Я хочу запомнить Ваше лицо или Супер пупер Таланты

Ирина Кандаурова

От автора:

Судьба меня познакомила с удивительной женщиной. И все, что она рассказала, легло в основу этой книги.

Я хочу запомнить Ваше лицо или  Супер – пупер Таланты


Надежде Надеждиной –
простой Честной женщине России –
посвящается 





1. «Мечты, мечты, где Ваша Сладость?!!»

 – Мечты прошли, осталась – Гадость!!!
 – в прямом и переносном смысле. Первый горький опыт и первая недостача в размере 2000 рублей (~50 евро).
Это уже потом, спустя полгода, я пойму истинную причину своих финансовых проблем.
Ну, а пока?!! Пока отработав неделю с 8-00 утра до 8-00 вечера в битком набитом всякой всячиной ларьке размером не больше собачьей будки, я пребывала в эйфорическом настроении от суммы, которую должна была вот-вот получить.
Сто рублей в день, за 7 дней – набегало СЕМЬСОТ! рублей. На радостное событие собралась вся семья: седой, благородный муж с большой сумкой для предстоящих покупок, одна-единственная любимая дочь и капризная сенбернариха – все ожидали чего-нибудь вкусненького. А я же – ожидала хозяйку. Яркая, крашеная блондинка лет 35, в длинной норковой шубе, лихо подкатила вплотную к ларьку на огромном «джипе».
Быстро подбив итог моей работы, уверенно сообщила:
 – Большая недостача. Придется отрабатывать.
 – А зарплата? – робко спросила я.
 – Какая зарплата?!! Скажите спасибо, что я на Вас в суд не подаю…

Сейчас, спустя столько лет, я, конечно, отреагировала бы по-другому. Но тогда?!!
Тогда я так разволновалась, что не помню даже, как добралась домой.
Седой благородный муж, единственная любимая дочь и капризная сенбернариха уныло брели следом за мной, так и не попробовав ничего вкусненького.
 



2. Налить, долить, размешать, разбавить…и продать.

Отдохнув физически и морально от наглой хозяйки и ее ларька, я устроилась продавцом на рынок. Яркая вывеска «Лужский молочный комбинат» и смачная корова на плакате хорошо были видны со всех сторон рынка.
Обширный ассортимент, целых три прилавка, низкие цены от завода изготовителя и нескончаемая очередь покупателей.
24-х литровые алюминиевые бидоны с молоком, сметаной и творогом. Засучив рукава и ловко орудуя скребками, ложками и поварешками, я – одна в смену обслуживала до 100 покупателей. К вечеру спина, руки и ноги ничего не чувствовали, потому что 12-ти часовая «молочная» гимнастика была похлеще любого фитнеса.
Зато была большая выручка и приличная зарплата. Холодильник дома теперь всегда был забит до отказу наисвежайшей сырковой массой, жирной сметаной, вкусным топленым молоком, великолепным сливочным маслом.
И дом наш наполнился радостью и счастьем. Но увы, счастье было недолгим.
И все из-за того, что ко мне в смену поставили еще одного продавца – бывшую учительницу химии с красивым и  редким именем – Элеонора.
Скромная, немного сутуловатая невзрачная старушка поначалу вызвала у меня одно-единственное чувство – чувство жалости. Но уже после первого же дня совместной работы в четыре руки я зауважала училку. «Божий одуванчик» в очках принес такую прибыль, которая мне никогда даже и не снилась.
Мое лицо засветилось счастьем, а в глазах можно было прочесть одно лишь восхищение. Но я все еще никак не понимала: откуда могли взяться такие деньги?!!
Пока я думала и гадала, Элеонора не спеша отсчитала ровно половину от полученной прибыли и, вручив деньги мне в руки, спокойно, как ни в чем не бывало, пояснила:
 – В бидон с творогом можно вливать воды, сколько захочешь – и литр, и два, и три…Творог – все впитает! А вот в сметане – очень важны пропорции: один к одному. То есть на 1 кг продукта – 1 литр воды. Не больше. Иначе сметана – «отрыгнет».
 – Воды?!! – искренне удивилась я.
 – Да, да, воды! Самой настоящей воды из-под крана,  – ни сколько не смутившись, произнесла Элеонора и немного помолчав, уточнила:
 – Я на молочных продуктах уже более 10 лет стою. Поначалу, когда неопытной дурочкой была, творог – молоком разбавляла – «навар» – не  особенный, одни волнения и хлопоты. А с водой – никаких проблем. Спокойно лей из шланга.
 – Как из шланга? – опешила я от такого «откровения»,  – а  покупатели?!! Они же все увидят и все поймут.
 – Да ни черта твои покупатели не поймут.  Им хоть чем творог разбавляй, хоть говном – все-равно все сожрут. А насчет «видеть» – завтра жопу подними на полчаса раньше – никто ничего и не увидит. А мы с тобой за это время творог со сметаной спокойно подготовим. Чтобы потом уже не отвлекаться по всяким мелочам.
Ха-ха-ха! – весело засмеялась сменщица и направилась к выходу. Потом вдруг неожиданно вернулась:
 – Да, завтра ты шибко-то не торопись с покупателями, прежде чем продавать что-либо – внимательно посмотри на человека. У меня не каждого из них – свой тариф есть.
 – Какой тариф? – искренне во второй раз удивилась я.
 – А такой: со студента – 5 рублей сверху, с пенсионера – 10, а с «супер-пупер» можно и двадцатку поиметь. У меня на этот счет «глаз – как алмаз» и он ни разу меня не подвел. Ну вот, теперь – все. Хороший день, хорошая выручка, хороший клиент. Что еще нужно для счастья Человеку?!!

Вот так учительница с красивым и редким именем «Элеонора» свои обширные знания и свой богатый опыт в области химии перенесла на рынок.
Налить, долить, размешать, разбавить, внимательно  по тарифу оценить клиента и…продать! Но уже, конечно, без меня!


Почему же я не пожаловалась хозяину? – спросите Вы. Забегая вперед, отвечу:
 – Жалуйся – не жалуйся – все-равно бесполезно, потому что русского хозяина сегодня волнует только прибыль. И не важно, каким способом она достигается.





3. Сметану не разбавляй – я ее уже разбавила!

Следующее место работы я искала недолго. Это был все тот же скверный рынок, правда, другая вывеска и другая корова. Но суть самой работы оставалась прежней: любым способом «намыть» себе денег в карман. Пусть даже самым мерзким способом.
Словно «старатели» с золотых приисков, продавцы усердно «намывали» «бабло» и не дай Бог, если на их пути встретится Честный Человек: заклюют, затопчут, сожрут и уничтожат.
Итак, мой рабочий день начался с оригинальной записки на алюминиевой фляге:
«Сметану – не разбавляй! Я ее уже разбавила».
Ну и дела!!! От чего убежала, к тому и прибежала,  – молча возмущалась я, но уже поздно было что-либо менять и против чего-либо протестовать: я заступила на смену и обязана была ее отработать, к тому же, ровно в 8-00 утра прибыл новый товар.
Три 24-х литровые фляги творога, две точно таких же фляги со сметаной, 200 литров молока и куча еще всего вдобавок. Удивительные сладкие творожные сырки так и напрашивались в рот, и я сама у себя купила целых три штуки. «Кутить – так кутить». Почему бы и нет?!! Тем более, что впереди – еще целых 10 часов работы.
Снимая пломбу за пломбой с каждого привезенного бидона, я никак не могла понять: почему они наполнены не до верха? От последнего же я просто получила шок, ибо увидела внутри него торчащий страшный предмет, больше похожий на мину, чем на что-либо другое. Осторожно откопав «мину» деревянной лопаткой от лишнего творога, я чуть не расхохоталась. И… слава Богу, что у меня хватило все-таки ума заранее не устраивать панику на рынке: ибо «мина» оказалась ни чем иным, как перевернутой кверху дном старой, рисовой кастрюлькой, да еще и без ручек.
Один-единственный риторический вопрос:
 – Как кастрюлька могла оказаться в бидоне? – не давал мне покоя всю смену.
Но от фантастического минуса, да еще и с двумя нулями, полученного в конце дня работы, мой мозг быстренько встал на место и все поняла.
Я поняла, что кто-то ловко научился открывать пломбы, черпать творог и сметану чем придется и что под руку попадется. А потом – заново их закрывать. Но вот кто?!! Это осталось тайной за семью замками. Да, действительно – «не пойман – не вор». И эту народную мудрую поговорку я буду вспоминать еще не раз и не два. Я  буду вспоминать ее все-время, пока работаю на рынках и базарах, в ларьках и киосках.
Ну, а пока?!! Пока на рынке происходили совсем другие события и совсем другой разговор:
 – В следующую смену я не буду у Вас больше работать: я ухожу.
 – Оплати свой минус (–) и иди хоть к черту: я никого не держу!  – строго произнесла хозяйка, давая понять, что на этом наш разговор закончен.
 – Да, но у меня нет таких денег!
 – Нет?!! А ты кем до рынка работала? – вдруг ни с того, ни с сего поинтересовалась у меня хозяйка.
 – Инженером-конструктором на заводе «Вулкан».
– Ну, надо же!!! А я – тоже с «Вулкана». То-то я смотрю: мне твое лицо знакомо. Ты, наверняка, ко мне за помощью в заводской медицинский пункт обращалась: я там медсестрой работала.
– Да нет, Бог миловал, не приходилось обращаться.
 – Ну, значит в кафе или в столовой встречались. Ну и жизнь, ну и дела! Надо же, где встретились. Да, правильно говорят: «мир тесен».
Еще минут десять повспоминав всех знакомых и незнакомых с завода, хозяйка неожиданно сказала:
 – Ладно! Так и быть! Прощу я тебе твой ( – ) минус. Все-таки, когда-то вместе работали, так сказать «коллеги». Ну и ты, уж, окажи мне любезность.
– Да, да, конечно! Нет проблем,  – радостно ответила я и поинтересовалась:
 – А что делать-то нужно? И справлюсь ли я?!! Сами видите, что торговля – не мое призвание.
 – Да справишься, справишься! – успокоила меня хозяйка и уточнила:
 – У меня на другом рынке «завис» зернистый творог. Представляешь?!! Целых две фляги! Так вот, ты дома его как следует промой через дуршлаг холодной водой – и обратно во фляги! А я потом его в кафе продам, на ватрушки. Народ голодный – все сожрет. И никому – ни слова. Сама понимаешь! У меня репутация должна быть «неподмоченная», ведь 5 творожных точек по городу держу.
И чтобы уж точно справилась, – так сказать, для стимула и интереса, на вот, возьми! – и хозяйка щедро выдала мне аж 200 рублей. А на прощание еще и дала совет:
 – Таким, как ты, лучше сидеть где-нибудь в библиотеке. Книжки выдавать! А здесь – свои законы и свои порядки!!!         

Рано утром следующего дня шофер хозяйки на хребту за две ходки приволок без лифта к моей двери на 5-ом этаже две полных фляги. И ровно восемь часов я и мой благородный седой муж черпали, промывали и сортировали забродивший творог. Резким, затхлым запахом пропиталась вся квартира, и она стала походить на хлев.
А капризная сенбернариха просто очумела, и никак не могла понять: ну когда же? Когда ее угостят этакой «вкуснятиной».
Весь день мы «колдовали» над творогом и только лишь к вечеру добились успеха: наш творог, как настоящая зернистая икра, так и засверкал во всех кастрюльках, банках и склянках.
Пришло время паузы и приятного ароматного кофе в гостиной. Вернувшись с грязной посудой на кухню, я обалдела от увиденной картины: капризная сенбернариха стояла на задних лапах, а передними – упиралась в стол. Тяжелая собачья морда ее была полностью в десятилитровой кастрюле, откуда раздавалось чавканье и похрюкивание. Нордвелинна ди Несси была так увлечена трапезой, что ничего вокруг себя не замечала. Я невольно расхохоталась. И весь оставшийся вечер пребывала в радужном настроении. Но мое радужное настроение было недолгим, так как в три часа ночи мою сенбернариху так скрутило желудком, что всю оставшуюся ночь мне пришлось провести на природе.



4. Колбасные откровения

Библиотека и книжки! Легко сказать, да нелегко сделать. И как бы мне не хотелось – но я снова вышла на рынок. Что делать, когда хочется есть, и в городе нет никакой работы, кроме как продавцом. Но на этот раз – никакого творога и никакой сметаны – решила я, и…попыталась встать на колбасу.
Рынок, куда срочно требовался продавец, оказался на самой окраине
Санкт-Петербурга.
Два часа дороги; автобус, метро, снова автобус и вкусные запахи более 30 видов колбасы.
За прилавком шустрая, говорливая пышногрудая хохлушка одновременно болтала с соседкой и что-то жевала. На рынке больше продавцов, чем покупателей: понятно, дело идет к закрытию. Хохлушка,  молча изучающе, посмотрела сверху вниз на меня, потом снизу вверх еще разок, и, не представляясь, спросила:
 – Ты когда-нибудь на рынке работала?
 – Работала. На твороге, на Торжковском рынке.
 – Ну, раз работала – тогда и рассказывать нечего. Сама справишься, тем более, что мы смену друг дружке не сдаем.
– На доверии, что – ли, работаете? – искренне удивилась я.
– На доверии?!! В наше время?!! Ты что, с ума сошла, что – ли? Просто считаться день через день – невозможно, слишком много товара, поэтому каждый продавец отвечает за себя: твой холодильник, твой товар, твои ключи – что хочешь, то и делай. Завтра тебя хозяин отоварит по полной программе, ты только не забудь с утра 500 рублей отстегнуть.
– Хозяину, что – ли?
– Да какому хозяину? Контролеру!
– И за что же?
– За то, что деньги «отмываешь».
– А-а-а! Понятно! А 500 рублей реально за день «отмыть»?
– Реально, реально. Лично я «отмываю» 500 рублей до обеда, а потом полдня себе «намываю». Всем наш рынок хорош, только вот контролер «лютует». Мы его за это и прозвали – Хан-Батый!!! Продавцы сами в зубах дань ему несут, и не дай Бог – не дать! Выгонят с работы, и на другой рынок никуда не устроишься: у него знаешь, какие связи по всему городу. Его многие даже боятся, в том числе и я. 
Наш разговор пришлось прервать: к прилавку подошел добротно одетый мужчина средних лет. И Лара, так звали хохлуху, за версту почувствовав богатого клиента, сразу преобразилась: игривая улыбка в глазах, ненавязчивые комплименты. И незаметно приготовленный аккуратный магнит в ожидании своего часа и товара. Покупатель действительно был щедрым: палка дорогой копченой колбасы, рулет ветчины, два килограмма сосисок и волшебный магнит с каждого завеса.
Лара так виртуозно работала, что покупателю даже в голову не пришло, что его обманывают, и обманывают самым наглым образом.
Наконец-таки мужчина ушел, продавщица что-то сосредоточенно подсчитала, и, взяв 50 рублей из кассы, спокойно положила их себе в кошелек.
– Я сразу убираю «отмытые» деньги,  – как ни в чем не бывало, объяснила хохлуха и добавила:
– Вообще-то этот рынок практикуется на двойных ценах: одна цена для покупателей, другая – для хозяина и проверок. Вот за это и платим контролеру. А я еще и с магнитом упражняюсь: деньги очень нужны. Вот еще годика два постою здесь и куплю однокомнатную квартиру. Я приехала с Украины, там вообще с работой – глухо! Здесь уже 6 лет стою – без отпуска и без праздников. Можно сказать, что живу на рынке. И если не буду «намывать» в месяц одну тысячу евро – уеду домой: усрался мне Ваш холодный климат и холодный Питер!
А ты откуда? Тоже приезжая?
– Да нет, я – местная, родилась в Санкт-Петербурге.
– Так у тебя и жилье есть и прописка?
– У меня все есть: и жилье, и прописка, и семья, и даже капризная собака. Вот только работы нет и денег.
– Да, ну и дела!!! Я-то думала, что на рынках только приезжая гопота стоит! А тут – вполне приличные люди!!! Как в Голливуде! Ну, так как?! Выходишь завтра?
– Думаю, что нет!
– А что приезжала тогда, а?!! Зря только время на дорогу потратила и деньги.
– Да я не знала, что 500 рублей нужно каждое утро «татарскому хану» отстегивать.
– А ты что? Хочешь сама «ханом» быть, что – ли?
– Да ничего я не хочу: ни Ханом быть, ни под Ханом.
– Ха – ха – ха! – под Ханом! Размечталась. Да у него, знаешь, сколько таких, как ты?!! Только свистни!!!
– Да нет, нет, совершенно не из той «оперы». Просто не уверена, что смогу «намыть» 500 рублей! – я так запросто и искренне призналась, что Лара даже поверила мне и по-своему успокоила:
– Да ничего тут сложного нет! Это – как с мужиком в первый раз переспать. Вначале хочется, но – страшно! А потом?!! Потом нас, баб, от мужиков клещами не оттащить…
Ха – ха – ха! – во второй раз громко расхохоталась хохлуха и, посмотрев на часы, начала убирать колбасу с витрины…
– Ты лучше не отказывайся, а попробуй, под дурака, на пересортице первые дни постоять. Тут вообще ничего сложного нет. В случае чего, тебе и хан-Батый простит, как новенькой. Видишь, сколько всего у меня добра, так ты потихонечку самую дешевую колбасу по высокой цене продавай. Вроде бы, как попутала! Подумай по дороге домой. Но учти, я тебе ничего такого не говорила. Ну, а в общем, – поступай, как хочешь. Тебе – жить, тебе – решать…


5. Бабье лето и мои успехи

Устроиться на колбасу не удалось, зато удалось найти временную работу на овощах, на улице. Стояло чудесное бабье лето, и я не переставала удивляться своим успехам.
К тому времени, о котором идет речь, еще не все торговые точки России перешли на электронные весы. Поэтому именно здесь уместно сказать, что стрелки весов старой конструкции на всех рынках и базарах были установлены не на «0», а на «10» грамм больше. Эти «10» грамм были «законной» общепринятой нормой, как для покупателя, так и для продавца. Так сказать, для усушки, утруски, утечки и разморозки товара. Правда, многие решительные продавцы к «10» прибавляли еще «10» и работали на «20» граммах, пока не засекут.
Ну, а самые отважные, самые смелые – они не боялись ничего. Не боялись
даже «зашкалить» стрелки весов на 50 грамм. Особенно на уличной торговле, куда в основном устраивались спившиеся люди с нарушенной моралью, или люди, которые уже давно жили за пределами нищеты и еле-еле сводили концы с концами.
Ну, а лично я все еще болталась, как «гавно в проруби», и не подходила
ни к одной из этих категорий: тем более, что моя мораль была тверда, как сталь, я честно работала на «10» граммах и была уверена, что мои успехи в уличной торговле исключительно из-за моей порядочности и трудолюбия.
     Развязка событий наступила в самый неподходящий момент: она наступила тогда, когда я только-только зауважала себя и свою новую специальность.
– Ну, и как успехи? Много «намыла» моей «дутой» гирей? – цинично поинтересовалась вышедшая из отпуска продавщица.
     Вот так, без особого труда, ей удалось разрушить мой хрупкий мир иллюзий и фантазий.

Справка для честных и наивных покупателей:
«Дутая» гиря по внешнему виду ничем не отличается от других гирь. А вот по весу – не соответствует Эталонам и Стандартам. Изготавливалась нелегально на заводах умельцами высокой квалификации и долгое время пользовалась большим успехом в торговле в России. 




6. Вино и Домино

Скопив немного денег на «черный день», я могла по-настоящему расслабиться и некоторое время не работать. Да, и к тому же, хотелось подыскать на зиму теплое место, а не стоять на улице в морозы и холода.
Самым теплым местом в прямом и переносном смысле, куда требовался продавец, оказался павильон разлива вино – водочных изделий у финляндского вокзала. Нужно было многое уметь делать: точно разливать вино, ловко открывать пробки, не путать дешевые и дорогие сорта, правильно считать бесчисленное множество напитков, и умело нарезать бутерброды с ветчиной, сыром и колбасой. Хозяин «разлива» для начала выдал мне несколько фирменных пустых бутылок, несколько кружек, стаканов, стопок и фужеров.
Выдал все это для того, чтобы я дома потренировалась и, как следует, «набила» руку. У меня было ровно три дня и три ночи. За это время я так «набила» руку, что запросто с одного захода могла налить 100 грамм «столичной» водки или 50 грамм французского коньяка – с точностью до нескольких капель. Тренируясь на простой воде из-под крана, моя маленькая кухня каждый вечер превращалась в сказочное, волшебное кафе. Моими постоянными клиентами за круглым столом под рыжим абажуром были: благородный седой муж, любимая дочь-подросток и капризная сенбернариха.
В сказочном и волшебном домашнем кафе царила атмосфера любви и счастья. Но, увы…
…Я вышла на работу и попала совершенно в другую сказку, сказку, где правило зло и насилие, жестокость и несправедливость.
В павильоне пивные бутылки 20-ти сортов на специальных стеллажах выстраивались по рядам: в каждом ряду по 6 бутылок. Всего – 5 рядов. Этакий, почти что, квадрат: 6*5=30 бутылок «Невского», «Донского», «Жигулевского», «Степана Разина» и так далее, и т.п. Примерно 1 тысяча бутылок.
Я приняла смену весьма халатно, подсчитав пиво по пробкам и рядам. Но в процессе работы половина бутылок оказались пустыми: этакий «театральный муляж» с закрытыми пробками.
    Боже мой! Пока я дома «набивала» руку и играла в вино – водочное кафе, я совсем забыла о бдительности. «Доверяй – но проверяй»!
    Сумма недостачи была космической: около 5 тысяч рублей. Хозяин с другом играл в «домино». Внимательно выслушав меня, неожиданно предложил:
– Можешь рассчитаться со мной серебром или золотом.
    Я позвонила мужу домой и все объяснила. Уже через час мой муж появился в павильоне с пузатым серебряным чайником в руках. Этот чайник был подарен моему деду – офицеру в далекой – далекой Манчжурии в тридцатых годах.
  Возвращались домой молча и пешком. С одной стороны разведенных мостов пустота в душе и сердце, с другой стороны мостов – ночная красота Великого Города. Также молча легли спать.
– Владимир! А тебе жалко чайника? – это первое, о чем я спросила супруга утром следующего дня.
– Надежда! Не ругай себя и не кори! Главное, что жива осталась. А чайник – это всего лишь чайник! – мудро заметил муж и больше к этой теме мы никогда не возвращались…

Еще одна справка для наивных читателей:
Разлив пива, вина и водки еще в Советское время считался не работой, а «золотым дном».



7. Снайпер

Хлебный ларек у школы на Петроградской стороне, почти что рядом, где я живу, всего 10 минут пешком спокойным шагом.
Ларек имеет два окошка, и я работаю в паре с Тамарой – яркой, крупной брюнеткой, которая «за словом в карман не полезет, и палец в рот ей лучше не клади – откусит всю руку».
Тамара буквально уже с первого дня работы взяла надо мной шефство. Она не то, чтобы учила меня работать и жить, она просто диктовала свои требования, навязывая мне те или иные условия. С такой категорией людей нужно во всем соглашаться или сразу уходить. Компромисс – не приемлем, среднего варианта – не дано! Рынки, базары и ларьки научили меня многому, в том числе они научили меня держать язык за зубами.
Моя напарница, работая без калькулятора и кассы, так точно и быстро в уме считала деньги, что я просто диву давалась ее математическим  способностям. Вполне естественно, что при этом она не забывала про себя – любимую. Как говорится: «два пишем – три в уме»!
В наш ларек поступал хлеб, батон и булка с двух хлебозаводов и выпечка из трех ресторанов. Приходилось крутиться как «белке в колесе».
 – Надежда! Возьми очередь на себя! Я сейчас, я – мигом! Тамара, закурив, вихрем понеслась в угол ларька.
Потом вдруг неожиданно я услышала странное журчание, очень похожее на журчание воды из открытого крана.
Откуда это может быть? – мелькнуло у меня в голове, ведь у нас в ларьке нет ни воды, ни туалета! Обернувшись на шум воды, я на какое-то мгновение потеряла дар речи и опешила. Опешила от увиденной сцены:
Тамара, широко расставив ноги, стоя, как конь, опорожнялась в литровую банку на полу. При этом струя ее мочи точно попадала в цель. Дымящая сигарета во рту, счастливое блаженство на лице и ни одной капли на полу.
–– Вот это – да!!! Вот это – снайпер!!! – восхищенно промелькнуло у меня в голове. Но потом, когда напарница предложила мне такой же вариант облегчения – от моего восхищения не осталось и следа. Все что угодно – только не это!

Давно я уже не работаю в том ларьке: забыла многие цены и расценки, но «снайпер» на всю жизнь остался в моей памяти и в моем сознании.




 
8. И снова грязь!!!
                И снова – крысы!!!

В то время, когда я была продавцом, хлебные ларьки пользовались большим спросом по городу. И без особого труда можно было устроиться на работу, потому что именно там были супер – тяжелые условия.
Если из первого ларька я ушла по собственному желанию, а точнее, из-за гипертрофированного чувства брезгливости, то из второго – меня вынесли на носилках, в буквальном смысле этого слова.
Полутемный, сырой хлебный ларек на сытном рынке, размером 3*2 метра и жуткий «предбанник» без крыши, больше похожий на развалившийся сарай, чем на площадку для приема хлеба. Деревянная перекошенная скрипучая дверь и постоянно вонючая жижа под ногами. Вот в таких условиях, при любой погоде, в дождь, холод, ветер и снег – я принимала хлеб под открытым небом: шесть машин в смену, через каждые два часа, без грузчика и без второго продавца.
Это было настоящее сумасшествие. Я без всякого подсчета, накладных и сортировок быстро сбрасывала хлеб на стеллажи, а потом также быстро его продавала. Очень бойкое место и поэтому нельзя терять ни минуты, потому что в любой момент я могу быть завалена булками, батонами и хлебом с головы до ног. Работать приходилось в экстремальных условиях: без перерыва на обед, вместо туалета – старое, ржавое ведро в предбаннике, совсем обнаглевшие крысы и вонючая жижа под ногами. 
Каждый день ларек забит «под завязку», а тут еще и хозяйка откуда-то притащила 400 штук кремовых пирожных необычного малахитового цвета.
 – Продай в первую очередь! – попросила она меня и добавила какую-то странную фразу:
–  Если бы знала, что так получится – ни за что бы не связывалась.
Я не предала этой фразе никакого значения и уже через пять минут после ухода хозяйки подкрепила свой, еще молодой, организм двумя пирожными. 
Меня скрутило в «бараний рог» ровно через два часа. И весь оставшийся день я блевала в «предбаннике». И моя блевотина имела необычный малахитовый цвет. Вернулась домой только к полуночи, на такси. И последующие три дня провела в больнице с диагнозом: «пищевое отравление».
Лежа на койке, я пришла к убеждению, что ничего случайного в жизни нет. И то, что я нахожусь в больнице, не что иное, как Возмездие. Возмездие за то, что я совершила:
В прошлом хлебном ларьке у нас протухли ромовые бабы. Протухли, все до единой, 200 штук. Хозяйка категорически отказалась списать этот товар. Тогда, разделив со «снайпером» ровно по 100 штук, каждая из нас взяла «тухлятину» домой. Не знаю, да и не хочу знать, как «освежала» товар  сменщица, а лично я устроила «бабам» водные, оздоровительные процедуры в ароматном клубничном сиропе. После чего они выглядели, как новенькие. Кто съел мои ромовые бабы и как чувствовали себя те люди – останется для меня навсегда тайной. Но впредь, где бы я ни работала, я всегда стараюсь быть Человеком с высокой моралью и чистой совестью.





9. Игра в трехзначные числа

Рынок «Модерн». Дорогой рыбный отдел. Ассортимент: белуга, севрюга, осетр, икра красная и икра черная. Электронные весы, касса, чеки. Все честно и благородно, а способ «отмывания» денег прост до безобразия: «игра в трехзначные числа»: 1кг рыбы стоит 235 рублей. Честно взвешиваешь на электронных весах, только вместо «235» нажимаешь «253». Проверено: покупатели на трехзначные числа плохо реагируют. Еще один пример: «314» рублей – стоимость одного килограмма рыбы. Взвешиваешь кусок и быстро умножаешь на «431». Таким примитивным способом «отмываешь» деньги с каждого покупателя. Вот и вся хитрость!!! Ну, а для самых азартных продавцов можно еще добавить и магнитик.
С дорогой черной или красной бочковой икрой – вообще нет проблем. Оливковое или кукурузное масло любая икра впитывает также хорошо, как и творог воду. Здесь – главное не жадничать и не разводить икру ведрами.
И все будет «O’key»

 
 

10. Ты на чем сегодня работаешь: на «колбасе» или на «педали»?

Вершина моего образования – это сенной рынок и куры. Что только продавцы не вытворяли с курами? И вымачивали их в марганцовке, и нашинковывали небольшими камешками, и измельчали на шашлык, убивая запах тухлятины уксусом и луком.
Прямо скажем: обширное поле деятельности.
И что только продавцы не делали с покупателями: и дурили, и обвешивали и хамили. Все было дозволено, потому что все было «схвачено» и за все было «уплачено». Это был самый воровской и барыжный рынок Санкт-Петербурга, на котором и закончились мои «Университеты».
Сенной рынок – в самом центре города, тогда полностью был во власти «хачиков», то есть, людей с Юга, с Кавказа.
«Дутые» гири, пересортица, двойные цены, «10» или «20» грамм – это, так сказать, детские невинные шалости других рынков. Этот же рынок отличался тем, что имел совершенно другие нормы, порядки и законы торговли.
Меня абсолютно не смутило то, что мой хозяин – «хачик» по имени Рафик откуда-то с Таджикистана и очень плохо говорит по-русски. Меня смутило его откровение:
–  Ты на чем работаешь? – «колбаса» или «педаль»? – поинтересовался при знакомстве со мной Рафик.
– А что это такое? – наивно переспросила я, ибо честно, еще ни разу не слышала о такой работе.
– Зачем «дурочку» строил?
– При чем здесь «дурочка»? Я действительно не знаю, что это такое.
– Не знаешь? Иди учиться! Завтра. Утро.

8-45 утра. Почти что квадратный павильон, размером 12*10 метров и около десяти продавцов, которые буквально «стоят» друг на друге. Высокие прилавки с замороженными и охлажденными курами. Окорочка, печенка, филе, сердце – в ожидании своих покупателей. Захожу внутрь павильона, здороваюсь с продавцами и передаю всем привет от Рафика. А сама продолжаю внимательно наблюдать за происходящим:
В центре павильона громко беседуют две продавщицы. Одна – светлая, высокая и тощая, как вобла. Другая же – совершенная противоположность: темненькая и с очень аппетитными формами.
Тощая, продолжая болтать, крутит в руках какую-то непонятную «хреновину». Присматриваюсь: «хреновиной» оказывается длинный капроновый  чулок телесного цвета, и он чем-то набит, скорее всего – песком. И я все еще никак не могу понять: что продавщица собирается с ним делать. И только лишь когда набитый песком длинный капроновый чулок прикрепляется к весам – меня как осеняет:
– Боже мой! Это, ведь, колбаса. И вот что означает фраза «работаю на колбасе». Другая же продавщица, та, что с пышными аппетитными формами, спокойно прикрепляет к весам длинную проволоку, которая заканчивается «педалью». Теперь я соображаю лучше: такая металлическая конструкция означает только одно: «работать на педали»! Вот это да!!! Не рынок, а настоящее «шапито»! И кто бы мог подумать, что я доживу до такого цирка и даже буду в нем участвовать.
Молоденькая продавщица, совсем еще дитя, обходя всех по квадрату, лихо кричит одну и ту же фразу:
– Девочки! Быстренько рассчитываемся.
За «колбасу» - 700 рублей,
За «педаль»   - 800.
Все понятно: юное создание собирает «дань» Хану.

Ровно в 9-00 открылся рынок. Повалил народ. «Колбаса» и «Педаль», работая как единый отлаженный часовой механизм, «отмывали» деньги с каждой крупной закупки и с каждого богатого клиента…

– Ну и что? Идешь ко мне?
– Нет! Не иду!
– А на хрен ты сюда пришел?
– Деньги нужны, вот и пришел! – нагло ответила я, копируя хозяина – таджика.
Но он, как ни странно, нисколько не обиделся, а наоборот: скуластое лицо его расплылось в улыбке.
– Я понял! Ты будешь – «контрольная закупка». Иди! Не обижу! Хорошо плачу!

На этом мы и порешили. Без «колбасы» и «педали» я честно работала на самом воровском рынке Санкт-Петербурга. И все контрольные закупки, и все контрольные проверки осуществлялись только на моих весах.
Я была на барыжном рынке, как национальный герой, этакий феномен торговли – с безупречной репутацией и колоссальным авторитетом!!!



11. Я хочу запомнить Ваше лицо

– Что Вы желаете? Куру? Печенку? А, может быть, филе?
– Спасибо! Но я вчера у Вас все купила. А сегодня пришла еще раз посмотреть на Вас.
– На меня? – искренне удивилась я.
– Да, да! На Вас! И знаете почему?
– Если честно, то понятия не имею. Я ведь не кинозвезда и не известная фигура.
– Это не важно! Я хочу запомнить Ваше лицо, потому что Вы обслужили меня без надувательства. Я живу в доме напротив. Много лет хожу на этот рынок. Представляете, первый раз в жизни – честно и без обмана.

Именно на такой благодарной ноте Надежда Надеждина закончила свои воспоминания о русской торговле. 


Рецензии