Противный ребёнок

      
      
      
      Дмитрий Васильевич уже не в первый раз приезжал ко мне на дачу. Иногда один. Но в этом году —  с женой и 12-летней дочерью Веркой.
      Собственно, дачного в этой деревне не так уж много. В основном —  постоянное население. Каждое лето возрастающее в два-три раза за счёт друзей и родственников, внуков и племянников, приезжающих на отдых к старикам.
      Я хотя и не старик, но Дмитрий Васильевич очень любит приезжать ко мне летом. И даже в сентябре. Но в этот раз они приехали в июне.
      Правда, особенного ничего в этих приездах нет. Купание в речке, походы в лес, сбор ягод.
      К моей соседке Анне Григорьевне тоже приехали гости, дочь с зятем, привезли ей на лето внучку, 8-летнюю Настеньку. И, оставшись дней на десять, тоже бегали с ней на речку, в лес да по ягоды.
      Да и другие отдыханты вели себя почти также.
      Мне один момент хорошо запомнился на всю жизнь.
      Огород у меня полузапущенный, много сорняков. Зато есть яблони и груши. Как-то раз Верка очень внимательно рассматривала крохотные яблочки, уже возникшие на ветвях, и не сразу заметила, как по её ногам побежали муравьи. Наверное, она сначала подумала, что это травинки щекочут ей икры.
      Увидев, что по ногам бегут именно муравьи, Верка энергично затопала и принялась решительно стряхивать их руками.
      Она при этом как-то ахнула, почти как взрослая женщина, и мы, настоящие взрослые, сидевшие за столом, видели эту сцену в окно.
      Особенно хорошо всё это видел Дмитрий Васильевич.
      —  Что случилось-то, Вер? —  бросил он в открытое настежь окно. —  Ужалил кто?
      —  Да нет, муравьи, —  слегка беспечно ответила та. —  Муравьи по мне вдруг поползли.
      Видимо, она встала в траве на небольшой муравейник, коих немало возникает на моём участке.
      Дмитрий Васльевич прокомментировал это так:
      —  Экология, стало быть, хорошая у вас тут, раз в огороде муравьи спокойно заводятся.
      
      Я бы навсегда забыл этот случай, если б не соседская девочка Настя.
      Вера мало общалась с Настей, но, судя по всему, успела в тот же вечер ей сказать, что по ней пробежались муравьи.
      Пребывание Дмитрия Васильевича с семьёй у меня в гостях на следующий день завершилось и они уехали.
      Я же всерьёз призадумался относительно запущенности моего огорода.
      "Что же это за безобразие? —  думал я. —  Мало того, что у меня крапивы и прочей травы видимо-невидимо, да ещё и муравьи бегают по детям моих друзей и знакомых! Нет, надо срочно принимать меры".
      И в тот же день меры начали приниматься.
      Я не поленился вскипятить ковш воды и вылил его на потревоженный Веркой муравейник. Однако муравейник оказался больше, чем я ожидал, и одного ковша на всё муравьиное население не хватило.
      Кроме того, по другую сторону от дерева, у забора с Анной Григорьевной, я обнаружил другой муравейник, не меньше первого. Муравьи нашли себе пристанище под небольшим куском шифера, который валялся у меня уже не первый год.
      В общем, вскипятить предстояло несколько ковшиков воды.
      Второй ковш воды обрушился уже на тот муравейник, что рядом с забором.
      Когда я вынес из избы третий ковш с кипятком, то сразу заметил Настю. Она подошла к забору со своей стороны и внимательно следила за моими действиями.
      —  Дядя Илья,а что вы делаете? —  не утерпела спросить девочка.
      —  Да вот, Настенька, —  нехотя начал объяснять я, —  у меня тут муравьи завелись, и я их кипятком убираю...
      До сих пор не пойму, зачем из моих уст вырвалось именно слово "убираю". Наверное, потому что я уже предчувствовал то, что последует дальше.
      —  Так вы эту горячую воду на муравьёв выливаете? —  выдавила из себя девочка.
      Мне никогда не забыть, как исказилось её лицо. На нём было столько ужаса, отчаяния, даже горя, что я осёкся, не зная, что ответить соседской девочке.
      —  Дядя Илья, ну зачем! Им же больно! Они ведь умрут!!! Не надо, дядя Илья! Ну пожалуйста!
      Этот неожиданный протест начал меня раздражать. Я набрался решимости и сказал:
      —  Нет, надо, Настенька! Надо!
      И вылил очередную порцию кипятка, несущую смерть всем попавшим под неё насекомым.
      Девочка ничего мне больше не сказала. Хныкая, она побежала к возившейся во дворе Анне Григорьевне с криком:
      —  Бабушка! Бабушка!!! Дядя Илья муравейники кипятком обливает! Бабушка! Пожалуйста, спаси муравьишек! Скажи дяде Илье, чтобы он этого не делал!
      Что там отвечала пожилая женщина своей внучке, я уже не слышал. И что внучка говорила дальше —  тоже. Я вернулся в избу и поставил четвёртый по счёту ковш воды на огонь.
      Однако меня весьма задело поведение девочки.
      "Ты смотри-ка! —  думал я.—  Какой противный ребёнок растёт! Ей то какое дело, чем я занимаюсь в своём огороде? Я же не вмешиваюсь в жизнь своих соседей, пусть они у себя хоть костры жгут, хоть на головах ходят!"
      
      
      Конечно, история на этом не закончилась. Четвёртый ковш кипятка мне вылить на муравьёв не удалось. Меня окликнула Анна Григорьевна, стоявшая у нашего забора на том же месте, где 15 минут назад была её внучка. Правда, Насти рядом с ней почему-то не было.
      —  Илья Аркадьевич! Можно вас на минутку?
      Я подошёл, держа в руках ковш горячей воды.
      —  Мне внучка пожаловалась, что вы муравьёв кипятком уничтожаете. Ради Бога, не берите греха на душу! Неужели они вам так мешают, эти несчастные муравьи? В дом они к вам вроде не лезут, живут на природе. Так зачем же вы их убиваете?
      Я смотрел на неё и думал: что малая, что старая —  характер одинаковый. Разве что слова и понятия применяют разные.
      
      
      Я обещал соседке пощадить муравьиное население моего участка. Хотя в последующие дни обнаружилось ещё несколько муравейников поменьше (которые, возможно, были созданы уцелевшими муравьями двух разгромленных колоний), террор и репрессии в отношении муравьиного народа были прекращены.
      Возобновить их удалось лишь через полтора месяца, когда родители увезли ребёнка в город.
      А до этого Настя то и дело подбегала к забору, а иногда и откровенно дежурила рядом с ним, пристально наблюдая за мной —  не нарушил ли я обещание, данное её бабушке.

               
                июнь 2011 г.


Рецензии
Уничтожая муравейники на своей неухоженной даче, всегда с горечью думаю: "Вот, очередную цивилизацию уничтожила. Так и нас легко прихлопнуть кому-то, кто выше на лестнице цивилизаций".
Но, если не я их, то они меня :)
Закон жизни...

Татадм   04.07.2012 12:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.