Как надо становиться Народным
Осип Абдулов был уже известным человеком. К тому времени он превосходно сыграл трагикомичную роль Джона Сильвера в постановке «Острова Сокровищ» совсем не комичного 1937 года. Своего персонажа Абдулов, как и всех прочих, очеловечил, внес белой краски в черноту образа пирата и таким представил публике. Осин Наумович сыграл также в известнейших кинолентах сталинской поры таких как Честь, Человек в футляре, Зори Парижа, Свинарка и пастух.
Многие любили Осипа Наумовича. Сама Раневская восхищалась талантом, скромностью, уникальным видением своих ролей и широтой души актера, режиссера и просто веселого и интересного человека. Она рассказывала как однажды ей и Абдулову после тяжелой ночной съемки пришлось добираться домой пешком по еще только просыпающейся Москве. Абдулов и Раневская, превозмогая усталость и в пику киношной администрации лишившей их в то утро автомобиля, отправились восвояси не снимая грима. Абдулов в ту ночь играл грека и шел по столице не выходя из образа — рассказывая какие-то, только что придуманные им самим, страшные истории, активно шевеля черными смоляными бровями и крутя выпученные глазами в разные стороны. Случайные прохожие разбегались от такого бесплатного фантастического зрелища кто куда.
Берия также был в числе сдержанных почитателей трудолюбия и таланта Абдулова. Когда они встречались на улице, то оба снимали шляпы и так сдержанно интеллигентно приветствовали друг друга, меж тем никогда не заводя разговора и не произнося ни звука.
В тот год арестовали одного из знакомых Осипа Наумовича. Многие, зная о расположении главы НКВД к актеру, просили и умоляли вступиться за товарища, хотя знали, что это было очень опасно. Вскоре Абдулов поддался уговорам и решил, дождавшись всесильного наркома по пути на работу, первым подойти и заговорить с Лаврентием Палычем.
Утро. Москва. Два человека выходят из своих домов, расположенных на одной улице. Один поворачивает направо, другой налево. Улица пуста. В окнах ни души. Они движутся друг навстречу другу. Поравнявшись один из них останавливается, снимает шляпу и произносит "Здравствуйте, Лаврентий Павлович!" Второй также останавливается и, не выказывая своего удивления, произносит "Здравствуйте, Осип Наумович!" В ходе монолога первый излагает суть своего дела. Дослушав до конца второй, не произнеся ни слова, разворачивается,. подходит к машине, открывает дверь, садится и уезжает.
Через два дня арестованного знакомого Абдулова отпускают и снимают все обвинения.
Спустя неделю история повторяется.
Утро. Москва. Два человека выходят из своего дома, расположенного на одной улице. Один поворачивает направо, другой налево и движутся друг навстречу другу. Поравнявшись один из них останавливается, снимает шляпу и произносит "Здравствуйте, Лаврентий Павлович! Я хотел вас поблагодарить..." Второй, не дослушав проходя мимо, бросает "Не стоит. Это стоило вам звания Народного артиста" и удаляется.
Вот так Осип Наумович Абдулов не стал Народным артистом, зато остался в истории как смелый, культурный и вежливый человек, который не боялся даже мясника Лаврентия Берия. Давно уже нет ни Берия, ни Абдулова, а поступок последнего до сих пор жив, жив после смерти.
А звание Народного он все равно получил несколько лет спустя и вдвойне заслуженно.
Свидетельство о публикации №212061400702