Пятикратный участник Парада

Василий Ефремович Каранов живет в городе-герое Мурманскс 1939 года. До начала Великой Отечественной войны работал Государственном банке.
Время было неспокойное, в воздухе витало ощущение войны. Фашизм хозяйничал в Европе и для Советского Союза пакт Молотова-Риббентропа не был абсолютной гарантией мира.
Страна переходили на военные рельсы. Практически вся рабочая и учащаяся молодежь изучала военное дело. Каждый день после работы молодежь (в особенности комсомольцы)  по нескольку часов маршировали на плацу, тренировались в стрельбе. Каждый стремился получить значок ГТО или «Ворошиловский стрелок».
Когда началась война Василий Ефремович ещё не достиг призывного возраста и поэтому на фронт не попал. Долгожданная повестка пришла только 1 апреля 1942 года. Через неделю некоторых призывников отправили в Кандалакшу, а оттуда на станцию Нива-3, где дислоцировался учебный батальон 112 запасного стрелкового полка. Он попал в миномётное подразделение. Обучение новобранцев ратному делу проходило три месяца, после чего присваивалось звание сержанта. Все, конечно же, хотелось поскорей попасть на фронт, но его и еще некоторых оставили в учебном батальоне в качестве инструкторов. В учебный центр помимо новобранцев попадали так же фронтовики, за плечами у которых были тяжелые военные будни, бесконечные бои и опыт. Молодым сержантам не легко было обучать их.
Инструктором Василий Ефремович пробыл 3 месяца, а затем маршевая рота и Карельский фронт.
5 мая 1943 года был сформирован 61-й стрелковый полк 45-й дивизии Карельского фронта. Именно в этом полку Василий Ефремович пройдет всю войну сначала командиром миномётного отделения, а затем командиром отделения управления минометной роты.
Первый бой дивизии состоялся 7 августа 1943 года силами 61-го стрелкового полка. В этот день сержанту Каранову исполнилось 20 лет.
С 20 августа дивизия сменила части 85-й морской стрелковой бригады, а 205-й стрелковой дивизии на переднем крае, затем вплоть до августа 1944 года вела оборону на вверенном рубеже.
8 сентября 1944 года перешла в наступление и 10 сентября овладела поселком Кестеньга. В дальнейшем была передислоцирована на Кандалакшское направление в район станции Нямозеро. С 24 по 28 сентября 1944 дивизия наступала на поселок Алакурпи.
К началу Петсамо-Киркенесской операции передислоцировалась с Кестеньгского направления на Мурманское направление. В конце сентября 194 4 года прибыла па станцию Кола. На 1 октября 1944 года дивизия находилась на марше по дороге на Печенгу. 4 октября 194 4 года части дивизии сосредоточились в районе реки Большая Западная Лица, имея задачу наступать на вспомогательном направлении войск 14-й армий - 10 октября 1944 года дивизия прорвала оборону противника на реке Западная Лица. 13 октября дивизия была введена в состав 131-го стрелкового корпуса и 15 октября в составе корпуса овладела Петсамо. 17 октября в ходе наступления в районе озера Якяля-Пяя части дивизии подошли к норвежской границе. А 18 числа подразделения 253-го стрелкового полка, форсировав реку Вуореми. Перешли её, двигаясь по дороге Тарнит-Эльвенес- Киркенес.
23 октября 1944 года дивизия преодолела горный массив, расположенный по восточному берегу Яр-фиорда, а в ночь на
24 ктября на машинах-амфибиях 275-го отдельного моторизованного батальона особого назначения и по наведённым сапёрами переправам преодолела фиорд.
25 октября 1944 года залив Бек- Фиорд форсировали основные силы дивизии, и в этот же день был освобожден, в том числе и частями дивизии. Киркенес. После этого дивизия дислоцировалась на территории Норвегии. На этом война для 45-й дивизии закончилась. А это значит, что закончилась она и для сержанта Каранова, который прошел через все бои в составе родного 61-го стрелкового полка 45-й дивизии. Наступил долгожданный ДЕНЬ ПОБЕДЫ. За ним последовал отбор бойцов на ПАРАД ПОБЕДЫ. И сержант Каранов оказался в числе тех, кто представлял Карельский фронт на этом параде.
Каждому фронту (а их было одиннадцать) а в разных частях Москвы и Подмосковья были отведены определенные территории для дислокации сводного полка, где имелись столовая, баня и стадион для тренировок.
Сводный полк Карельского фронта, в который был зачислен Василий Каранов, высадился на станции Лихобор, почти в черте города Москвы. Вымылись под душем, оделись, а белье, прошедшее санобработку, оставив в козлах винтовки и сняв шинели, вошли в огромное одноэтажное помещение. Это оказалась столовая. Василий Ефремович вспоминает: «Нас ждал шикарный обед. Не в котелках, а в фарфоровых тарелках: закуски трех наименований, наваристые щи, мясо на второе, компот и, конечно, фронтовые 100 грамм, На территории бани и столовой повсюду красные транспаранты и лозунги. Главный транспарант: «Привет победителям Карельского фронта!»
После обеда, строем с оркестром прошли по улице, день был СОЛНЕЧНЫЙ, теплый. Окна в домах открыты, в них и на улицах полно москвичей, все радостные, улыбающиеся, приветственно машут руками, платками. Так встречали побе¬дителей!
Потом начались будни напряженной работы. За три с половиной недели надо было научиться ходить строем в ше¬ренгу по 20 человек. В начале не получалось ровной шеренги и из четырех, В б часов подъем, в семь с музыкой два километра в столовую на завтрак, затем занятия на стадионе. И так каждый день, по шесть часов строевая подготовка. А когда маршалам Ворошилову и Мерецкову не понравилось наше прохождение, то стали заниматься по девять часов. Два раза выходили на тренировки даже ночью на Ленинградский проспект (без музыки). За неделю до Парада нас одели в новую парадную форму, изготовленную специально только для данного Парада Победы.
И вот наступило 24 июня 1945 года. Хорошо позавтракав, на новеньких студебеккерах двинулись в Москву. В 2-х километрах выгрузились и пешим строем пришли на Красную площадь. Было около 7 часов. До начала парада оставалась более трёх часов. Начал моросить дождичек, но настроение у всех бодрое, приподнятое. Начались команды, объезд, поздравления, вблизи видим прославленных маршала Жукова, Рокоссовского.. . Вот они поднимаются на трибуну Мавзолея, маршал Жуков произносит речь. Бьют Кремлевские куранты, затем тишина и раздается команда: «Торжественным маршем! и т.д.» Пошли, Осознаешь, что ради этих минут были напряженные занятия предыдущих дней, тренировались долго, а проскочили, казалось, в один миг. Пройдя Красную площадь, свернули налево, на ходу перестроились по восемь, затем по четыре, дальше шли через людской коридор по два: винтовка на плече, под ногами и в руках букеты цветов, сверху дождь, и так 3- 4 километра до машин. В глазах людей чувство любви, благо¬дарности, восхищения...»
Но этот парад был не единственным в его жизни. Затем он еще четыре раза чеканил шаг по брусчатке Красной площади.


Рецензии