Родники 2ч. Больница

Лучшие времена видел не только наш посёлок, но  и  больница. В ней размещались амбулатория и стационар на 30 мест. В те времена ею руководил  Серов Ефим Львович, она была базовой и в ней не только качественно и, я бы сказала, сердечно, лечили, но и  проходили семинары.
 Главврач обладал настоящей хозяйской хваткой.Откуда-то из черноморских санаториев он привозил не новую, но очень симпатичную, а главное, удобную и современную мебель. Деревянные кровати, плетёные кресла в фойе, ковровые дорожки, удобные диваны для медперсонала. Умел он налаживать контакты, ничего не скажешь-  и стены были красиво окрашены, и  стенды придуманы затейливо, со вкусом.  Продемонстрировать гостям свои владения Ефим Львович старался с шиком и блеском.   
   Но мы, дети, особенно любили фельдшера Василия Трофимовича Филиппова.
Высокий, крепкий, с громким голосом и очень добрый- таким я его запомнила навсегда.
На профсоюзных ёлках работников больницы он обязательно был Дедом Морозом. Лучшего невозможно представить ни тогда в детстве, ни сейчас. В комнате отдыха наряжали Ёлку, и мы, ребятишки, в карнавальных костюмах ждали, когда же он придёт.  Он громко стучал посохом за дверью,  и нас спрашивали: детки, кто это?  Мы  горланили: Дедушка Мороз!  И только Серёжка Смигунов, его пасынок, стараясь перекричать всех нас, вопил: это не Дедмалос!!! Это мой Тлафимавич!!! Видимо, он отчаянно ревновал Трофимыча к нам. Мы же беззаветно любили его.
Часто он приходил в школу, но чаще мы ходили на осмотр, благо, школа и больница расположены по-соседству.  Строго и громко разговаривал Трофимыч с нами, проверял уши, измерял рост и вес.  А в глазах прыгали смешинки.
Василий Трофимович был фронтовиком, давно приехал в наш посёлок, женился на замечательной женщине- акушерке Нине Петровне Смигуновой и вырастил Серёжу, как родного сына. Он до последнего дня был предан больнице, своей работе, людям, для которых сделал так много добра.
  В те годы в посёлке, да, думаю, и по всей стране, проходили очень важные, и, к сожалению, забытые мероприятия. Называлось это событие- День Донора. У каждой медсестры были свои, закрепленные за нею доноры. В назначенный день они приходили в больницу для сдачи крови. Их с почётом встречали, хорошо кормили, делали фотографии на память. У нас в старом альбоме хранятся такие снимки. Всё так просто, а ведь какое важное дело рассыпалось, как и многое другое хорошее, из той, советской жизни. Конечно, отношение к здравоохранению в целом было ответственное. Даже в страшном сне трудно было себе представить такую разруху в здании стационара нашей больницы, какая царит теперь в самом центре поселка. А ведь народу меньше не стало, и нужда в больнице не отпала.
   За инновациями в те времена гнались гораздо медленнее чем сейчас, а здоровьем простых людей были озабочены, кажется, куда больше. В дежурке постовой медсестры стоял шкафчик, полный всяких, наверное, недорогих лекарств. Идёт, к примеру, с работы обычный житель поселка, заходит и говорит: «Зина, дай чего-нибудь от головы, - болит». И медсестра даст ему, конечно, абсолютно бесплатно,   цитрамон или но-шпу, или еще чего, в зависимости от потребности.  По ночам наши земляки не вызывали «скорую», не ждали часами, иногда напрасно, а бежали в тот же стационар за помощью. В больнице им всегда оказывали её -первую и необходимую.   Сейчас, вот, придумали и участковых врачей, и всякие реорганизации- централизации, а спросите-ка у простых жителей глубинки, той же Первомайки- лучше ли стало медицинское обслуживание? В один голос ответят, что нет. Как нет возможности  избежать поездок в райцентр. С нашими бесконечными болячками борется один, хоть и очень хороший, но не железный и не сторукий доктор. Закрыт за «ненадобностью» стационар. Из Кутаисской, Черноморки, Имеретинской надо отправляться больному человеку чуть свет в райцентр и проходить круги ада в очередях поликлиники.
  Конечно, автор не претендует на обладание истиной в последней инстанции, но как сельский житель, возмущаюсь тем, что о нас вообще мало кто заботится там, «на верху». Хорошо сказал кто-то умный о том, что для правительства, видимо, Россия заканчивается уже за пределами Московской кольцевой дороги.
   Мне  же, очень хочется пожелать здоровья и счастья всем, кто хоть немного работал вместе с мамой: Ушаковой Лидии Васильевне,  Канатенко Раисе Максимовне, Могильник Анне Васильевне, Сандуляк Любови Николаевне,  Васик Нине Николаевне, Рублевой Валентине Ивановне, Северин  Ирине Семёновне,  Посоховой Тамаре Иосифовне, Журавлёвой Анне Васильевне, Фурсенко Людмиле Яковлевне,  Талалай Валентине Михайловне, Марченко Нине Петровне и многим другим.
 А ещё я не могу не вспомнить тех, кого нет с нами, но без кого невозможно представить историю этой больницы: Чуприна  Евдокия  Петровна, Жигулина Анна Сергеевна, Ляшенко Миля Карповна, Русских Таисия Михайловна,  Опрышко Наталья Евгеньевна, Коржова  Галина Васильевна,  Линькова Татьяна  Васильевна, Иутина Фаина Николаевна, Иутин Василий Васильевич, Соцук Нина Васильевна, Осипенко Зинаида  Кузьминична и, к сожалению, очень рано ушедшая  Морозова  Антонина Васильевна.
Светлая им память.  20.12.09
*******************************
на фото коллектив Первомайской участковой больницы в 1962г. Старое здание, расположенное в Дубках по правую сторону теперешней улицы Бендуса.
Мама  Василькова Зинаида Сергеевна- треться слева в первом ряду. 


Рецензии