Идеальность-1

Идеальность. У философских понятий, как и у людей, царит иерархия. Материализм выделил главный вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания. Движению, порождающему многообразие форм существования материи, он отвел второе место. Условно, конечно. Философские понятия, как люди, живут парами. Материя и сознание, движение и покой, развитие и деградация, причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма, объект и субъект и т.д.

По-своему построил систему философских понятий Гегель. Можно сказать, здесь он, используя открытия своих предшественников – Канта, Фихте, Шеллинга, а также Платона, Аристотеля, Спинозу – произвел революцию.  Появились новые понятия, новые соотношения, а старые приобрели другое звучание. В-себе-бытие и для-себя-бытие, природа и дух, абсолютная идея, абсолютный дух,  полагание, отчуждение, снятие отчуждения, субстанция как субъект, понятие как зерно развития, противоречие как движущая сила развития, сознание, самосознание и разум и т.д. Религия у Гегеля приобрела другое значение, для обыденного сознания она стала орудием познания абсолютного духа в форме представления.

Что есть идеальность (идеальное) предмета? Идеальность предмета противопоставляется прежде всего его материальному элементу. То есть его ощущаемости, зримости, делимости, внешности. Его несамостоятельности, недолговечности. Идеальность в предмете является его внутренностью, сущностью, стержнем, содержанием, его «клеем», его смыслом. Природа создает предмет (вот эту гору, вот эту реку)  по своему «плану», вкладывает в него идеальность как понятие, как идею, как форму. И идеальность эта умирает вместе с предметом. В растительном и животном царстве предмет рождается, развивается, живет, умирает. Природа закладывает в него элемент идеальности – некое зерно, некое семя, которое, обладая определенным ресурсом, ведет предмет по жизни и определяет его кончину, заложив в него способность оставлять после себя новую идеальность – новое зерно, новое семя. Колос пшеницы умирает, оставляя после себя потомство в виде зерен. Не уходит бесследно и каждое отдельное животное. Для природы идеальностью является абсолютная идея. Для абсолютной идеи, для природы, а также конечного духа, развивающегося во всемирной истории,  – для всех ступеней идеальностью является абсолютный дух.

В человеке идеальность удваивается. С одной стороны, она существует в предметах, созданных природой, а также его умом и руками, а с другой стороны, существует у него в голове как наука, прежде всего философия. Абсолютный дух как в-себе-бытие, как зерно развития, оставив после себя природу как воплощение абсолютной идеи, в истории общественного развития формируется как для-себя-бытие. Где спрятан стимул его развития? – В нем самом. Конечный его путь – снятие с себя всех «внешних украшений» и превращение в форму науки.

Идеальный предмет – лучший предмет, такой, каким мы его можем только мыслить. И жизнь нашу мы ведем в сторону идеальности. Однако единство идеи (идеальности) и реальности возможно только в Боге – Гегель прав. Мы, смертные, довольствуемся только иллюзией, которая, однако, содержит в себе и элемент абсолютного совершенства. У Владимира Соловьева есть работа – «Чтения о богочеловечестве». Для него общество, построенное по божественным законам, и есть идеальное общество.

Марксизм – идея. Идеальность, которую ее автор навязывал миру в качестве спасительного средства от капиталистической эксплуатации.  И навязал. Последствия – страшные. И опять же Гегель прав: философия объясняет мир, объясняет после того, как события свершились. Сова Минервы вылетает в сумерках. Очень надо бояться благодетелей от философии, которые предлагают решить все проблемы раз и навсегда, уподобляют себя Богу и навязывают «идеальную» идеальность на все времена. Четверг, 14 июня 1912 года.

P.S. Текст написан для форума "Философский штурм"


Рецензии