Евангелие от... впечатления от прочитанного

В последнее время вижу много книг разных авторов, посвященных Иисусу.
Спустя 2000 лет его образ волнует нас гораздо более мощно, чем во времена его современников.

Казалось бы, все уже сказано, написано, обдумано, но… каждый хочет осмыслить, пропустить сквозь себя историю его жизни, осознать некую единственную правду. И потом этой правдой поделиться с другими.

Наверное, неплохое намерение. Не худшее из всех возможных.

Что же получается в итоге?

Передо мной лежат два романа. Очень разных, очень личных, очень искренних. Оба они – об Иисусе.

Первый роман – «Евангелие от Пилата», автор Эрих-Эммануэль Шмитт.
Критики называют его одним из лучших романов автора.

Второй роман – « Евангелие от Джимми», автор Дидье ван Ковеларт.

Оба романа объединяет не только тема жизни Иисуса, его влияния на целые поколения людей и на конкретную личность, но также и то, что эти произведения несут на себе черты детектива, глубокий психологизм и искренность чувств авторов, которая видна в тщательно выписанных героях.

Итак, первый роман – взгляд из глубины веков, впечатления очевидца и участника событий Понтия Пилата.

Второй  роман – история жизни нашего современника Джимми волею судьбы и силою научного гения, оказавшегося клоном Иисуса.

Понтий Пилат, злодей, вынесший смертный приговор Иисусу, спасителю человечества, о чем он думал, отдавая этот приказ, что чувствовал потом, был ли он вовлечен в драму или же остался отрешенным свидетелем происходящего, и эпизод с Иисусом был всего лишь незначительным событием его ежедневных рутинных обязанностей?
Мы не знаем, как все было на самом деле и уже никогда не узнаем этого. Но мы можем предположить… И построить на этом предположении, например, роман.

Роман начинается с проникновенных, трепетных воспоминаний Иисуса. И то, что они идут от первого лица, неспешно, как и подлинные воспоминания, тщащиеся заполнить невыносимость ожидания, придает особенную глубину каждой строчке.

Кажется, что и ты, читатель, там. Сидишь рядом тенью и подслушиваешь-подсматриваешь картины, плывущие в памяти сидящего одинокого человека, внимаешь вместе с ним тишине ночи и голосам из прошлого.

Для него – все прошлое, и все – настоящее.
Слились в едином мгновении ожидания.
Вот-вот наступит та самая минута, кульминация.
Развязка.
И без нее не обойтись, хочешь ты того или нет.
Наверное, проще было бы мастерить  мебель, создать семью и прожить жизнь плотника. Да вот не сложилось. У каждого свое предназначение.

«Прекрасная и безучастная синяя ночь. Невероятное безмолвие.

Ожидание опустошает меня. Я предпочел бы говорить, сражаться, действовать…
А вместо этого поворачиваю голову, вслушиваясь в малейший шум, надеясь уловить бряцание оружия.
Нет, я не спешу умирать, но хочу, чтобы окончилось ожидание. Лучше смерть, чем агония. Почему медлят солдаты? Так ли долго идти от Храма до Масличной горы….»

Всем нам доводилось ждать, и каждый знает, как  способно растянуться время, закрутиться немыслимой спиралью, подняв со дна души воспоминания вперемешку с прошлыми страхами и несбывшимися ожиданиями.
В такие минуты мы не то молимся, не то исповедуемся сами себе, не то рассказываем молчаливому собеседнику отрывки из собственной жизни. Это заполняет ожидание.

Позволяет так похоже переживать последние мгновения перед..

Но у каждого свое «после»…

И неслучайно преддверием романа стала «Исповедь приговоренного к смерти», ожидание Иисуса перед арестом. Весь остальной роман был бы невозможен, убери вот это совместное ожидание-путешествие в глубины памяти.

Напиши автор о торжественной минуте, о молитве и торжестве Иисуса, ожидающего воссоединения с небесным отцом – мы бы ему не поверили.
Здесь и сейчас с нами – человек.
И он просто ждет, без всякого пафоса, испытывая страх и волнение, веря и не веря тому, что должно произойти, размышляя о том, что привело его к этой точке невозврата.

«Мою судьбу всегда определяли другие; они умели прочесть ее письмена, для меня самого оставшиеся непостижимыми. Сам я едва различал свое будущее, а другие видели его ясно».

Выбор каждый из нас делает часто не зная, что он принесет. Мы следуем долгу – «так надо».  Заглядывать в будущее может не каждый, да не каждый и хочет обрести столь неоднозначный дар.

Но следование долгу всегда определяется внутри нас, теми ценностями, которые есть у каждого, которые определяют, что есть хорошо и что есть плохо и заставляют нас действовать вопреки очевидной выгоде, вопреки страху и ненависти.


«Так надо» - если ты принимаешь свой долг, ты способен почти на невозможное.

«Я заглянул в игральные карты мира сего. И увидел игру изнутри. Люди играли плохо: надеясь на выигрыш, они использовали крапленые карты. Силу. Власть. Деньги.
Я любил лишь исключенных из их глупой игры…
Они не пытались отречься от своей нищей жизни.
Нет, они любили жизнь и беззаветно препоручали себя ей…
В доверии к жизни проявлялась их вера в Бога…»

Многие ли из нас сегодня обладают ДОВЕРИЕМ К ЖИЗНИ?
А многие ли задумывались вообще о том, что это такое?
И не утратили ли мы вообще это замечательное качество, присущее нам от рождения…

Стремился ли Иисус к славе и популярности? Являлись ли его проповеди всего лишь «предвыборной компанией» для одной из политических партий древнего Иерусалима? Есть и такое предположение в наши дни.

Историю двухтысячелетней давности мы пытаемся сделать похожей на сегодняшние реалии. Политика вне морали. Выгода превыше человеческих чувств. Но автор придерживается другой концепции.

Иногда бывает так, что человека ведет его предназначение, и все случается как бы само собой, никуда не увильнуть с проложенного пути. Ты можешь лишь принять или отвергнуть его, в зависимости от внутренних ценностей.

«Я не хотел заниматься целительством. Я запретил ученикам приводить ко мне больных. Но как устоять перед истинным страданием? Когда хилый ребенок или бесплодная женщина лили перед мной слезы, я все же пытался им помочь. Недоразумения множились… Мне приписывали все новые чудеса…»

Любое ожидание рано или поздно оканчивается.

Пришла стража, и воспоминания-исповедь Иисуса окончена. Но глубокое сочувствие и сопричастность происходящему остаются, благодаря  мастерству автора, доставшему из глубины души переживания, обрывки слов, молитв, страхов и надежд.

И вот теперь, с нового аккорда, начинается собственно роман.

Евангелие от Пилата построено в форме некоего детектива.

Провести собственное расследование, понять, узнать, остался ли жив Иисус, воскрес ли он, что сталось с ним после злополучной казни – Пилат не может по-иному.

Он не отстраненный свидетель событий, он в них вовлечен не «по долгу службы», а скорее по внутренней потребности. Иногда мы следуем своему долгу, как его понимаем, до конца.

 «Так надо» обладает неизмеримой властью над нашими поступками. Но где-то в глубине остается тоска – «а что если бы…»

Что, если бы все пошло по-другому, не так, как должно? Что если бы… Никто из нас не защищен от такого «а если бы». Особенно если требования долга противоречат зову сердца.

Ни Иисус, ни Пилат, ни Иуда не были свободны от этой власти. Она заставляла их страдать. Так же, как заставляет страдать нас, спустя две тысячи лет.

Мы, люди, хорошо понимаем друг друга...

Наверное, поэтому такой силой сочувствия и сопереживания проникнут роман Э-Э Шмитта. Нет злодеев и нет героев – есть люди, страдающие, живущие и умирающие. Такие, как мы. Со своими драмами жизни и смерти. И мы – с ними. И они – с нами. Всегда.



Второй роман эмоционально насыщен не меньше первого.

Правда, канва разворачивающихся событий несколько не традиционна. Мы не заглядываем вглубь веков, не пытаемся ощутить чувства и мысли участников драмы.

Автор предполагает и приглашает в свое предположение читателей. 

Что, если сегодня удалось бы клонировать Иисуса? Повторилась ли бы история? Какое влияние на нас сегодняшних оказало бы присутствие Иисуса в мире? Способны были бы мы поверить ему или отвергли бы вновь? И кем он стал бы для нас – человеком из плоти и крови или символом, с помощью которого можно обрести власть, деньги, статус?

Неожиданное допущение интригует. Хочется вслед за автором пройти до конца предположения.

Итак, современная наука способна на многое. «Мы клонировали Иисуса...» Новость, ошарашивающая своей предельной простотой. Но вот что с ней делать?

Мальчик Джимми оказывается средоточием политических интриг, лжи и манипуляций. Кому-то выгодно доказать, что клон реален, кому–то  - наоборот. Для кого-то это нереальная победа науки, а для кого-то – тщательно продуманная афера, способная послужить достижению целей.

Джимми трудно понять, кто он на самом деле. Им играют как пешкой на доске. Сталкиваются амбиции, интересы и деньги.

Никому нет дела до того, что чувствует и чего хочет сам Джимми. Впрочем, и в его жизни есть любовь, есть привязанность и уважение. Он принимает решения и действует ради них. Судьба влечет его неумолимо к публичности, к манипулированию им различными властными структурами.

Что может изменить судьбу, повернуть ее навстречу мечте?

Только доверие. Доверие от сердца к сердцу.

Вера конкретным людям и вера в людей в целом.

Это важнее интриг, манипуляций и политических ставок в «большой игре».

Казалось бы, детектив. Пусть и на нестандартном сюжете о клонированном Иисусе.

Но автор сумел показать человеческое сердце, с его страхами, любовью, надеждами и отчаянием.

И переворачивая последнюю страницу, отчетливо понимаешь – это самое главное. Сохранить человечность, сохранить себя. В любой ситуации. Следовать долгу можно с открытой душой.

И в этом оба романа перекликаются. Люди и человеческое в них оказываются под пристальным вниманием автора и заставляют читателя заглянуть внутрь себя –
«а я, что бы я делал и чувствовал, кем я могу стать?»


По материалам еженедельной рассылки Полины Рэй: http://subscribe.ru/catalog/culture.lit.kniga2012


Рецензии