Экономическое эссе. Вступление в ВТО

         «…..Таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию после вступления в ВТО снизятся примерно в полтора раза. Это будет происходить постепенно, в течение четырех-пяти лет.
Полностью отменять пошлины на иномарки не будут, однако по условиям Всемирной торговой организации они должны быть значительно снижены.
Некоторые эксперты опасаются, что снижение пошлин не приведет к снижению цен на автомобили, так как дилеры не обязаны это делать. Кроме того, аналитики отмечают, что у правительства есть возможность растянуть снижение пошлин на семь лет.
Также после вступления России в ВТО иностранные автомобилестроители уже не смогут подписать с правительством соглашения о промышленной сборке машин на территории России. Режим промсборки дает льготы на ввоз автомобильных комплектующих. Соглашения, подписанные до вступления в ВТО, будут действовать до истечения их срока….»
         

             2012г. В.В. Путин снова занимает президентское кресло и перед ним  вновь встает проблема модернизации российской экономики. Членство в ВТО предоставит некоторые орудия для восстановления баланса в российской экономике, которая в настоящее время сильно зависит от продажи нефти. Правительству придется открыть Россию для импортных товаров, понадобятся соглашения для привлечения инвестиций, стимулирование торговли  и повышения конкурентоспособности.  Членство в ВТО не принесет России незамедлительной выгоды. Расширенный выход на рынок выгоден разве, что металлургической и химической промышленности.  Главным преимуществом членства в ВТО станет рост зарубежных инвестиций в российский рынок услуг. Россия должна воспользоваться членством в ВТО как трамплином к более широким экономическим преобразованиям.
           ВТО имеет своей целью выполнение следующих задач:
1)  - поддержку торговых потоков посредством стимулирования не дискриминационной,  прогнозируемой торговой политики в странах, входящих в ВТО;
2)  - устранение существующих торговых барьеров путем ведения многосторонних переговоров;
3)  - учреждение беспристрастных процедур разрешения торговых конфликтов между странами членами ВТО.
Государству придется оказать серьезную поддержку и защиту уязвимым секторам экономики, как минимум на переходный период (3 -5 лет, в отдельных  отраслях до 7 лет). В коротком периоде неизбежно закрытие ряда предприятий и всплеск безработицы. Вероятно проявление «Голландской болезни», когда может произойти отток ресурсов из отечественного производства импортозамещающих товаров в пользу экспортных отраслей.
          Вступление России в ВТО может привести к краху отечественного автомобилестроения.  По прогнозу минэкономразвития, производство легковых автомобилей в стране снизится до 58% в 2014 году по сравнению с 2010 годом, в большей степени - грузовых автомобилей - 98%.
Таможенные тарифы должны быть снижены с 30% до 25% - в первый год, до 24% - на втором году, 23%- на третьем и до 15% через 7 лет после вступления в ВТО. Объем прямого импорта новых автомобилей иностранного производства возрастет на 25%,  и ущерб для российских предприятий составит более 16 миллиардов долларов.
          В.В.Путин призвал закрыть внутренний рынок России, Казахстана и Белоруссии для импортных автомобилей, предложил создать единый автомобильный рынок (ЕЭП). Заградительные импортные пошлины будут снижены  и  подменены  «утилизационным сбором», который может составлять 5 – 10% от стоимости нового автомобиля. Ранее в Тольятти на АвтоВАЗ, В.В.Путин говорил об «утилизационном сборе» как для импортных, так и для отечественных автомобилей.  Самое неприятное, что таможенные пошлины будут снижаться в течение  7 лет, а «утилизационный сбор» начнут взимать с августа 2012 года и в полном объеме.  Таким образом, нас ждет минимум 5 лет высоких цен на ввоз иномарок, с повышением стоимости ввоза автоматически произойдет и повышение стоимости уже ввезенных машин. При этом инфляция съест весь возможный эффект от первоначального снижения импортных пошлин, - и без того незначительный. Естественно,  подорожают и сопутствующие товары - бензин и дизельное топливо.
           По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за 9 месяцев отчетного года в Россию было ввезено 694 тыс. автомобилей на 13 миллиардов долларов. По оценке консалтингового агентства речь идет о 605 тыс. автомобилей на сумму в 20,6 миллиардов долларов. Таможенные пошлины будут снижаться незначительно и постепенно, иначе нас ждет участь Польской автомобильной промышленности.
Польский вариант  вступления в ВТО. Снижение таможенных тарифов, открытие рынка сбыта привело к притоку новых и подержанных иномарок. Польские производители не выдержали конкуренции (качество, цена, экономичность, экологические стандарты). Резко вырос  спрос на импортные автомобили, отечественные – не снижались в цене, как следствие резко упал  спрос на отечественные автомобили, это привело к перенасыщению рынка и к безработице, а завершилось все это -  крахом автомобильной промышленности.    
Китайское вступление в ВТО. Власти КНР в этом вопросе поступили умнее, они сразу ввели пошлины на ввоз иномарок в 200% от стоимости автомобиля, затем потребовали, чтобы в создаваемых на территории Китая иномарках доля китайских комплектующих составляла не менее 80% (в отличие от требований России  всего 35%). Затем, снизили пошлины в 10 раз, при этом, все равно производить автомобили в Китае гораздо выгоднее, чем ввозить. Таким образом, китайцы защитили свой рынок от массового ввоза подержанных иномарок и одновременно решили государственную задачу – создали собственное массовое автопроизводство, улучшили ситуацию с рабочими местами, привлекли все значимые бренды  и получили от них все необходимые технологии. Не говоря об огромных инвестициях, поступивших в автомобильную промышленность Китая.
Российский путь вступления в ВТО.  В.В. Путин предложил создать «единый автомобильный рынок стран ЕЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия), чтобы не допустить наплыв дешевых новых и подержанных иномарок;
- таможенные тарифы будут снижаться постепенно,  и достигнут 15% через 7 лет;
- введение нового «утилизационного налога» не только возместит, но и приумножит потери от снижения таможенного тарифа.
- доля отечественных комплектующих при сборке иномарок на территории России должна составлять 35%.
Конкуренция с мировыми лидерами автомобильной промышленности должна привести к улучшению качества и повышению стандартов, подразумевается  приток инвестиций в отечественное автомобилестроение и его возрождение.
Вступление в ВТО российского потребителя. Для конечного потребителя снижение таможенных пошлин может сказаться положительно лишь в том случае, если это  повлечет за собой значительное снижение цены на автомобиль. Потребитель – не заметит постепенное снижение таможенной пошлины (2-5%). Снижения цен на автомобили, в ближайшие 5 лет не произойдет, наоборот, введение «утилизационного сбора» (5-10% от стоимости нового автомобиля) и НДС который еще никто не отменял, и отменять не собирается, тяжелым бременем лягут на плечи рядового  потребителя. Положительным является то,  что у российского покупателя  при вступлении в ВТО появится  большой выбор  импортных автомобилей, соответствующих мировым стандартам качества. Да, и отечественные автомобили должны будут соответствовать требованиям ВТО.
Отечественные производители при вступлении в ВТО. Без помощи и поддержки государства неизбежен крах отечественной автомобильной промышленности. Необходимы огромные инвестиции, дотации государства для замены оборудования, обучения технического персонала  и управления кадрами, а это омоложение и оздоровление.  Наша промышленность не выдержит конкуренции с ведущими брендами мирового и китайского автомобилестроения, и это приведет к безработице. Единственное, что может спасти, это перепрофилирование производства на сборку автомобилей импортных брендов в нашей стране.
Отечественные предприятия, собирающие  иномарки на территории нашей страны. Машины такого производства вопрос о таможенных пошлинах не касается. Но, их коснется «утилизационный сбор» и конкурентоспособность в сравнении с другими мировыми брендами. Для жителей отдаленных от этих производств, например, для жителей Дальнего Востока, быстрее и дешевле купить машину у соседней Японии, даже заплатив таможенную пошлину, чем перегонять через всю Россию модель какого-либо мирового бренда. По договоренности с ВТО  наши комплектующие в импортном автомобиле должны составлять 35%. По сравнению с Китаем, там – 80%.
Для зарубежных производителей, не производящих машины на территории России. Доступ к огромным рынкам сбыта своей продукции.  Снижение таможенных пошлин  выгодно, поскольку снижаются затраты на транспортировку автомобилей через границу. Однако, если соглашения о «промышленной сборке» машин перестанут действовать, то ввоз комплектующих станет менее выгодным. А если снижение таможенных пошлин будет значительным, то для иностранных производителей может быть выгоднее ввозить машины в Россию, чем производить их здесь, если эффект от увеличения пошлины на ввоз комплектующих окажется сильнее, чем от снижения таможенных пошлин. А это приведет к свертыванию производства в России и вызовет безработицу. Когда мы отказываемся от прежних условий «промышленной  сборки» автомобилей в России, то производство «автомобильных комплектующих» в нашей стране зависает. Когда нет национального плана, то нам начинают навязывать сомнительные схемы.   
Для дилеров снижение пошлин выгодно, поскольку позволяет быть более гибкими в определении ценовой политики. Незначительное повышение цены в 2-5% могут представить, как наличие какой - либо новой опции  или изменение дизайна. Могут учитывать снижение пошлин, если хотят привлечь покупателей, либо не учитывать, если хотят получать больше прибыли, но при этом должны следить за сохранением стабильного спроса. 
        Прежде, чем вступать в ВТО, необходимо было для начала восстановить внутренний рынок, наладить интеграционные связи на постсоветском пространстве, создать базу, и только потом вступать в ВТО.  К нашей стране снова предъявляют обвинения, утверждают, что   Россия в числе лидеров по закрытости  рынков, опять обвиняют в принятии протекционистских мер.
В краткосрочном периоде Россия проиграет от вступления в ВТО, но есть надежда, что основные преимущества мы ощутим в долгосрочном периоде  к 2020 году. Защита пошлинами не спасет автомобильную промышленность. Отрасль больна коррупцией и кажется недостижимым технологическим отставанием по сравнению с мировыми лидерами.  Для спасения отрасли правительству необходимо взять ее под свой контроль, опеку и оказывать огромную финансовую поддержку.  Кризис автомобилестроения потянет за собой снижение производства металлургической области и химической промышленности.
Российская автомобильная промышленность не сможет составить конкуренцию зарубежным производителям в условиях ВТО. На сегодняшний день, таможенные пошлины сократились в несколько раз, повышения спроса на отечественные автомобили не наблюдается, а датируемое государством производство АВТО ВАЗ, не снизило, а наоборот повысило цены на свою продукцию. Автомобильную промышленность в условиях ВТО, возможно, сохранить только путем огромных инвестиций, зарубежного опыта управления, резкого повышения качества выпускаемой продукции при сохранении конкурентной себестоимости.
В заключении хочется отметить, что:
1. Российской стороне следует тщательно прорабатывать условия присоединения. Возможно, будет правильным решение пересмотреть раннее подписанные соглашения.
2. Отечественному производителю следует предпринять значительные усилия для достижения уровня безусловной собственной конкурентоспособности. Государству стоит оказывать всемерную поддержку этим предприятиям вплоть до разработки национальной программы поддержки российских предприятий.      
   
      













       


Рецензии