Тропою жизни Часть II Начальника аргументами не пе

Начальника аргументами не перешибешь

Рассмотрим другую ситуацию.
Вам предстоит разговор с начальником и вы прекрасно знаете, что он не прав и готовы своими аргументами сровнять его с землей (ух, как вы злы!).
Вы так и собираетесь сделать.
Остановитесь.
Что вы получите с того, что своими аргументами докажете свою правоту?
Пиррову победу,.
А вам с ним еще работать. Впрочем, после бурного разговора вы напрочь отобьете у него желание сотрудничать с вами.
Начальник никогда не признает в себе дурака или самодура. В лучшем случае он скажет: «Ишь, умник выискался!».
Из этого следует, что каждый из вас еще больше убедится в своей правоте, причем абсолютной. И если начальник до этого относился к вам плохо, то после бурного разговора отношения станут еще хуже.
Что делать?
Следовать советам великого мастера каратэ Масутацо Ойамы, не проигравшего ни одной схватки.
Он запрещал своим ученикам любые драки на улице и строго за это наказывал, считая, что не умеющий управлять своими чувствами, эмоциями, поведением боец не способен достичь больших высот, искренне веря, что лучший бой – это тот, которого удалось избежать.
Подумайте над этим.

Избегайте споров с начальниками, ибо все ваши попытки доказать свою правоту еще больше укрепят в нем веру, что дураком являетесь вы, ну уж никак не он.
И даже если вы и правы, не загоняйте начальника в «угол», оставьте ему возможность спасти свой престиж, не отнимайте все пространство для маневра.
А как же тогда добиться, чтобы начальник считался с вашим мнением?
Сделайте свое мнение догадкой, открытием начальника.
Как мы уже говорили ранее, всякая работа требует подготовки. Подготовьтесь и вы, чтобы склонить начальника к своему мнению. Отрепетируйте это дома, чтобы легко и органично воплотить его в реальной жизни.

Намажьте мед на масло с белым хлебом

Итак, вы в кабинете начальника.
Первое, что вы должны сделать - вежливо поздороваться с ним.
Сравните: «Здравствуйте!», «Здравствуйте, Иван Петрович!», «Иван Петрович, здравствуйте!», «Добрый день, Иван Петрович!», «Иван Петрович, добрый день!».
И что у вас получилось?
Все звучит одинаково?
Если так, то давайте произнесем эти фразы еще раз.
В каждом случае реакция начальника, пусть и неосознанная, будет разной, даже если эти приветствия будут произнесены с одинаковым темпом, тембром, интонацией.
Если вам удастся произнести «Здравствуйте!» 24 различными вариациями, то дальше можете не читать – вы достигли достаточного совершенства.
Если же все фразы ничем друг от друга не отличаются, то для работы есть широкое поле творчества.
Короткое «Здравствуйте!» может означать:
1. Вы пришли, потому что вас вызвали и ваше сокровенное желание –
побыстрее закончить разговор и уйти. Поэтому и приветствие короткое, как удар хлыста.
2. Вы намеренно игнорируете значимость начальника, не обращаясь к
нему по имени  и отчеству, давая тем самым понять, что он для вас не авторитет.
3. Вас вообще не интересует начальник и поэтому вы даже не
позаботились узнать (назвать) его имя и отчество.
Но если вы тем же самым набором голосовых связок, тем же тембром и интонацией к приветствию «Здравствуйте!» добавите «Иван Петрович», считайте, что маленький шажок к достижению своей цели вы уже сделали.
Если вы хотите с первых же секунд встречи расположить к себе Ивана Петровича, разверните корпус в его сторону, сделайте легкий поклон, улыбаясь и расточая всю свою искренность, поздоровайтесь с ним: «Здравствуйте, Иван Петрович!», делая ударение на первом слове, а затем четко, ровно и разборчиво произнесите «Иван Петрович».
Покажите, что вы рады этой встрече и готовы сотрудничать.
Однако чем же все-таки отличаются приветствия: «Здравствуйте, Иван Петрович!» и «Иван Петрович, здравствуйте!».
Приветствия типа «Вася, здравствуй!»,  «Иван Петрович, здравствуйте!» обычно относятся к хорошим знакомым, с которым вы давно работает вместе и в большинстве случаев – к равному себе по служебной лестнице коллегам.
Если вы можете себе позволить таким образом приветствовать своего начальника на улице, воздержитесь применять этот прием в его личном кабинете, тем более, если он занят.
Переверните фразу и приветствием: «Здравствуйте, Иван Петрович!», «Добрый день, Иван Петрович!» вы подчеркнете его значимость и свое уважение к нему.
Тренируйтесь до тех пор, пока не добьетесь ощущения полноты всей фразы, не почувствуете все оттенки и возможности ваших голосовых связок и воображения.
А теперь перед вами иная, более сложная задача – точно оценить ситуацию.
Типичная ошибка многих состоит в том, что вместо того, чтобы оценивать ситуацию, они рассматривают только те взгляды и аспекты ситуации, которые благоприятны для них.
Если вы хотите, чтобы с вашим мнением считались – не торопитесь.
Отвечайте только тогда, когда спрашивают, и свое мнение выражайте фразами типа: «Вполне возможно, я ошибаюсь…», «Я не совсем уверен, прав ли я…», «Мне кажется, но это может быть и ошибочным мнением…» и т.д.
Тем самым вы как бы поднимаете значимость собеседника, корыстно преследуя свои цели. Не зря же китайцы говорят, что большая река набирает силу от стекающих с высоких гор мелких ручейков.
Прежде чем задать свой первый вопрос, тщательно обдумайте его. Следуйте принципу великого Сократа и заставьте начальника с самого начала несколько раз ответить «да».
Самым простым и действенным приемом является фраза: «Если я вас правильно понял, вы сказали, что…», далее в точности воспроизведите его фразу и закончите словами «не так ли?».
Начальник вынужден будет согласиться с вами, а точнее, со своей сказанной фразой. Однако не переусердствуйте!

Не доверяй начальнику даже во сне

Подчиненный не может безнаказанно навязывать свое мнение руководителю. Помните об этом всегда!
Каким бы демократом не казался вас начальник, нельзя доверяться ему до конца. Всякое ваше слово оседает в подсознании и при другом стечении обстоятельств может сыграть с вами злую шутку.
Очень часто начальник, чтобы выудить нужную ему информацию, применяет следующий безотказный трюк, рассчитанный на тех, кто с этим  не знаком.
Пригласив к себе в кабинет, начальник заводит с подчиненным дружеский разговор, а потом неожиданно вставляет заведомо необоснованное обвинение или упрек. Подчиненный вспыхивает от негодования и ищет контраргументы.
У начальника есть общее видение ситуации, и он дергает за нужные веревочки (струны души), то есть задает больные вопросы, порой даже несправедливые, тем самым заставляет подчиненного выгораживать себя.
Сам того не замечая, бедолага сваливает вину на своих товарищей. Чем усерднее защищает себя подчиненный, чем больше информации он сливает начальнику.
Этот трюк не проходит с теми, кто уже испытал на себе подобные приемы и может аргументировано и четко разъяснить свое видение ситуации и свою точку зрения, может смело взять ответственность на себя.
Будьте внимательны и бдительны!
Если вы впервые говорите с начальником с глазу на глаз, вам будет очень сложно контролировать ситуацию. Поэтому тренировка дома поможет вам чувствовать себя более уверенным и раскрепощенным.
При разговоре с начальником у некоторых подчиненных туманятся мозги, у других язык просто «прилипает» к небу, а третьих начинает лихорадить.
Чтобы с вами такого не случалось, к разговору с начальником надо готовится так же тщательно, как спортсмен к ответственным соревнованиям: тренировки каждый день  с одним днем отдыха в неделю, когда анализируются все успехи и промахи, достижения и недостатки.

Сделайте жесты и позы зеркалом души

Существенную помощь в достижении поставленной цели вам сможет оказать техника отзеркаливания, когда вы просто копируете жесты и телодвижения вашего собеседника. Это средство станет для вас ключом, которым вы сможете завоевать благосклонность  не только своего начальника, а и откроете сердца женщин (мужчин), к которым до сих пор не могли подобрать ключи. Но действовать нужно предельно внимательно, аккуратно, естественно. 
Возьмите себе за правило наблюдать за поведением людей, особенно в людных местах.
Например, обратите внимание на мужчин, сидящих за кружкой пива, женщин, выгуливающих своей детей и беседующих с подругами. Заметили, как они отзеркаливают жесты друг друга? Просто их мысли и чувства по многом совпадают.
Стоит кому-то повезти коляску одной рукой, другая тут же последует ее примеру. Они будут копировать (отзеркаливать) друг друга до тех пор, пока между ними есть согласие и понимание. Если вы увидите такую пару, можете смело предположить, что они давно знают друг друга, потому что незнакомые люди при общении старательно избегают одинаковых поз и положений тела.
Используя отзеркаливание, вы сможете оказать существенное влияние на исход встречи с начальником.
Для тренировки попробуйте при встрече скопировать жесты и позы своего друга, знакомого и вы увидите, что начали лучше понимать друг друга, потому что создаете иллюзию понимания и принятия его точки зрения. Сначала у вас будут кое-какие сбои, так как вам еще довольно трудно одновременно следить за своей речью, да еще и копировать жесты собеседника. Постоянные и целенаправленные тренировки сделают жесты непринужденными, позы естественными, и вы с каждым днем будете чувствовать себя уверенней.
Копируя жесты и позы начальника, вы даете понять ему, что разделяете его точку зрения, его озабоченность, его правоту. Ваши кивки головой – это тоже выражение согласия.
Но не все позы начальника следует копировать.
Если начальник вдруг закинул ноги на стол, не следует тут же уважить его адекватным действием – шансы оказаться за дверью при таком поведении мгновенно приблизятся к ста процентам.
Остерегайтесь отзеркаливать доминантные позы начальника – это может не только оскорбить его, но и вызвать приступ гнева.
Избегайте такие позы при разговоре с начальником, если хотите добиться его благосклонности или воплотить в жизнь свое мнение.
Если начальник заложил сцепленные руки за голову и откинулся на спинку кресла, не спешите делать то же самое. Вам лучше положить на стол папку или иной предмет, то есть сделать отвлекающий маневр для того, чтобы стряхнуть с него эту вызывающую доминантную позу и предложить, например: «Иван Петрович, Вы не хотели бы взглянуть на последний отчет?» или что-то в этом роде.
Вы можете скопировать данную, да и любую доминантную позу в кабинете незнакомого вам начальника, который будет просто ошарашен вашим бесцеремонным поведением, что заставит его не только изменить позу, но и понять, что вы крепкий орешек и не очень-то просто сломать ваш неукротимый дух.
Доминантная поза – «сцепленные руки за головой» - характерна для уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. Этот жест чем-то напоминает позу «руки в боки», когда человек хочет показать свою значимость.
Если в позе «руки в боки» человек демонстрирует свое физическое (но не всегда) превосходство, то жестом «сцепленные руки за головой» - интеллектуальное превосходство, невольно увеличивая объем головы. В данном случае начальник демонстрирует владение ситуацией, информацией, свое знание и пути решения возникшей проблемы.
Знайте, в данной позе ваш начальник настроен весьма скептически к вашим доводам и аргументам. Поэтому ваша задача – изменить данную позу любыми способами.
Уроните случайно книгу, папку, ручку прямо перед ним. Он может рефлекторно наклониться вперед, а вы же, сделав то же самое, вторгаетесь на его личную территорию и невольно вынудите его сменить позу.
Не помогает?
Протяните руки вперед, ладонями вверх и, слегка наклонившись, скажите: «Иван Петрович, Вы знаете эту проблему лучше меня. Не могли бы Вы написать свои замечания?». Подвиньте к нему папку с докладом, откиньтесь на спинку стула,  ладони оставьте в поле зрения начальника и ждите его пространственного ответа, если ему лень писать.

Ох уж эти доминантные позы!

Особую внимательность вам следует проявлять в случаях, когда начальник закинул ногу на подлокотник кресла. Данная поза сигнализирует, что начальник утратил всякий интерес и к вам, и к вашей проблеме и хочет побыстрее избавиться от вас. Какие бы слова он при этом ни говорил, какие бы успокаивающие доводы ни приводил, что бы он вам ни обещал, знайте – это лишь слова, призванные скрыть его равнодушие к вашей проблеме.
Как только вы закроете за собой дверь, он вздохнет облегченно и скажет себе: «Вот, козел, достал меня своими проблемами, как будто у меня своих мало» и … снимет ногу с подлокотника.
Заставьте его сделать это раньше, чем вы закроете за собой дверь.
Например, скажите: «Иван Петрович, у вас подлокотники закреплены на шурупы или они литые?» и сделайте движение вперед, будто вы на самом деле хотите удостовериться в их крепости.
Ваши слова и действия заставят его стряхнуть ноги с ненавистных вам подлокотников.
Управляйте своими чувствами, контролируйте ситуацию и будьте готовы к немедленным действиям. 
Я пока намеренно не останавливаюсь на словах начальника: они могут быть всякими – жесткими, требовательными, гневными, мягкими, допытывающими, переходящими в крик.
Ваша задача – научиться читать невербальные (несловесные) жесты, которые никогда не обманут ваше седьмое чувство, называемое интуицией.
Есть разные данные, но все они сходятся в одном, что позы, жесты, телодвижения несут в себе более 55% информации, а слова лишь 7%. Остальное приходится на то, как говорят и как преподносят информацию.
Подумайте и вы и сделайте для себя соответствующие выводы.
Очень часто можно наблюдать, как начальник, слушая ваши доводы и душевные излияния, подпирает большим пальцем подбородок, в то время как указательным прикрывает рот. Вторая рука при этом лежит либо поперек стола, либо поперек тела.
Обратите внимание на положение кисти этой руки. Чем крепче она охватывает бицепсы другой руки, тем негативнее относится он к вашим словам.
Еще хуже, если кисть спрятана подмышкой. Это означает, что начальник заведомо скрывает от вас свое критическое отношение и выражение несогласия. В любом случае этот жест должен насторожить и сказать вам, что начальнику не нравится, что вы говорите. Срочно смените тему разговора, чтобы спасти ситуацию.
Готовясь к встрече с начальником, прокрутите в голове весь предстоящий разговор, обыграйте разные ситуации, задайте себе самые каверзные и нелицеприятные вопросы и непременно найдите на них ответы. Запишите все факты, доводы, аргументы, если надо – составьте речь и выучите ее наизусть, чтобы потом легко оперировать всем материалом. Только тщательная подготовка поможет вам выстоять в неравной схватке.
Давайте отвлечемся и зададим себе вопрос – почему начальник всегда прав?
Каждый найдет на него свой ответ. Поищем и мы.


Рецензии