Тевтонский орден и его борьба с Литвой и Польшей

REX LUPUS DEUS

Над балтийскими серыми волнами
Ты свой взор, камерад, задержи:
Это - море Тевтонского Ордена
И его Пресвятой Госпожи.

И.Р.Б. Думы на берегу Финского залива.

 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

1226 год от Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся, к описываемому времени, на ряд отдельных владений) князь (именовавшийся немцами «герцогом») Конрад I Мазовецкий, правитель польских областей Мазовии (Мазовше) и Куявии и подданный Императора «Священной Римской Империи (германской нации)» Фридриха II Гогенштауфена (о чем историки нередко забывают), буквально изнемогавший в борьбе с язычниками-прус(с)ами, потерпев неудачу в нескольких организованных им против них Крестовых походах, обратился за помощью против прус(с)ов к Тевтонскому ордену.

Прус(с)ы - воинственное прибалтийское племя, родственное литовцам, прямые потомки древних эстиев, или айстиев (не путать с угрофинским племенем эстов, предков нынешних эстонцев), смешавшихся с переселившимся в Прибалтику из Скандинавии древнегерманским племенем готов - на протяжении cтолетий вели успешные войны против славянских земель Польши, Поморья и Мазовии, каждый год разрушая там церкви и монастыри, сжигая села, города и угоняя в плен множество мирных жителей. В 1217 году, после неудачи очередного Крестового похода, организованного поляками по призыву назначенного епископом Пруссии Христиана, монаха ордена цистерцианцев (под чьим патронажем в свое время был учрежден орден храмовников-тамплиеров), прусские язычники в очередной раз огнем и мечом прошли все Поморье и всю Северную Польшу.

Только в Мазовии пру(с)сы, в ходе набегов, сожгли 250 церквей и 1000 деревень, убили около 20 000 и угнали в полон 5 000 жителей. Раздробленное и слабое польское государство в целом, а уж тем более Конрад Мазовецкий, были совершенно не способны сопротивляться прус(с)ам. Князь Конрад обещал вознаградить Тевтонский орден за военную помощь Кульмской (Хелминской) землей и всей территорией Пруссии (которую, правда, еще предстояло завоевать).

Папа римский санкционировал эту миссию, а римско-германский Император Фридрих II Гогенштауфен специальной буллой (так называемой «Золотой буллой Римини») даровал Верховному магистру тевтонов в Пруссии все права суверенного государя. Таким образом, Тевтонский орден на своих прусских землях не являлся ленником римско-германского Императора, получив полную автономию и избавившись от верховного владычества над собой «Священной Римской Империи германской нации».

В результате многолетней войны собравшимся со всей Европы крестоносцам под предводительством Тевтонского ордена удалось, наконец, покорить Пруссию – земли, на которых когда-то располагался Рейдгот(а)ланд (Готискандза) – территорию, с которой переселившиеся из Скандзы (Скандинавии) готы отправились некогда на юг, чтобы дойти, в конце концов, до Восточно-Европейской равнины, Крыма, Балкан, Италии, Испании. Таким образом, вооруженная борьба тевтонцев-мариан и союзных с ними крестоносцев за Пруссию была фактически борьбой за готское наследие – древнюю Готискандзу-Рейдготланд. В ходе этой борбы, завершившейся победой воинов Креста, вовсе не произошло поголовного истребления прусского населения и замены его немецкими колонистами, как ошибочно все еще полагают (а может быть - не столько полагают, сколько злонамеренно утверждают!) многие у нас и за рубежом.

Тевтонский орден вовсе не стремился к физическому уничтожению балтских племен (и тем более - славян). В его задачу входило обращение язычников в Христианскую веру, и это являлось как бы единственным оправданием всех его завоеваний. Большинство прус(с)ов, приняв (пусть и не всегда и не совсем добровольно) Святое Крещение и продолжало жить на старом месте, хотя и под новыми, христианскими, именами, в качестве арендаторов орденских земель или горожан, составляя вспомогательные дружины ордена Девы Марии в военное время - подобно «чуди» (эстонцам) в орденской Ливонии. Эти прусские слуги-«динеры» Тевтонского ордена (проживавшие частично в орденских замках, частично - в предоставленных им орденом на правах лена имениях, расположенных в сельской местности, именовались «витингами», «вейтингами» или «вайтингами».

Очень многие вожди туземцев принимали Христианство совершенно добровольно и активно участвовали в военных походах Тевтонского ордена. Орден Девы Марии весьма ценил их за верную службу и старался по достоинству вознаградить. Как правило, в качестве награды отличившимся неофитам из числа коренного населения Прибалтики предоставлялись земельные наделы, освобождение от податей и т.д. Поэтому с течением времени даже те из прус(с)ов, куршей, ливов, леттов, латгалов, земгалов (семигалов) и эстов, кто поначалу оказывал ордену активное сопротивление, постепенно смирялись с положением вещей и начинали ему служить. Поэтому немалую часть орденского войска составляли воины-балты, принявшие Христианство или склоняющиеся к его принятию.

В орденских хрониках историков Петра из Дусбурга, Иоанна (Иоганнеса, Иоганна) из Посильге, Николая (Николауса) из Ерошина и др. зафиксированы имена многих крещеных прус(с)ов, верно служивших делу ордена Девы Марии и своей кровью, пролитой на поле брани, засвидетельствовавших свою верность Христу и Верховному магистру - Глаппо, Стовмел, Конрад по прозванию Диавол, Мартин из Голина, Скуманд и многие другие прусские «витинги». В походах орденского войска «витинги» выступали под собственной хоругвью (баннером, или знаменем).

Аналогичные процессы происходили и в Ливонии, где «Воинству Христову» - рыцарям ордена меченосцев - оказывали активную поддержку, например, крестившийся вождь (король) угрофинского племени ливов (по которому завоеванная западными крестоносцами земля, собственно, и была названа Ливонией, хотя ливы отнюдь не являлись ее единственным туземным населением) Каупо и его сын, погибшие в бою с язычниками-эстами.

На военную службу крещеные союзники тевтонов из числа ливов и эстов (именовавшиеся в русских летописях «ливью» и «чудью») являлись в своем исконном вооружении. Конные прусские воины - «великие (большие) свободные» («вейтинги» или «витинги») - в сфероконических шлемах с кольчужной бармицей, кольчугах или пластинчатых (ламеллярных) панцирях (по-немецки: «платтенгарниш»; поэтому военная служба прусской знати Тевтонскому ордену именовалась «платтендинст»), с большими круглыми или каплевидными щитами, копьями, мечами или длинными боевыми тесаками (дюссаками). Пешие («малые свободные») - тоже в шлемах с бармицами, кольчужных рубахах, с круглыми щитами, копьями, сулицами (дротиками) и боевыми ножами (мечи стоили дорого и были не всякому по карману). Необходимо заметить, что вспомогательные контингенты орденских войск оказали немалое влияние на тактику боевых действий и даже на состав вооружения тевтонов в Прибалтике.

Многие элементы прибалтийского вооружения - например, дротики-сулицы, или легкие круглые прусские щиты, равно как и литовские щиты-тарчи с вертикальным рельефным выступом посредине (так называемые литовские павезы), со временем заняли полноправное место в комплексе военного оснащения воинов Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии в Пруссии и Прибалтике, придав ему неповторимый облик.

Так, в сражении при Танненберге (Грюнвальде) 15 июля 1410 года, если не решившем окончательно, то во многом предопределившем исход противоборства рыцарей Пресвятой Девы Марии с поляками и Литвой и судьбу Тевтонского ордена в Пруссии, даже многие рыцари отборного отряда орденского войска, атаковавшего польского короля Владислава, были, в отличие от противостоявших им поляков, вооружены не длинными (до 5 м) тяжелыми копьями, а именно облегченными короткими (до 2,5 м) сулицами (вследствие чего поляки из состава атакованной тевтонами Большой Королевской хоругви поначалу даже приняли их за литовцев).

На завоеванной многонациональными армиями крестоносцев во главе с тевтонами территории и сложилось самостоятельное орденское государство, просуществовавшее до начала XVI столетия.

При этом еще раз следует подчеркнуть, что братья-рыцари Тевтонского ордена составляли только отборные части и гарнизоны возводившихся на покоренных землях замков. Все крупные сражения с прусскими язычниками были выиграны крестоносцами, съезжавшимися на помощь тевтонам сначала из Польши и Северной Германии, а впоследствии - со всей германской метрополии, из нынешних Бельгии и Голландии, Франции и Англии.

В последующие десятилетия в среде европейского дворянства вошло в обычай получать посвящение в рыцари в Пруссии. В 1253 году литовский князь Миндовг (Миндаугас) при посредстве Тевтонского ордена крестился, получил от папы римского королевскую корону и назначил орденского священника Христиана католическим епископом всей Литвы. Миндовг позволил ордену Пресвятой Девы Марии основать комменду (орденский замок-монастырь) в своей резиденции, предоставил тевтонам полную свободу христианизации Жмуди (Самогитии или Жемайте, то есть Нижней Литвы), а в 1260 году завещал «Божьим дворянам» на случай, если останется бездетным, и Верхнюю Литву.

В папском Риме в описываемое время связывали с Тевтонским орденом большие надежды и далеко идущие планы - ему было поручено ни много ни мало - отвоевать Русь у татаро-монголов (вопреки инкриминируемой ордену Пресвятой Девы Марии некоторыми современными глубокомысленными виртуозами пера «нерушимой братской дружбе» с этими самыми татаро- монголами!). Впрочем, эти обширные планы были сорваны опустошительным вторжением татаро-монголов в Пруссию в 1259 году, поражением орденского войска в Жемайтии в 1260 году и вспыхнувшим вслед за тем «Великим восстанием» прус(с)ов (длившимся почти 30 лет - до 1283 года), осложненным изменой ренегата Миндовга Тевтонскому ордену (за вероломство Бог покарал Миндовга, вскоре павшего от рук мятежного князя Довмонта, бежавшего после убийства короля Литвы на Русь, крестившегося там и ставшего псковским князем под именем Тимофея).

Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV веке стал неудержимо нарастать и кризис в римско-католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы по религиозному признаку. Тевтонский орден в Пруссии превратился в самостоятельное государство и одновременно укрепил свои позиции почти во всех европейских государствах, хотя размеры отдельных орденских провинций постоянно менялись.

Орденское государство играло важную роль в жизни не только Прибалтики, но и всей Восточной и Северной Европы, превратившись с течением времени (и не в последнюю очередь - благодаря прочному альянсу с Союзом Ганзейских торговых городов) в крупную военно-морскую державу на Балтике.

Так, при Верховном магистре Конраде фон Юнгингене флот Тевтонского ордена в союзе с Ганзой разгромил пиратов-витальеров (ликеделеров), долгие годы разбойничавших в Балтийском и Северном море и захватил их главную базу - г. Висби на острове Готланд. При брате и преемнике Конрада - Гохмейстере Ульрихе фон Юнгингене - флот тевтонских рыцарей совершил так называемый Северный морской поход - полярную морскую экспедицию в поисках таинственной земли Гипербореи (Туле, Фулы), расположенной, по старинным легендам на крайнем Севере (возможно, даже за Северным Полярным кругом). Согласно характерным для Средневековья магическим воззрениям, за крайним арктическим барьером лежат неведомые страны, в которых жизненные процессы развиваются гораздо энергичней, нежели в нашей «земной глуши». Этот северный поход тевтонских рыцарей впоследствии нашел свое отражение в драме немецкого романтика Цахариаса (Захариаса) Вернера «Гиперборея». В драме Вернера Верховный магистр Ульрих фон Юнгинген произносит слова, позднее ставшие крылатыми:

«Наш путь во льдах! Полночное светило
 Нам озарит цветущий материк».

О том, чем завершилась Северная экспедиция тевтонов, достоверных сведеннй не сохранилось. Скорее всего, рыцарственные мореплаватели погибли в арктических льдах. Хотя - кто знает? Но это так, к слову...

Важность положения, занимавшегося Верховным магистром, была связана не только с его должностью главы всего ордена Девы Марии, но и с значительными размерами находившихся в его непосредственном подчинении территорий. Все государства, в том числе и европейские, постоянно воевали друг с другом. Было бы странно, если бы войны обошли стороной государство Тевтонского ордена.

Между тем, литовские князья не раз становились союзниками тевтонских рыцарей в борьбе как со своими внутренними врагами (часто - собственными братьями и другими близкими родственниками), так и с врагами внешними. Так, например, в войске Великого князя Литовского Витовта (Витольда, а в крещении - Александра), сразившегося с войсками золотоордынского хана Едигея на реке Ворскле в 1399 году, сражался против ордынцев, наряду с дружинами западнорусских князей, польскими отрядами и татарами свергнутого с престола Едигеем золотоордынского хана Тохтамыша (того самого, что в 1382 году сжег Москву), военный контингент Тевтонского ордена. Битва на Ворскле закончилась сокрушительным разгромом разноплеменной армии Витовта. В ней пали почти все его воеводы (в том числе знаменитый Дмитрий Боброк Волынец - «организатор победы» Великого князя Московского Дмитрия Донского над ордынским войском темника Мамая на Куликовом поле в 1380 году)и большинство приведенных им на Ворсклу воинов, которым не помогло даже благословение самого папы римского, приравнявшего всех воинов Витовта (в том числе литовских язычников, западнорусских православных «схизматиков» и мусульман-татар! - к крестоносцам и даровавшего им отпущение грехов, как «мученикам, павшим в борьбе за Веру»). А сын Тохтамыша - хан Джелал-эд-дин («Саладин») - оставшись со своими татарами на литовской службе, сыграл весьма активную роль в Великой войне Литвы и Польши с Тевтонским орденом 1410-1411 гг. и, в частности, в их победе над тевтонскими рыцарями под Танненбергом (за это Витовт в 1411 году посадил Джелал-эд-Дина на престол Золотой Орды - правда, ненадолго)... Но это так, к слову.

Окрепшие и объединившие свои силы Польша и Литва (после крещения последней у ордена Пресвятой Девы Марии исчез повод призывать крестоносцев со всей Европы воевать с язычниками) после ряда ведшихся с переменным успехом войн разгромили десятитысячное войско Тевтонского ордена под Танненбергом в 1410 году. С легкой руки польских летописцев это сражение у нас почему-то называют «битвой при Грюнвальде». Однако никакого «Грюнвальда» там не было и нет. Битва происходила между селениями Грюнфельде и Танненберг. Очередная загадка истории! Об этой битве написано уже так много, что мы ограничимся только самым главным.

Ливонский «ландмейстер» Конрад фон Фитингоф(ен), ссылаясь на сепаратный мирный договор, заключенный им с Великим князем Литовским Витовтом - союзником польского короля Владислава (в недавнем прошлом, до крещения - литвина Ягайло), не пришел на помощь своему Верховному магистру Ульриху фон Юнгингену. Формально к Фитингофену было даже не за что придраться - Юнгинген вел войну с польско-литовским государством в своем качестве провинциального магистра Пруссии (эта должность исполнялась тевтонскими гохмейстерами с момента переноса орденской резиденции из Венеции в крепость Мариенбург на реке Ногате в 1309 году) - но сама возможность подобного дерзкого отказа свидетельствует о весьма далеко зашедшем процессе ослабления орденской дисциплины.

В роковой для тевтонов битве при Танненберге пали Гохмейстер брат Ульрих фон Юнгинген (почти ослепший к тому времени), орденский маршал Фридрих фон Валленрод (Валленроде, Валлероде, Вальроде), Великий комтур Куно (Конрад) фон Лихтенштейн и почти все высшие должностные лица Тевтонского ордена, комтур Торна Иоганн фон Зайн (Сайн), комтур Меве граф Иоганн фон Венде, комтур Шлохау Арнольд фон Баден, а также 203 из 250 участвовавших в сражении орденских «братьев-рыцарей» (всего в Пруссии по состоянию на 1410 год насчитывалось около 700 «белых плащей» - рыцарей Тевтонского ордена). Правда, многие историки утверждают, что речь в данном случае следует вести об общем числе «братьев» Тевтонского ордена, то есть не только «братьях-рыцарях», но и о «братьях-сариантах» («услужающих братьях»), также являвшихся полноправными членами ордена и монахами, принесшими три обета (нестяжания, безбрачия и послушания), хотя и не дворянского происхождения. В-общем, «темна вода во облацех»...

Первоклассную орденскую крепость Мариенбург-на-Ногате, оборону которой взял на себя доблестным комтур Швеца граф Генрих фон Плауэн (избранный вскоре Верховным магистром), польско-литовской рати взять не удалось. Подоспевшее из ливонских владений ордена Девы Марии и из города Данцига подкрепление и болезни, вспыхнувшие в лагере осаждавших, заставили их снять осаду Мариенбурга.

Тем не менее, на Тевтонский орден, лишившийся части своих владений, была наложена победителями огромная контрибуция. Денег взять было негде - в частности, вследствие запрета иудеям проживать на орденских землях, в то время, как главный противник ордена Пресвятой Девы Марии - чрезвычайно гостеприимное к иудеям польско-литовское государство - «asylium judaeorum» - пользовалось у иудейских ростовщиков широчайшим кредитом. Между прочим, по старинному сказанию, первым польским королем был избран иудей Аврам Парховник (Порховник), вскоре, впрочем, уступивший корону Пясту - основателю древнейшей польской королевской династии! Не случайно в Средневековье о Польше была сложена следующая стихотворная поговорка:

«Clarum regnum Polonorum
 Est caelum Nobiliorum,
 Paradisum Judaeorum
 Et infernum Rustiocorum»

 или, в переводе на русский язык:

«Светлейшее королевство Польское
 Есть царство небесное для знати,
 Рай для иудеев
 И ад для крестьян (поселян)».

А столица Литвы - город Вильна (по-русски: Вильно, по-литовски: Вильнюс), где располагался иудейский «Ваад (Совет) четырех земель, с полным на то основанием именовался самими же иудеями «литовским Иерусалимом».
 
Но это так, к слову...

В результате всех перечисленных выше военно-политических и финансовых проблем, орден Девы Марии оказался настолько ослаблен, что против него взбунтовались его же собственные подданные- немецкого происхождения! - горожане и - самое главное! - рыцари-вассалы ордена, основавшие еще до танненбергского разгрома тайный «Союз ящериц» (по-немецки: Эйдексенбунд, Eidechsenbund), стремившийся к свержению орденской власти. Неверные вассалы ордена Девы Марии, объединившиеся с другими сословиями орденского государства, в том числе с мятежным бюргерским «Союзом городов»,  в так называемый «Прусский союз» (по-немецки: Прейссишер Бунд, Preussischer Bund), взяли изменой большинство орденских замков и призвали на помощь польского короля.

Неверные вассалы Тевтонского ордена, во главе которых встали рыцарь Ганс фон Байзен и его младший брат Штибор (Стибор), стремились заменить для себя твердую орденскую власть польско-литовский «шляхетной вольностью». Горожане восстали, поскольку были недовольны возросшими поборами, необходимыми для выплаты польско-литовскому государству контрибуции, и недопущением их к управлению государственными делами (когда же Гохмейстер Генрих фон Плауэн, спаситель Мариенбурга в 1410 году, попытался удовлетворить их требования и привлечь бюргеров к управлению государством, он столкнулся с «непримиримой оппозицией» в лице орденских рыцарей, отстранивших его от власти и заточивших в узилище).

Через много лет после смерти фон Плауэна бренные останки мариенбургского героя были перенесены в Мариенбург и похоронены в часовне святой Анны рядом с останками героя Танненберга Ульриха фон Юнгингена.

Однако обрести вечный покой в Мариенбурге его защитнику все-таки не пришлось. В 2007 году, судя по сообщениям в польской и немецкой прессе, польские археологи обнаружили в крипте собора г. Квидзина (древнего Мариенвердера) прах нескольких сановников Тевтонского ордена (судя по сохранившимся на скелетах остаткам дорогих шелковых тканей и аксессуарам (застежкам и т.д) из драгоценных металлов. В результате антропологических анализов и анализа ДНК археологи пришли к мнению, что три скелета из числа найденных в крипте принадлежали Верховным магистрам ордена Девы Марии - Вернеру фон Орзельну (1324-1330), Лудольфу (Людольфу) Кёнигу (1342-1345) и...Генриху фон Плауэну (1410-1413)...

Для борьбы с восставшими, составлявшими до сих пор основную военную силу Тевтонского ордена, Верховный магистр уже не мог призвать на помощь иноземных крестоносцев, готовых обнажить меч только против язычников, но уж никак не против своих собратьев по Вере, да еще и вчерашних орденских вассалов! Пришлось прибегнуть к помощи наемников, которые стоили немалых денег (особенно с учетом бушевавших в Европе Гуситских войн и Столетней войны, пожиравших все имевшиеся в наличии людские ресурсы). Из-за постоянной нехватки наемных воинов цены на их услуги непрерывно росли. В результате орденская казна была окончательно опустошена. Тогда наемники, главным образом моравяне, силезцы и чехи, оборонявшие орденскую столицу Мариенбург-на-Ногате, в связи с задержкой выплаты им жалования, за деньги открыли ворота полякам. Войны со взбунтовавшимися подданными и польско-литовским государством осложнялись вторжениями на орденские земли войск еретиков-гуситов - «страха и ужаса» всей тогдашней Центральной и Западной Европы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ В ПРИБАЛТИКЕ ДО ПРИХОДА ТУДА ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

1. Зачин.

Когда «братья» духовно-рыцарского (военно-монашеского) Тевтонского ордена Святой Девы Марии в 1230 г. прибыли в Прибалтику, там уже действовали два других, небольших, духовно-рыцарских ордена – орден братьев-рыцарей Калатравы (испанский по происхождению) и духовно-рыцарский Добринский (по=латыни и по-немецки), Добрынский (по-русски) или Добжин(ь)ский (по-польски), орден. На территории Ливонии (нынешних Эстонии и Латвии) уже существовало государство ордена братьев-меченосцев.

2. Орден Калатравы.

Основателем духовно-рыцарского ордена Калатравы был аббат (настоятель) одного из монастырей духовного (монашеского) ордена цистерцианцев (Сито) Раймонд (Рамон) де Серра(т). В 1158 году учрежденному им военно-духовному братству была передана духовно-рыцарским орденом тамплиеров (храмовников) крепость Калатрава (Калаат Раваа), которую тамплиеры оказались не в состоянии защищать от испанских мусульман (мавров). Калатрава на 41 год стала штаб-квартирой нового братства и резиденцией его главы. В 1164 году папа римский Александр III утвердил принятый орденом Калатравы устав цистерцианцев (адаптированный, с учетом военно-духовного характера нового братства). В 1187 году орден Калатравы был официально присоединен к ордену цистерцианцев и подчинен цистерцианскому аббатству Монмонд. С 1197 года, после временного захвата маврами Калатравы, рыцари-монахи перенесли свою штаб-квартиру в другую крепость, Сальватьерру, по которой их братство получило свое второе название - Орден Сальватьерры. Орден Калатравы-Сальватьерры занимался, главным образом, борьбой с маврами на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова, однако в 1224 году конвент (состоявшая обычно из 12 человек монашеская община) «братьев» этого испанского рыцарского ордена выстроил замок на стратегически важной высоте Тимау близ Меве (по-польски: Гнева) в нижнем течении р. Вислы. Перед рыцарями Калатравы была поставлена задача оборонять Помереллию (восточную часть польского Поморья) от набегов прусских язычников из соседней Пруссии (еще не подвергнутой христианизации). Вероятно, этот филиал испанского ордена был первоначально подчинен Оливскому монастырю ордена цистерцианцев, расположенному близ г. Данцига (по-польски: Гданьска). Однако вскоре после прибытия «братьев-рыцарей» ордена Калатравы на новый театр военных действий прусские язычники сожгли  Оливский монастырь цистерцианцев в ходе очередного набега (или «наезда», как любили выражаться поляки). .   

Существование Тимауского конвента рыцарей Калатравы засвидетельствовано хронистами до 1230 года. Их облачение было аналогично облачению монахов-цистерцианцев и «братьев» военно-монашеского ордена тамплиеров (также учрежденного в свое время под эгидой Цистерцианского ордена): длинный белый кафтан и длинный белый плащ (мантия). Это «церковное» или «конвентуальное» облачение «братья» ордена Калатравы носили в мирное время. В период военных действий они надевали поверх доспехов белое полукафтанье-сюрко (налатник). На облачении «братья» Калатравы носили герб своего ордена – красный «лилиевидный» крест (прямой равносторонний крест с геральдическими лилиями на концах лучей), в основе которого лежал первоначальный прямой красный крест ордена тамплиеров.

3. Орден ливонских «братьев-меченосцев».

В 1202 году монах ордена цистерцианцев Теодерих (Теодорих, Тидрек, Дитрих) Трейденский (по-латышски: Турайдский), впоследствии – аббат основанного в устье Западной Двины (по- немецки: Дины или Дюны, по-латышски: Даугавы) цистерцианского монастыря, основал (с благословения папы римского) военно-монашеский орден братьев воинства (рыцарства) Христова (лат:  fraters militiae Christi). Братья-рыцари нового ордена скопировали свой устав с устава ордена храмовников-тамплиеров (также учрежденного – как нам уже известно - в свое время под эгидой Цистерцианского ордена). Да и название его – «братья воинства (рыцарства) Христова» весьма напоминало исконное официальное название ордена тамплиеров – «бедные рыцари (спутники) Христа и Храма Соломонова». Члены ордена меченосцев, тесно связанного с ганзейским торговым городом Любеком, происходили, главным образом, из областей Нижней Германии. Подобно братству тамплиеров, братство меченосцев было учреждено в качестве чисто военного (рыцарского) ордена, в круг их уставных задач не входила странноприимная (госпитальерская) деятельность, то есть уход за больными и убогими (в отличие, например, от уставных задач членов ордена Святого Иоанна или Тевтонского ордена Святой Девы Марии). К 1236 году орден братьев-меченосцев (именовавшийся часто для краткости «орденом Меча») поставил под свой контроль примерно половину всех христианизированных областей Ливонии (Лифляндии), Эстонии (Эстляндии) и Куронии (Курляндии). На этой территории братья-меченосцы пользовались всеми светскими правами сюзерена (хотя и «коллективного»), получившими от папского престола (римской курии) официальное подтверждение всех прав владения завоеванными областями. Местные епископы не пользовались на территориях, принадлежавших ордену меченосцев. Никакими привилегиями или особыми правами. Другая половина Ливонии, Эстонии и Куронии находилась во владении целого ряда монастырей, епископа Риги (самочинно именовавшего себя «епископом Ливонии») и ганзейского города Риги.

В 1233 году папский легат (посланник) Балдуин сделал попытку объединить все христианизированные территории Восточной Прибалтики в рамках единого церковного государства, подчиненного непосредственно папе. Однако меченосцы воспротивились этому плану римской курии. Разгорелась война. Вооруженные силы, мобилизованные папским легатом, были разбиты войсками ордена меченосцев в битве при горе Домберг в Ревеле - нынешнем Таллин(н)е. В ответ разгневанный папа отлучил строптивый орден от церкви. Однако вскоре меченосцы, согласившиеся расстаться в пользу церкви с частью своих владений, были реабилитированы и папское отлучение снято с их ордена. Большую часть своих территорий ордену Меча все же удалось сохранить за собой.

Члены ордена Меча подразделялись на три категории (сословия или чина):

1) «братья-рыцари» (нем.: риттербрюдер, Ritterbrueder);

2) «услужающие братья» (нем.: диненде брюдер, dienende Brueder, или просто: динеры, Diener)

3) «братья-священники» («братья-клирики», нем.: «пристербрюдер», Priesterbrueder).

Орденское облачение меченосцев было почти полной копией облачению тамплиеров. «Братья-рыцари» ордена меченосцев носили в мирное время длинный белый кафтан, а поверх него – длинный белый «господский плащ» (нем.: «герренрок», Herrenrock). В военное время они надевали поверх доспехов белое полукафтанье-налатник (по-немецки: «ваффенрок», Waffenrock, или «ваппенрок», Wappenrock): «Услужающие братья» ордена Меча (незнатного происхождения) носили кафтаны, плащи и налатники серого или коричневого цвета (как и «услужающие братья» ордена тамплиеров). Эмблема «братьев-меченосцев» (также происходившая от тамплиерской) представляла собой красный «храмовнический» крест, а под ним – красный меч острием вниз (по которому их, собственно, и прозвали «меченосцами»).

Следует подчеркнуть, что в бою «братья-меченосцы» (как и «братья» других военно-монашеских орденов), скорее всего, носили поверх доспехов только налатники-полукафтанья (но не плащи и не кафтаны).

Представители третьего «чина» ордена Меча – «братья-священники» - носили длинные белые кафтаны с орденской эмблемой, но не носили белых орденских плащей (в отличие, например, от «братьев-священников» Тевтонского ордена Святой Девы Марии).

Ежегодно в Ливонию съезжались крестоносцы-«паломники» («пилигримы»). Без этих контингентов «интернационалистов» орден Меча не мог бы успешно воевать с язычниками. Однако часть «пилигримов» присоединялась не к орденскому войску, а к войскам епископа Риги. К 1224 году меченосцы, наряду с целым рядом небольших укреплений, воздвигли пять орденских замков-бургов. В каждом орденском замке (являвшемся одновременно и монастырем) имелся конвент (монастырская братия) в составе 12 «братьев-рыцарей» и гарнизона (состоявшего из «услужающих братьев», светских вассалов ордена, а также наемных воинов, служивших за жалованье, но не являвшихся членами ордена).

В 1214 году собственное войско ордена меченосцев (без учета «пилигримов») состояло из 400 немецких рыцарей, вооруженных слуг (кнехтов) и стрелков из арбалета (баллистариев). Вспомогательные войска ордена Меча состояли из 1300 латышских (леттских и ливских) воинов, проживавших на орденских землях, предоставленных ими на условиях военной службы. Кроме того, в случае необходимости, созывалось ополчение зависимых от ордена местных крестьян, в обычное время обязанных ему только натуральным оброком и различными повинностями, но не воинской службой.

В 1227-1236 гг. число «братьев-рыцарей» ордена Меча колебалось от 110 до 180. Они составляли тяжеловооруженное ядро орденского войска  и занимали важнейшие военные и административные должности. Точные данные о числе «услужающих братьев» и наемных воинов-кнехтов ордена меченосцев отсутствуют. По состоянию на 1230 год орден Меча был в состоянии в случае войны мобилизовать из числа населения принадлежавших ему земель до 5000 легковооруженных крещеных ливов, леттов и эстов (эстонцев).

Вспыхнувшее в 1223 году таек называемое Великое восстание эстонцев против власти ордена Меча причинило огромный урон его живой силе, конскому составу, замкам и оружейным складам. В 1224 году меченосцам, при помощи прибывшего к ним на помощь большого войска крестоносцев-«интернационалистов», все же удалось подчинить непокорных эстонцев. В последующие годы ордену Меча удалось восстановить разрушенное. Однако в 1236 году объединенное войско «братьев-меченосцев», западных крестоносцев-католиков и православных псковичей было разгромлено литовскими язычниками в болотистой местности близ Саулена (или Саулы) – то ли в северной Литве (в районе нынешнего Шяуляя), то ли на территории Земгалии (части сегодняшней Латвии), еще не окрещенной к тому времени. В Сауленской битве пали 50-60 «братьев-рыцарей» ордена Меча, в 10 раз больше «услужающих братьев» и наемников и почти все заезжие крестоносцы (из 200 псковских воинов уцелел только каждый десятый). Таким образом, разом было уничтожено не меньше половины членов ордена меченосцев, и в том числе глава их ордена – «геермейстер» (войсковой магистр) Фолькевин (Волкевин, Волквин, Фолкуин) фон Винтерштеттен.

Уцелевшие «братья-меченосцы» были вынуждены (хотя и очень неохотно) вступить в более сильный и многочисленный Тевтонский орден Святой Девы Марии.

4. Добринский орден.

После того как примерно в 1200 г. монахи Цистерцианского ордена начали свою миссионерскую (проповедническую) деятельность в языческой Пруссии), в цистерцианец Христиан был в 1215 г. избран в Риме епископом Пруссии. Один из обратившихся в христианскую веру знатный прусс даровал ему область Лёбау (Лобау), постоянно подвергавшуюся набегам прусских язычников. Христиан пожаловался в Рим и в 1217 г. получил от папы дозволение организовать против нехристей Крестовый поход. Но в ходе 3 походов - 1218, 1222 и 1223 гг. - войскам крестоносцев (прибывшим в основном из Польши и Германии) так и не удалось покорить прусских язычников.

На встрече епископа Пруссии Христиана с польским князем Мазовии и Куявии Конрадом (чьи расположенные на северо-востоке Польши земли жестоко страдали от прусских набегов) и с епископом Плоцка Гюнтером было решено учредить духовно-рыцарский орден, аналогичный ордену «братьев-меченосцев», действовавшему в Ливонии. Свои услуги предложили почтенный муж по имени Бруно, Брун или Брунон (ставший впоследствии мейстером, или магистром, то есть главой нового ордена) с 14 спутниками. Все они были признаны годными к выполнению поставленной задачи.

В 1228 году  состоялось учреждение нового ордена. Большинство вступивших в него рыцарей были родом из германских областей Вестфалии и Мекленбурга, а также с Нижней Эльбы. Официальное название ордена звучало так: «Братья воинства (рыцарства) Христова в Ливонии против прутенов (пруссов)», или «Братия Ливонского воинства (рыцарства) Христа против пруссов», по-латыни: «fraters militiе Christi de Livonia contra Prutenos». В последующие годы рыцари этого ордена были известны и под другими названиями: «Воины (рыцари) Христовы в Пруссии» (по-латыни: «milites Christi de Prussia») и «Воины (рыцари) Христовы братья из Добрина» (по-лдатыни: milites Christi fraters de Dobrin).

Названия «бртатья из Добрина» происходило от замка Добрин (по-польски: Добжин), построенного князем Конрадом Мазовецким на северном берегу р. Вислы для нового ордена. Кроме замка, «добринские братья» получили от князя Мазовии во владение территорию между Вислой, Хелменицей, Каменицей и прусской границей, а также владения епископа Плоцкого. Территория, отведенная ордену, получила название «Добринской земли»). К 1235 году новому ордену удалось замирить Добринскую землю настолько, что в ее северной части начали селиться колонисты, а вокруг замка Добрин возник небольшой одноименный город. Однако успешная деятельность Тевтонского ордена Святой Девы Марии, приглашенного тем же Конрадом Мазовнцким, на Висле, делала роль Добринского ордена (да и упоминавшегося выше филиала ордена Калатравы) все менее важной в деле борьбы с прусскими язычниками. В 1235 году епископ Плоцкий под нажимом тевтонских рыцарей своей официальной грамотой инкорпорировал (включил) Добринский орден в состав Тевтонского ордена Святой Девы Марии.

Невзирая на противодействие «добринских братьев» этому решению, инкорпорация была признана папским престолом. Добринские «братья-рыцари» покинули свою резиденцию – замок и город Добрин – и в 1237 году были переселены князем Мазовецким и Куявским Конрадом в принадлежавший ему замок и город Дрогичин, расположенный на границе его владений с западнорусским Галицким княжеством. Добринские рыцари обязались оказывать князю Конраду военную поддержку в походах против пруссов и «других врагов христианской веры». Однако «братья из Добрина» не смогли долго продержаться в отведенном им «треугольнике» между Мазовией, Галицким княжеством и землями воинственного литовского языческого племени ятвингов (именуемых в тогдашних русских летописях «ятвягами»). 

Уже в 1238 году они были изгнаны западнорусским князем Даниилом Галицким. Возвращение некоторых «добринских братьев» в Мекленбург и вступление других «добринцев» около 1240 году в Тевтонский орден (или в Орден Святого Иоанна) положило конец существованию их ордена.

«Братья из Добрина» жили и одевались в соответствии с уставом «братьев-меченосцев». Считается, что их белые облачения были украшены красным изображением меча острием вниз, над которым была расположена красная звезда, о числе лучей (да и о цвете)  которой до сих пор идут нескончаемые споры между историками.

Добринский орден всегда был малочисленным (15 «братьев-рыцарей» плюс 150 «услужающих братьев» и вооруженных воинов на службе ордена).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ

Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни-псалма, сочиненной в XIII веке, мы даем в том виде, в каком она вошла в так называемый «Глогауский песенник (нем.: Глогауэр Лидербух)», датируемый 1480 годом:

Christ ist erstanden
Von der Marter alle.
Des solln wir alle froh sein,
Christ will unser Trost sein.
Kyrieleis.

Waer er nicht erstanden,
So waer die Welt vergangen,
Seit dass er erstanden ist,
So lobn wir den Vater Jesu Christ.
Kyriеleis.

Halleluja,
Halleluja,
Halleluja.
Des solln wir alle froh sein,
Christ will unser Trost sein -
Кyrieleis.

Перевод на русский язык:

Христос Воскресе
После всех мучений.
Мы все должны возрадоваться этому,
Христос станет нашим утешением.
Кирие элейсон (греч.: Господи, помилуй)!

Если бы он не воскрес,
То мир бы перестал существовать.
С тех пор, как Он воскрес,
Мы хвалим Отца Иисуса Христа.
Кирие элейсон!

Аллилуия (Хвалите Бога),
Аллилуия,
Аллилуия!

Мы все должны возрадоваться этому,
Христос станет нашим утешением!
Кирие элейсон!

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

В заключение нашей короткой военно-исторической миниатюры еще раз сердечно Благодарим замечательного художника Антона Морского за любезно предоставленную превосходную иллюстрацию, изображающую братьев-рыцарей Тевтонского ордена Приснодевы Марии в вооружении и снаряжении первой половины XIII века.      


Рецензии