.Все его мысли были заняты только ею — волшебницей страны солнца и прекрасных гор. Каждую минуту он думал только о ней и ждал окончания рабочего дня, как освобождения из темницы,чтобы поскорее полететь к своей возлюбленной и обожаемой жене. Коллеги посмеивались над ним, говоря,что он впал в детство, но Михаил не обращал на их шуточки и приколы внимания.Одна только мысль ежедневно занимала его воображение -поскорее обнять , поцеловать и прижать к груди свою желанную женщину. Однако судьба по-своему распорядилась их любовью.Проходили месяцы их совместной жизни. Со временем разница в образовании, вере (его жена была масульманкой,а он православным), и взглядах на жизнь стали давать о себе знать. Жаркие споры между ними всё чаще стали переростать в скандалы. Всё,что он не делал, ей не нравилось, а он стал обижаться на её частые бесконечные упрёки и придирки , как ему казалось не всегда обоснованные. Так продолжалось год. Потом он не выдержал и ушёл, у него закончилось терпение, они расстались. Михаил стал жить в квартире своей покойной матери. Перебирая свои старые вещи, он наткнулся и на футляр со скрипкой, оставленной им здесь три года назад.
- Моя верная подружка, как давно я не держал тебя в руках, поди и забыл как играть,-стал он разговаривать со скрипкой,аккуратно доставая её из футляра.
Она лежала завёрнутая в тёмно-синий платок,который отдала ему мама, когда была жива,чтобы скрипка не царапалась о футляр и не замерзала зимой , когда он ходил на занятия в музыкальную школу. Мама двенадцать лет назад умерла, а её платок так и сохранял его скрипку.
Михаил осторожно развернул платок, взял инструмент за гриф и аккуратно щепнул струны.
-Расстроилась, моя дорогая, сейчас всё исправим.
Колок на струне 'ля' долго не поддавался.
-Прямо прирос за три года,-подумал Михаил,пытаясь его провернуть.
Он аккуратно стукнул маленьким молоточком по торчащему цилиндру колка, тот сделал полуоборот из-за натянутой струны.
-Ну вот теперь всё в порядке.-поворачивая его в противоположную сторону и натягивая струну, подумал Михаил.
У него во времена учёбы был абсолютный слух, как говорил его учитель.
Четыре квинты он настроил довольно быстро.Заветные 'ми','ля','ре' и 'соль' прозвучали наконец для него каким-то очень близким , но немного забытым звуком.Сердце его стало чаще стучать от охватившего волнения.
- Ведь три года всё-таки прошло, не шуточки, а вдруг уже
разучился играть ?
Он бережно одел на нижнюю деку подушечку,закреплённую сверху резинкой, положил скрипку на левое плечо, взял в правую руку смычок.
-Ну вот ,забыл, что надо волос натянуть, да неплохо бы ещё его и канифолью натереть.
Баночка с канифолью лежала в узком отделении футляра. Несколько энергичных движений вдоль смычка туда и обратно, и вот он готов к игре.
-Что же попробовать сыграть?-подумал Михаил,-ну конечно же арию Альбинони.
Это было одно из его любимых произведений. Он вспомнил, что когда они с оркестром играли эту арию на концерте в Капелле, у него даже мурашки по спине пробежали от восторга, охватившего его тогда.Что это была за музыка !
Первые ноты ещё только мелькнули в его голове, а руки сами заиграли знакомую мелодию. От радости у Михаила даже появились слезинки в краешках глаз.
- Вспомнил,вспомнил, ничего не забыто !
Он несколько раз сыграл арию, после чего достал из футляра ноты романса Бетховена и стал его играть.Соседка , которая жила рядом, выключила свой громко орущий через стенку телевизор, наверно тоже захотела послушать как играет скрипка.Эти ни с чем не сравнимые звуки прекрасной мелодии, сочинённой великим композитором, завораживали и проникали прямо в душу. Михаилу даже показалось, что его сердце перестало биться, а всё его тело наполнила эта великолепная музыка.
Несколко минут восторга закончились, он взял скрипку, провёл ладонью по её красивым формам и задумался.
Тут , как молния промелькнула в его сознании — он вспомнил о своей поздней любви,о минутах ,проведённых в объятиях его прекрасной женщины, её нежной коже, сладких губах, отзывчивом и гибком теле, об их ссоре и расставании. Вдруг за окном его комнаты появился белый голубь, который размахивая крыльями пытался влететь к нему прямо через стекло.Он несколько раз ударил клювом по окну, потом уселся на подоконник и стал воркуя ходить вдоль него.
- Это она, она думает обо мне,-подумал Михаил, очень тосковавший по жене,с которой расстался.
Через несколько минут раздался телефонный звонок.
- Здравствуй, это я,-услышал он тихий голос, который бы узнал из сотен миллионов других — голос его любимой.
-Здравствуй,-ответил Михаил,- я только что думал и скучал по тебе.
Свидетельство о публикации №212061300492