Без критики, как без зеркала

Нужна ли сегодня критика? Если нужна, то что следует понимать под данным словом в настоящее время и как нужно относиться к тому, что говорят о тебе и твоём творчестве (неважно, кто ты – актёр, поэт или тележурналист)? А, может, пришла пора отдать критике последние почести и обходиться без неё?.. Наверно, каждый желающий найдёт для себя свой ответ.
Но если вы хотите узнать моё мнение, то оно таково: критика, конечно же, нужна. Зачем? – спросите вы. А попробуйте хотя бы один день обойтись без зеркала! Уверен, вы даже не сможете увидеть, как у вас лежат ваши волосы. Критика, без всякого сомнения, является зеркалом, но разница лишь в том, что оно отражает не внешность автора, а его талант, душу и мысли. Иначе говоря, как о тебе судят, такой ты и автор. Хотя бывает так, что человек, даже если он профессиональный критик, может ошибиться. Что касается того, что называть критикой и как к ней относиться, отвечу так: во-первых, критика, на мой взгляд, – это продуманная и ясно изложенная мысль одного автора по поводу произведения другого; а во-вторых, мне кажется, всё зависит от того, какую цель поставил перед собой критик: если он хочет указать тебе на твои плюсы и минусы, то это одно дело и к его словам даже, пожалуй, можно прислушаться; а если критик просто злословит, то на это и внимание обращать не надо.
В моей литературной практике было место и тому, и другому. Если  к критикам из первой группы я прислушивался (хотя, бывало, что и с ними был не согласен.), то, читая «отзывы» критиков из второй группы, я вспоминал слова Окуджавы: «Ненадо предавать значения злословью».


Рецензии