Тропою жизни Часть II Очень умный? Ищи другую зарп

Очень умный?  Ищи другую зарплату

Давайте зададим вопрос – не приходилось ли вам быть свидетелем того, как люди приближают потерю рабочего места или делают себя несчастными?
Последуйте следующим вредным советам и это вам гарантировано. Остается лишь ощутить их на себе.
1. Заставьте начальника «потерять лицо». Выставьте его смешным в
глазах подчиненных. Вы утешите свое самолюбие и получите реальный шанс стать первым. Первым с ряду «сокращаемых».
2. Загоните начальника в «угол». Заставьте принять решение
немедленно.
3. Сделайте все возможное, чтобы выглядеть хорошо за счет
начальника.
4. Противоречьте начальнику каждый раз, особенно при
посторонних, как только он отдает приказание.
5. Выражайте свое сомнение, несогласие по поводу того, что он
говорит, при подчиненных.
6. Всякий раз, когда начальник вам что-то объясняет, покажите ему
всю абсурдность его утверждений.
7. Если начальник не прав, скажите ему об этом прямо, без
обиняков, желательно очень громко, чтобы услышать мог даже тугоухий.
8. Когда начальник обращается к вам, не поворачивайтесь к нему, а
продолжайте беседовать со своим другом – это интереснее.
9. Перебивайте начальника каждый раз, как только вы в чем-то
усомнились.
Может, переведем дух и остановимся?
При выполнении всего вышеперечисленного у начальника есть очень даже большой шанс вас «полюбить».

Кто сказал мяу первым, тот и будет тигром

Можно продолжить, но думаю и этого вполне достаточно, чтобы оказаться у ворот. В шляпе.
У вас же сейчас более ответственная задача – выстоять перед натиском и гипнотическим воздействием начальника и не потерять своего лица.
Не доводите ситуацию до абсурда, контролируйте обстановку.
Вызвав вас к себе в кабинет, начальник будет диктовать вам свои условия и правила игры. Постарайтесь сделать так, чтобы игра проходила не только на его стороне поля.
Пригласив к себе, начальник в лучшем случае усадит вас на неудобное место, подальше от себя, чтобы вы не имели возможности положить руки на стол или подлокотники кресла, а в худшем – не только не предложит присесть, а еще оставит стоять у дверей.
Не отдавайте инициативу в его руки с первых минут, ибо потом вы осознаете, что именно эта минута была решающей.
А теперь представим ситуацию, что вас усадили спиной к двери, да еще оставили ее полуоткрытой. 
Нет, не сквозняк холодит вашу душу, а неприятное ощущение незащищенности и униженности.
Во-первых. Вы не можете контролировать ситуацию за спиной, особенно если там происходит постоянное движение. Вы чувствуете какой-то внутренний дискомфорт, непроизвольно возрастающее напряжение, учащение пульса и дыхания, поднимающееся кровяное давление.
Во-вторых.  Вы подсознательно чувствуете, что вам трудно предотвратить мнимое нападение сзади, особенно если сидите на табуретке, а не в кресле, потому что не защищена спина. Это подсознательное ощущение опасности проявит себя при первом малейшем движении за вашей спиной.
В-третьих. Усадив вас на неудобное место, да еще заранее поставив в заведомо в худшее положение, начальник ясно дает вам понять, кто есть кто, то есть четко обозначает субординацию.

Маленькие хитрости для большого босса

Как выйти из этого тупика?
Опять же нужна подготовка.
У вас дома, да и на работе было время десять минут (полчаса, час), чтобы подготовить маленькую записку, объяснительную, докладную, план, схему разговора.
Положите этот листочек перед собой. При первой же возможности (лучше сразу) скажите начальнику, что вы написали докладную, служебную и т.д. записку и подвиньте ее чуть-чуть от себя.
Не больше.
У начальника появится желание взглянуть на ваш опус и тут уж не упустите свой шанс.
Встаньте и идите смело к нему, расположитесь слева от него и ни в коем случае не уходите.
Стойте над ним, столько, сколько вам позволяет совесть, стойкость, упорство, нахальство, воспитание и все прочее вместе взятое. Еще лучше, если вы встанете за его креслом. Это заставит его сразу почувствовать незащищенность своей спины и повернуться к вам.
Попытайтесь, смотря на него сверху вниз, наступить на его личную территорию (это примерно от 46 см до 1,2 метра) и вы увидите, как он занервничает, станет даже агрессивнее и попросит вас присесть на свое место. Не торопитесь. Помните, сегодня решающее сражение.
Напрягая всю свою волю, собрав все свое мужество в кулак, не поддавайтесь этому давлению, а сядьте на стул слева от него. В такой ситуации у вашего начальника исчезнет объект прямой агрессии, а у вас появится реальный шанс разрядить обстановку и добиться желаемого результата.
При таком расположении у вас хоть чуть-чуть, но все же улучшится самочувствие, а у начальника не будет возможности нанести сокрушительный лобовой удар.
Сидя слева, если вы и будете получать удары, ощутите, что они уже не такой силы, ибо идут как бы по касательной.
С другой стороны, начальник вынужден будет изменить свою позицию. Если у него кресло на крутящихся ножках. ваши шансы уменьшаются. А если он сидит в устойчивом кресле, ему придется приподняться или встать и повернуть сиденье в вашу сторону, чтобы занять ту же первоначальную позицию субординации – начальник-подчиненный.
Но за это время произошли существенные изменения.
Первое. Вы значительно сократили расстояние до начальника, таким образом подсознательно заставили уменьшить поле деятельности.
Второе. Вы выиграли время, почувствовали и оценили обстановку, сумели взять хоть как-то себя в руки.
Третье. Вы добились пусть даже очень маленькой, но победы – заставили начальника считаться с вами – ведь именно из-за неудобства, которое вы доставили шефу, ему пришлось изменить позицию.

Мешок должен быть подъемным

Теперь вам предстоит выдержать самое главное испытание – натиск начальника.
Сотни и тысячи людей ежегодно, ежемесячно оказываются на больничной койке только из-за того, что не умеют правильно воспринимать и обрабатывать слова начальника. Они пропускают через себя слишком большую порцию отрицательной энергии и подобно трансформатору, получившему запредельную нагрузку, выходят из строя.
Не позволяйте пропускать через себя больше энергии в единицу времени, чем можете переработать!
Не позволяйте начальнику кричать на вас. Эта защитная реакция, с помощью которой начальник пытается скрыть неуверенность, отсутствие авторитета, некомпетентность, неспособность решить возникшие проблемы.
Научитесь в самом зародыше гасить крик, ибо в следующий раз вам уже не удастся это сделать – начальник всегда будет господствовать над вами.
Все это напоминает ситуацию, когда встречаются два незнакомых человека и заводят разговор. Если первый обратился к своему собеседнику на «ты», а тот не отреагировал на это обращение адекватно, то есть не стал сразу же обращаться к нему тоже на «ты», то впоследствии второй всегда будет находиться в психологической зависимости, обращаясь к первому исключительно на «Вы». Понаблюдайте за собой и окружающими, чтобы убедиться в этом.
Разве позволяет себе ваш начальник кричать на вышестоящее руководство? Никогда!
Давно подмечено, чем сильнее он кричит на своих подчиненных в родных стенах, тем более ниже он прогибается в кабинете вышестоящего начальства, тем бархатней и услужливей, тише и льстивей его голос перед боссом.
С самого первого дня, с самой первой встречи не позволяйте никому повышать на вас голос. Смалодушничав один раз, с каждым разом, каждой новой встречей, в каждой последующей ситуации уровень децибелов крика будет только возрастать.
И не стоит удивляться тому, что некоторые мужья занимаются рукоприкладством, «любя» своих жен тумаками.
Те, кому приходится или приходилось испытать что-то подобное, задайте себе вопрос: разве ваш любимый на первом свидании мог позволить себе подобное? На втором? На третьем? Уже мог?
Значит, он шаг за шагом завоевывал ваше пространство, расширял свое поле действия, а вы, в свою очередь, безропотно, шаг за шагом уступали свое право на голос и действия.
И когда любимый в первый раз замахнулся на вас, а бурной ответной реакции от вас не последовало - это дало мужу (жениху) возможность полностью диктовать свои условия, почувствовать свою безнаказанность, значит, и всесилие. И такое поведение справедливо в любой ситуации.
Если в семейной жизни у вас возникла такая ситуация, решайте ее немедленно. Время неумолимо летит вперед, и вы не успеете заметить, как загубите свою жизнь.
Некоторых женщин от развода с постоянно пьяным мужем, к тому же любящим поколачивать свою лучшую половинку, останавливает ложное понятие осуждения со стороны соседей, знакомых родных.
Но разве они – подруги, соседи, знакомые переносят издевательства тирана?  Так что вам и решать.
Жизнь раз за разом доказывает, что невоспитанный человек, не встретив сопротивления, наглеет с каждым разом, постепенно превращаясь в хама, нахала, сноба.

Не стой за спиной с нахальным вопросом

Давайте рассмотрим реальный пример из жизни, а потом зададим себе несколько вопросов.
У одного из коммерческих банков в связи с большими финансовыми проблемами была отозвана лицензия и заморожены вклады населения. Естественно, народ ринулся спасать свои деньги, чуть ли не штурмом пытаясь прорваться к заветной кассе. К определенному дню и часу весь запас наличных денег был исчерпан. Исчерпалось и терпение некоторых вкладчиков, вынужденных решать проблему – переводить или не переводить свои денежки в Сбербанк России, притом по самому невыгодному курсу, ибо надежда возвращения вкладов с процентами таяла с каждым днем в геометрической прогрессии.
И вот представьте себе эту накаленную до пределов обстановку, когда у одного из клиентов сдают нервы, который, оформляя документы на перевод, слово за слово усиливает натиск на операционистку и, не встретив с ее стороны отпора, в конные концов переходит на крик, вынуждая ее со слезами убегать с рабочего места.
Заводится и очередь.
И тут появляется администратор, которому со всех сторон сыплются вопросы, переходящие чуть ли не в крик.
Наш клиент (для удобства рассказа назовем его N.) тоже, стоя за спиной администратора, повторяет свой трюк громкоголосой атаки. 
Но администратор абсолютно спокоен  и выдержан. 
Он твердым, уверенным и спокойным голосом говорит, что правила хорошего тона не позволяют ему вести разговор одновременно со всеми, тем более с человеком, стоящим за спиной – он должен видеть лицо собеседника. Клиент N. продолжает свою горластую тираду, но администратор намеренно делает вид, что не слышит его и начинает по одному выслушивать клиентов, стоящих к нему лицом, прося соблюдать их очередность.
Обиженный отсутствием внимания к своей персоне, клиент N. продирается через частокол людей и пытается в очередной раз, без всякой очереди, надавить на администратора.
Тот, в свою очередь, с прежним спокойствием замечает, что отвечает на задаваемые вопросы в порядке очереди и просит разъяренного клиента тоже придерживаться этого правила.
Клиент N. злится еще больше и пытается накричать на администратора, на что получает тактичное, но твердое заявление, что он при исполнении служебных обязанностей и разговаривать с ним в таком тоне непозволительно, тем более что он не его сын, не брат и даже не хороший знакомый.
После этих слов администратор переключает свое внимание на других клиентов и продолжает спокойно отвечать на их вопросы.
Зримо ощущая дистанцию, четко установленную администратором, клиент N. успокаивается, его пыл гаснет, воинственность иссякает - он молча поворачивается и уходит из очереди.
А теперь проанализируем эту ситуацию.
Почему операционистка убежала со слезами на глазах, а администратору удалось не только овладеть вниманием разъяренной толпы, но и управлять ситуацией?
Первое. При первых же признаках возникновения конфликтной ситуации операционистка в силу своей молодости и неопытности не сумела погасить эмоции клиента и позволила ситуации развиваться бесконтрольно. 
Второе. Она позволила клиенту N. нарушить дистанцию в общении, что привело к разрушению субординации, а точнее, партнерского взаимоотношения.
Третье. Она не сумела в полной мере контролировать как свои эмоции, чувства и поведение, так и клиента.
Четвертое. Операционистка позволила клиенту N. почувствовать свою безнаказанность, продолжая безропотно выносить его психологическое давление.
Пятое. Она шаг за шагом позволяла клиенту N. расширять поле действия, соответственно, смиренно уступая свое.
Какими действиями администратор обеспечил себе преимущество перед клиентом N?
Первое.  Твердый, уверенный и спокойный голос администратора ясно подчеркивает его знание ситуации, пути и методы выхода из создавшегося положения.
Второе. Администратор подчеркивает свое уважение к людям, замечая, что правила хорошего тона не позволяют ему вести беседу со всеми одновременно.
Третье. Администратор сознательно игнорирует поведение клиента N., давая понять ему отсутствие значимости как для администратора, так и для очереди до тех пор, пока клиент N. не будет придерживаться общепринятых правил поведения.
Четвертое. Администратор упорядочивает очередь, позволяя каждому по очереди задавать вопросы, давая на них грамотные ответы.
Пятое. Администратор управляет очередью, не позволяя клиенту N. бесцеремонно нарушать установившийся порядок задавания вопросов. 
Шестое. Администратор своими действиями вытаскивает клиента N. из-за спины, тем самым обезопасив себе тыл.
Седьмое. Администратор четко устанавливает дистанцию взаимоотношений с клиентом N., указывая ему на отсутствие каких-либо родственных или иных отношений между ними.
Восьмое. Администратор сотрудничает с очередью, позволяя ей самой поддерживать порядок, что, в свою очередь, не нравится клиенту N.
Девятое. Администратор с помощью очереди дает понять клиенту N., кто здесь лишний, так как свои поведением он пытается игнорировать достоинство не только администратора, но всех клиентов, стоящих в очереди.
Десятое. Клиент N. понимает, что лобовая атака не только не удается, не проходит, но и игнорируется, что, в конце концов, приводит его в замешательство и к бегству.
Если вы хотите продолжить анализ дальше, то найдете еще ряд положительных действий, позволивших администратору достойно выглядеть в создавшейся сложной, до предела накаленной обстановке.

Молчи громче, но с толком

При разговоре с начальником вам потребуется не меньшая, а в большинстве случаев даже большая  выдержка, уверенность в своей правоте, умение контролировать и управлять своими чувствами, не впадать в гипнотический страх, смело отстаивать свое человеческое достоинство и авторитет.
Если начальник пытается повысить на вас голос, скажите твердо и уверенно, что вы не ребенок, чтобы на вас повышали голос, тем более кричали, и вы не позволите обращаться с вами подобным образом.
Действуйте решительно, быстро, с чувством собственного достоинства. Не давайте начальнику ни малейшего шанса унизить или оскорбить вас, сразу обеспечьте ему решительный отпор – в следующий раз он не посмеет обращаться с вами подобным образом.
Если же он попытается повторить свое хамское поведение, действуйте еще более решительной, напомните, что вы уже говорили ему, что не позволите ему обращаться с вами в подобном духе.
Наберитесь смелости, закончите этот разговор, повернитесь и уйдите.  Не беспокойтесь о том, что начальник вас накажет. Если он умный, скорее всего он извинится перед вами, если же его невоспитанность не позволяет ему сделать это, значит, в следующий раз он получит такой же отпор, как и в прошлый.

Лучшая защита босса не боится

Не позволяйте манипулировать собой и быть марионеткой в чужих руках. Постройте для себя мысленные перегородки и защитные барьеры, чтобы в нужный момент воспользоваться ими.
Как это сделать?
Опять же терпеливыми тренировками.  Уделите этим упражнениям по пять минут своего свободного времени – в троллейбусе, метро, очереди, при разговоре с женой (мужем) и т.д.
Самое трудное – как добиться, чтобы те неприятные слова, стремительно и больно вонзающиеся в ваши уши, не дошли до сердца, не мучили душу?

Попробуем найти выход.
Способ первый. Представьте, что из уст начальника вылетают не слова, а камушки, которые нескончаемым мелким потоком падают из его рта, даже не долетая до ваших ног. Каждое слово – это маленький камушек. Постарайтесь представить этот процесс зримо, ясно и вы скоро убедитесь, какой замечательный эффект он вам принесет.
Чтобы эта картина появлялась перед вашими глазами сразу, тренируйтесь везде, всегда и на разных людях. Для достижения наиболее ощутимого результата лучше всего начинать экспериментировать с людьми, с которыми вы не состоите ни в каких зависимых отношениях.
Способ второй. У вас никак не получается с камушками.
Вообразите сильный ливень, который нескончаемым потоком льется между вами и начальником. В потоке шума и дождя слова начальника просто растворяются.
Эта дождевая завеса особенно хорошо помогает, когда начальник имеет привычку контролировать вас, стоя за спиной. Чем интенсивней будет этот дождь, тем меньше воздействия на ваши нервы оказывают его слова.
Способ третий. Мысленная стеклянная перегородка, об которую стукаются слова начальника и отскакивают назад, даже не достигнув вас.
У каждого человека эта мысленная стеклянная перегородка своя. Например, у меня эта перегородка сделана в виде кабинки из оргстекла – пыльного, обшарпанного, поцарапанного, в которой есть окошко с перегородкой - она падает с верху с шумом и захлопывается. Знаете, помогает здорово.
Как только вы почувствуете, что на вас начинают давить, отпустите свою стеклянную перегородку и никого не пускайте.
Самое трудное здесь – определить расстояние от собеседника, на котором эта перегородка опускается. Некоторым тренированным людям удается опустить ее прямо перед носом начальника. Ваша же задача на сегодня – научиться просто опускать этот занавес, а чувство расстояния придет с тренировками и временем.
Научившись управлять своими чувствами, эмоциями, вы сможете легко контролировать ситуацию. Не давайте возможности вывести себя из равновесия.
Ваши подготовленные аргументы, связанные в логическую цепь факты, отрепетированные возможные каверзные вопросы и с блеском выученная наизусть речь – лучшее оружие в борьбе с начальником. Используйте их в полной мере и, если хотите, идите до конца.

Кнут возьми себе, перцем поделись с коллективом, пряник отдай начальнику

Не правды хочу, а избежать наказания
Но чаще всего нам хочется доказать не свою правоту, а избежать наказания.
И чтобы претворить это желание в жизнь, придется изрядно потрудиться.
Если вы высокого роста, войдя в кабинет начальника, постарайтесь хотя бы немного пригнуться, чтобы создать иллюзию, что вы немного ниже ростом, чем есть на самом деле. А если ваш начальник гигант, легкий поклон вам все равно не повредит.
Дайте ему почувствовать свою значимость и величие (вы-то знаете, ради чего стоите в этом кабинете и какова ваша конечная цель), но не переусердствуйте. 
О приветствии мы поговорим отдельно, но ради Бога не молчите.
Скажите, как глупо и необдуманно вы поступили, как не могли предвидеть все вытекающие из этого последствий, в то же время искренне признайте достоинства начальника, ненавязчиво дайте ему понять, что именно он создал этот прекрасный, дружный коллектив, и вам очень не хотелось бы впредь подводить его своими безответственными (необдуманными, не до конца просчитанными, неосновательными,  легковесными и т.д.) поступками.
Скажите ему, что вам очень жаль, что отнимаете у него такое драгоценное время, когда у него и без вас хватает забот, а ему приходится иметь дело еще c вами.
Используйте всю силу лести при оценке заслуг начальника.
Людям, в особенности начальникам, нравится чувствовать, что их ценят. Вы можете многого добиться, льстя своему начальнику. Как говорят англичане, медом можно добиться большего, чем укусом. Чтоб людям угодить, полезен льстивый шепот: редко кто перед этим устоит. Дайте понять ему, что именно его проблемы являются самыми важными.
Протяните начальнику обе руки ладонями вверх и тихим, а может быть даже жалобным голосом (все зависит от ситуации и тяжести проступка), попросите не наказывать вас.
Пообещайте, что впредь такого не повторится, что вы будете во всем следовать инструкциям, советам старших товарищей и его, начальника, указаниям.
Такое ваше поведение даст понять начальнику, что вы не представляете для него опасности, не посягаете на его значимость, общественное положение и роль, которую он играет в коллективе и, как результат, он менее сердитым голосом сделает вам строгое предупреждение и отпустит, не вынеся даже дисциплинарного взыскания, чего вы и добивались.


Рецензии