27. Как я занимался политикой

         
      Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами.
      ШАРЛЬ МОНТАЛАМБЕР.
      
      Если рассказывать обо всем этом деле по порядку, то надо, конечно, начинать еще с ранних моих первых попыток повлиять на окружающую социальную обстановку – как я не хотел быть комсомольцем, как сопротивлялся этому в армии, как потом, уже на Колыме, «активничал» в профсоюзе. Но это была, так сказать, присказка, а не сказка.
      А в самом конце 80-х прошлого века политикой в Советском Союзе стали интересоваться почти все. Смешно сказать, но если раньше, собравшись компанией и выпив, мужики говорили «о бабах и о работе», то тогда, на излете «перестройки», больше всего судачили «о политике», которая в разговорах отобрала «пальму первенства» и у работы, и – во, дела! – даже у "баб". В 1989 году все запоем смотрели телетрансляции заседаний Верховных Советов и Съездов народных депутатов. Популярнее политики были разве что выступления с «чудесами» Кашпировского, Чумака и иже с ними…
      Мы на взрывном участке прииска «Бурхала» спорили о политике до хрипоты, до драки. Причем в этих «дебатах» участвовали все – и простые рабочие, и горные мастера, и начальник участка. Спорили о прошлом, о Ленине и Сталине, о лагерях и рядовых, как тогда говорили, коммунистах. Как-то, после одного особенно жаркого спора, мне кто-то из «оппонентов» дал кличку «Бухарин», и она довольно крепко ко мне прилипла, до тех пор, пока прииск не начал разваливаться. Но это уже было несколькими годами позже…
      Зимой 89/90-го в стране началась подготовка к очередным выборам. И вот кто-то из начальства, прослышав, видимо, о накале споров на взрывном, предложил выдвинуть кого-нибудь из рабочих кандидатом в депутаты Магаданского областного Совета народных депутатов. Видимо, была установка от райкома КПСС (тогда еще в стране всем заправляли по-прежнему коммунисты) выдвинуть альтернативу начальникам, которые дружными толпами двинулись во власть. Мне предложение баллотироваться передал от имени парткома прииска начальник взрывного участка Верхозин. Я подумал и решил попробовать себя в новом качестве…
      В конце календарной зимы началась агитационная кампания. И я, как кандидат в депутаты, стал ездить по всему своему довольно обширному участку с выступлениями.
      Машины у меня не было, а приисковые поселки, в которых жили мои потенциальные избиратели, были разбросаны друг от друга на приличные расстояния в 100 – 150 километров. Но меня возил на автомобиле Сергей Петрищев, тоже из кандидатов, но рангом повыше – в Верховный Совет РСФСР, которому транспорт предоставляли прииски. Так мы и ездили агитировать за себя и друг за друга вместе, потому что политические взгляды у нас были сходные, демократические.
      Обоих нас потом избрали, в марте 1990-го, и все мы, избранные слуги народа, как тогда называли народных депутатов, не доработали свой срок, его прервали в октябре 1993 года выстрелы танковых пушек по Белому дому в Москве…
      Но вернусь к весне 90-го.
      …В Советском Союзе был излет перестройки. Совсем недавно только проводили 1989 год, год «бархатных» и не очень революций в Восточной Европе. В тот год был вывод советских войск из Афганистана, произошло падение Берлинской стены, и уже вовсю говорили о необходимости вывода советских войск с территории стран так называемого социалистического содружества. А в самом Союзе приближался к своему пику экономический кризис, затрещало по швам государственное устройство.
      В этих условиях в марте 1990 года прошли выборы в республиканские и местные Советы народных депутатов. Это было знаковым событием…
      Правда, проходили мартовские выборы в 1990 году не везде в СССР, а только лишь в РСФСР, в Белоруссии и на Украине. К тому времени уже начался распад политической системы страны. Так, например, 11 января в Литве 300 000 человек приняли участие в демонстрации за независимость. Разгорался вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, 18 января Азербайджанская ССР объявила войну Армянской ССР.
      А 7 февраля в СССР была отменена монополии коммунистов на политическую власть. ЦК КПСС проголосовал за отмену 6-й статьи Конституции СССР «о руководящей роли КПСС».
      12-14 февраля прошли массовые беспорядки уже в Средней Азии, в Душанбе (Таджикская ССР).
      11 марта Литва провозгласила свою независимость от СССР, и в этот же день был начат вывод советских войск из Венгрии.
      А 14 марта состоялись выборы президента СССР на Съезде народных депутатов СССР, на которых победил М.С. Горбачёв, ставший первым и последним президентом СССР. Из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС…
      Все эти и подобные события нашли, конечно, свое отражение и в жизни колымчан, в том числе и в политической сфере. Например, впервые за всю советскую историю на Колыме прошли выборы депутатов местных Советов на альтернативной основе. И между кандидатами в депутаты действительно шло соревнование за голоса избирателей! Это было удивительное, неведомое доселе советским людям чувство – радость и ответственность за тот выбор, что ты делаешь, и было чувство настоящей сопричастности к процессу сотворения истории своей страны…
      Тогда, 4 марта 1990 года, в Магаданский областной Совет народных депутатов XXI (как потом оказалось – последнего) созыва было избрано сто или чуть больше депутатов, по памяти сейчас не назову точное число, а в Интернете никаких данных на эту тему не нашел. В числе народных депутатов, представлявших Ягоднинский район, были избраны Ирина Ривкина (из советской номенклатуры), автор этих строк (рабочий), Ефим Слуцкий (врач), Николай Сахно (рабочий).
      Пока подводились итоги выборов, оформлялись необходимые документы, и шла подготовка к первой сессии Магаданского областного Совета нового созыва, 25 марта случилось еще одно событие, звено в цепи неминуемого, на мой взгляд, распада СССР: для нейтрализации сторонников выхода Литвы из состава СССР советские власти направляют в Вильнюс танки.
      Первая сессия последнего в истории Магаданского областного Совета народных депутатов начала свою работу в День космонавтики (о котором тогда мало кто вспомнил), 12 апреля 1990 года. Не до космоса тогда было почти всем. Депутаты, до хрипоты наспорившись по организационным вопросам и о том, кому быть председателем Совета, обсудили еще одну, пожалуй, самую больную на тот момент и злободневную тему – о продовольственном снабжении Магаданской области. Для наглядности приведу небольшую цитату из обсуждавшегося тогда народными депутатами документа «О требовании профсоюзов Магаданской области к Правительству СССР по гарантированному обеспечению населения продовольствием и товарами народного потребления»
      «Население Магаданской области плохо обеспечивается продовольствием и товарами народного потребления. Второй год подряд область недополучает запланированные из централизованных фондов мясопродукты, картофель, плодоовощную продукцию.
      Всего продовольственных товаров в 1989 году недополучено на 42 млн. рублей. Если в 1988 году против выделенных фондов область не получила 3,1 тысячи тонн мяса, то в 1989 году - 7,4 тысячи тонн. Сорваны в больших для нас объемах поставки картофеля, овощей, фруктов.
      По потреблению последних продуктов северяне значительно уступают другим регионам страны, но в зиму 1989-1990 годов они оказались без яблок, соленостей, компотов, сухофруктов. Население центральных районов области испытывает систематические перебои в обеспечении картофелем. Резко сократились поставки в область утепленных одежды и обуви...
      …Если в 1989 году из области выехало на 6 тысяч человек больше, чем прибыло, то в первом квартале т. года число выехавших превысило число прибывших в область на 2 тысячи человек.
      Проводится и системная работа по снижению потребления населением производимой в области продукции.
      Так, Минторг СССР сокращает количество оставляемой производственной рыбопродукции для собственных нужд населения области. На 1990 год фонды по соленым лососевым составляют всего 45 тонн или менее 2-х процентов от их производства…
      …Необходимой реакции на просьбы обкома КПСС и облисполкома не последовало, данное по ним поручение СМ СССР (ПП-5700 от 10 февраля т. г.) не выполнено...».
      Как видим, проблемы населения Колымы начались не с покойного ныне Егора Гайдара, которого многие любят считать автором почти всех бед России и её "северов"…
      Никто из народных депутатов областного Совета тогда, весной 1990 года, начиная свою деятельность на первой сессии, и не предполагал, что не сможет проработать полностью весь депутатский срок. Никто и подумать не мог, что через три с половиной года в Москве танковые пушки ударят по российскому парламенту, а еще через два месяца по указу президента России прекратят работу все региональные Советы страны. Таким образом окончательно (точно ли?) завершится советский период в истории России…
      Участвуя в работе Магаданского областного Совета народных депутатов, я занимался поначалу вопросами экономики и бюджетных отношений, потом переключился на связи с общественностью и со средствами массовой информации. Я тогда много публиковался в колымской прессе на тему нового российского парламентаризма, чем, видимо, привлек внимание профессионального журналистского сообщества. Меня, неожиданно для меня самого, выдвинули на премию Фонда Сороса, которую я и получил в Москве на Рождество 1993 года (07.01.1994), в числе прочих ста лауреатов - журналистов и публицистов.
      Потом, когда почти повсеместно вместо областных и городских советов стали выбирать думы и заксобрания, я тоже попытался избраться в первую Магаданскую областную Думу. Но времена уже были другие, избирательная кампания стала дорогим удовольствием, у меня же ни финансовых, ни административных ресурсов не было. Поэтому на выборах я проиграл Владимиру Пехтину, тогдашнему генеральному директору могучей организации – ОАО «Колымаэнерго».
      Но и после этого политика еще интересовала меня. Во-первых, я уже почти профессионально занимался журналистикой, во-вторых, работал освобожденным председателем профсоюзной организации, в-третьих, меня время от времени просили помочь некоторые бывшие коллеги по депутатскому корпусу, которые еще продолжали заниматься политической деятельностью…
      На снимках: мои удостоверения. Ныне они хранятся в Ягоднинском музее Ивана Паникарова «Память Колымы».


Рецензии
Вот тогда-то и закончилась такая короткая пора демократии в нашей стране... Все остальное уже только рядилось под демократию, имитировало ее, но никакой демократией и не пахло...
Бесценные свидетельства очевидца и участника, Толя! А меня Д.Н.Сулима (помнишь его?) уговаривал баллотироваться в Верховный Совет, но я к тому моменту в политике уже полностью разочаровалась...

Ольга Безуглова   09.01.2013 20:11     Заявить о нарушении
Ну, не всё так резко завершилось в октябре 93-го. Это был кризис, да, ставший переломным моментом. Ельцин, так и оставшийся по натуре секретарем обкома КПСС, испугался нарождающейся демократии (не в ВС РСФСР, а вообще!), потому что не смог найти в ней себе новую опору. После него (октября 93-го) начался период активного свертывания созданных элементов демократии, окончательно завершившийся, я так считаю, в августе 98-го, дефолтом. Поставление на власть "преемника" - жирная точка.

Сулиму я, Оля, не помню. :-) А кто это?
Спасибо за отклик!
С уважением,

Анатолий Петин   10.01.2013 00:48   Заявить о нарушении
Сулима вел у нас земледелие и растениеводство в 511, на 5 этаже... В те годы, когда мы были студиозусами, он был совсем молодой, ассистент, он нас еще возил в Зерноград, на МТС, показывал всякие сельхоз машины... А потом он был много лет секретарем партбюро...

Ольга Безуглова   10.01.2013 12:19   Заявить о нарушении