C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Ожерелье времени

                ПЬЕСА
                в двух действиях
 по мотивам романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»


               

                ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

….Один из жарких летних дней. Двое мальчиков 12-ти лет неспеша идут в сторону большого двухэтажного дома, что виднеется издалека. Ребята увлеченно болтают…


               
                КАРТИНА ПЕРВАЯ

После долгого купания на реке, Егор и Павел пребывают в самом наиприятнейшем расположении духа. Пашка негромко напевает хорошо знакомую всем подросткам мелодию из «Глюк`озы»: «Я буду вместо, вместо, вместо нее твоя невеста честная ё-ё….».
Егорка подсвистывает ему, крутя странную темную цепочку в руке. Павел перестает напевать и с интересом рассматривает только что появившуюся «находку» в руке друга.

Павел. Ух ты! Что это такое у тебя?
Егор.  Цепочка! Не видишь, что ли?
Павел.  Вижу, вижу, что цепочка, не слепой.
Егор.  А что спрашиваешь тогда?
Павел.  Да уж больно грязная и ржавая она, как с помойки.
Егор. Сам ты ржавый и с помойки. Она не ржавая, между прочим, а потемневшая. Потому что сделана из чистого серебра.
Павел. Да не обижайся ты, я так просто сказал, без всякого подкола. Из чистого серебра говоришь? Не иначе как для продажи тогда она.
Егор. У тебя одни «бабки» на уме. Это, чтобы вода в колодце не портилась, понятно, бизнесмен?
Павел. А откуда же она взялась тогда такая?
Егор. Откуда – откуда?!! От верблюда! С колодца, из бабкиного сада. В дом ведь воду провели, вот ее и сняли. Теперь вроде, как не зачем. На водопроводный кран же не будешь ее наматывать.
(Друзья весело смеются, представив кран с мощной темной цепью на нем).
Павел. Дай-ка мне ее сюда, рассмотреть получше. Да не торопись ты, постой.



                КАРТИНА ВТОРАЯ

Друзья остановились в нескольких шагах от двухэтажного дома. Павел берет в руки цепочку: на ней видны четыре небольших звена с размером небольшого кружка, соединяющих пряжки. На пряжках без труда можно различить чеканные изображения.


Павел. Егор, смотри что на ней! Весы – на одной пряжке, мужчина с луком и стрелами – на другой. Ух ты, а тут – на третьей – целая собачья голова. (Павлушка не перестает удивляться, рассматривая чеканку).
Павел. А как она к вам в колодец то попала, а?!!
Егор. Ее мой прадед с войны привез. Цепочка эта, вот с тех пор в колодце и висела на ведре, чтобы вода не портилась.
Павел. Что ты все про воду да про воду долдонишь, ты бы лучше про войну рассказал.
Егор. Про войну, так про войну. Как говорят: «no problem». Прадед мой, Иван Матвеевич, почти всю жизнь служил в НКВД. Во время войны был в партизанах у генерала Ковпака, и с его разведчиками ходил в рейды в далекие тылы немцев.
Павел. Вот это да! (Громко удивляется)
Егор. Не перебивай, а то рассказывать не буду. Так вот, значит, где-то под Францией партизаны встретили группу бойцов народного ополчения. Вместе с ними они убили важного нациста и командир французов подарил моему прадеду на память эту цепочку и какие-то бумаги.
Павел. А бумаги-то где?
Егор. Не помню, где-то в документах, в доме у бабки. А что?
Павел. Найди их, ну, найди, пожалуйста. (Жалобно и умоляюще просит друга).
Егор. Если тебе так нужно, то я могу и поискать их.
Павел. Давай не откладывать на завтра, а прямо сейчас и поищем.
Егор. Сейчас так сейчас. Ты, ведь, что в голову вобьешь себе, то – никак не вышибить, я то уж точно знаю.
Павел. Это точно, я такой. Побежим лучше на перегонки, кто быстрее, ну, догоняй!
               

               
                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Мальчишки на перегонки несутся к дому. И вот уже Павел первый стоит на крыльце большого двухэтажного дома. Поджидает Егорку, который не долго заставляет себя ждать. Шумно смеясь, и толкая друг друга, открывают дверь и вбегают в просторную и светлую кухню. Бабушка Егора возиться у газовой плиты.

Егор. Привет, баб!
Павел. Здравствуйте, Екатерина Андреевна.
Е.А. Здравствуйте, здравствуйте! Коль не шутите! Проходите ребята, как раз во время. Пирожки вот напекла, еще не остыли. Прошу всех к столу!
(Ребята тут же усаживаются к столу, на время забыв о бумагах, наступает тишина. Друзья усиленно дуют пирожки, громки запиваю чаем).
Егор. Все, больше не могу, десятый по счету пошел.
Павел. А у меня восьмой. Но тоже больше ни-ни. А то, аж дышать трудно, всего сдавило. Спасибо вам, Екатерина Андреевна, очень вкусные у вас пирожки, ни у кого таких не ел, прямо во рту тают. Вот бы поваром работали в нашей школьной столовой, цены бы вам не было!
Егор. Да она у нас и так бесценная, правда, баб?!!
Е.А. Да хватит вам, хватит. (Застеснявшись, отходит подальше от стола, где сидят ребята).
Павел. Ну, теперь давай!
Егор. Что давай?
Павел. Документы, бумаги, забыл что ли зачем собрались?
Егор. (Обиженно) Да ничего я не забыл. Баб! Ты не знаешь, где французские бумаги? (Кричит в сторону, где стоит Е.А.).
Е.А. Какие бумаги? По французскому языку что ли?
Егор. Да какие, по французскому? От француза, что цепь подарил.
Е.А. А-а-а! Так бы и сказал, что подарок от французского командира. Сейчас принесу. (Е.А. удаляется из кухни и через несколько минуть возвращается снова с пожелтевшими листками в руках).
Е.А. Вот они все. И все в целости и сохранности. А что иностранный язык хотите совершенствовать?
(Егор быстро толкает Пашку под столом ногой, и друзья в один голос, как по команде, вскрикивают).
Егор и Павел (вместе). Да, да, именно совершенствовать!
Е.А. Ну не буду вам мешать, занимайтесь на здоровье. (Она тихонько выходит их кухни).


               
                КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Те же. На столе и старые бумаги. Ребята низко наклонились, стараясь, хоть что-нибудь перевести.
Егор. (Нетерпеливо) Ну и как, справишься?
Павел. Если бы знал, что так остро необходим будет французский, то в школе бы как следует учил, а не филонил.
Егор. Если бы, да кабы, во рту росли грибы –то был бы не рот, а…
Павел (перебивая). Да замолчи ты, умник! Вот бери и перводи этот первоисточник сам!
Егор. Пашка, да брось ты, если уж ты буксуешь, то что про меня тогда говорить: с двойки на тройку и то через раз! Давай лучше не спеши, а переведи как следует (Егор наклоняется и достает с низа стола толстенную книгу и громко кладет ее на стол. После чего наступает долгое молчание)….

(Неожиданно Павел нарушает молчание радостным возгласом).
Павел. Ну, наконец-то! Фу, устал, замаялся, аж сил нет! Целый час перевожу полстранички. (Он привстает из-за стола и торжественно начинает читать). «Путник перед тобой – ожерелье времени. В любое время, миную день противостояния Земли и Солнца, воспользуйся ожерельем времени. Оно даст возможность попасть в иное место и в иное время, которое ты только пожелаешь! Надень ожерелье, и да будет с тобой Бог!!! Не забудь: в день противостояния – не прикасайся к Святыне!»
Егор. Вот это да! Да это же ни что иное, как машина времени, только в виде ожерелья. Можно попасть в будущее, прошлое, или куда захочешь: хоть в Африку - на слонах кататься, хоть к индусам – научиться от пола отрываться, хоть на Северный Полюс! Пашка, ты слышишь?
Павел. Слышу, слышу, не глухой!
Егор. Ты что не веришь?
Павел. А ты?
Егор. Я??? Я верю. Давай вот, испытаем.
Павел. А как?
Егор. Да что там, как. Очень просто. Ты куда хочешь попасть? Наверное, блин в Америку.
Павел. Почему в Америку?
Егор. Да потому что ты жить без нее не можешь. Как чуть что не так, ты сразу тут как тут: «Вот в Америке, да в Америке…».
Павел. Да, есть немного. А я и не отказываюсь. Но сегодня, я хотел бы побывать совершенно в другом месте и в другое время.
Егор. И куда же ты хотел бы попасть, если не секрет?
Павел. Да нет никакого секрета. Это Франция, 15 век.
Егор. Ух ты! Переучился французскому, что ли? Или от этих бумаг пожелтевших?
Павел. Ни то, и не другое.
Егор. Не понял. Тогда что?
Павел. Да так, ничего.
Егор. Нет, уж, так друзья не поступают. Раз уж начал, так договаривай.
Павел. Да нечего договаривать. Просто желание такое возникло, и все тут.
Егор. И в связи это с чем?
(Павел усиленно молчит и делает вил, что не слышит).
Егор (настойчиво допытывается). А может быть ни с чем то, а с кем то, а?
Павел. Да хватит тебе, заладил, забубонил, как заезжая пластинка.
Егор. Нет-нет, дело не в пластинке. Ты не заговаривай мне зубы, не увиливая, все равно допытаюсь…. Так значит Франция 15 век? Ну что ж, хорошо, буду думать… (Егор усиленно шагает взад и вперед по кухне и наконец восклицает). Ну конечно, это 15 век и это Франция. И это Париж, а точнее собор. Ура! Угадал! Как я тебя высчитал?
Павел. Отстань, Егор, так ведь просто сказал, ляпнул, не подумав…
Егор. Нет-нет, еще как подумав. Ты же сегодня на пляже ничего не слышал и не видел: все читал и читал, все балдел и балдел. Как только не опух от солнца? А что читал? Ну конечно, так и есть, Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Только не вздумай сказать мне, что это не правда.
Павел (вдруг неожиданно и очень спокойно произносит).Правда!
Егор (не обращая внимания на состояние друга, продолжает «расследование»). И по ком же ты «сохнешь»? Не по горбуну же, конечно. Тогда? Тогда остается только Эсмеральда. Вот теперь понятно, почему Франция и 15 век.
Павел. Понятно, так понятно, ну и заткнись лучше.
Егор. Ух, как она тебя зацепила. Поменьше читать тебе надо, раз уж такой впечатлительный. А позволь спросить теперь, ну и что дальше?
Павел. А дальше – можно спасти ее и вернуться.
Егор. Вернуться, говоришь? Вместе с ней, наверное… Не плохо и как благородно с твоей стороны. Не хуже, чем у трех мушкетеров. Ха-ха-ха. Вместе с ней?!! Вот перегрелся сегодня, так перегрелся. На все сто процентов.


               
                КАРТИНА ПЯТАЯ

Действие происходит на той же кухни. Пашка отодвигает на столе листки в сторону. Берет в руки цепочку с пряжками. Всматривается: темная цепь, темные пряжки. Немного подумав, Пашка обращается к Егорке, взвешивая цепь на руке.



Павел. Тяжелая, наверное из серебра. Давай почистим немного и цепь и пряжки,  совсем потемнели от воды и времени. Дай-ка зубную пасту! (Почти приказывает Пашка другу). Где она у тебя лежит?
(Павел подходит к умывальнику и наливает в блюдечко немного воды, возвращается к столу. А в это время Егорка приносит тюбик зубной пасты «BLENDOMET» и подсаживается рядом).
Егор. Вот! Эта точно возьмет! Сейчас цепь заблестит как новенькая.
(Друзья дружно принимаются за работу).
Егор. Смотри, здорово получается. Давай еще, совсем немного осталось. (Радостно рассматривает цепь Егор и сообщает Павлу. Ребята опять склоняются над цепью. Какое-то время молчат, старательно растирая пасту тряпочкой. Через некоторое время работа заканчивается.).

               

                КАРТИНА ШЕСТАЯ

Те же. Блестящее украшение в руках у Пашки. Он без конца его вертит и приговаривает.
Павел. Смотри! Вот это да! Прямо как новенькая, как только что из магазина. Смотри как переливается. Интересно, для чего раньше было нужно это украшение? (Павлушка с любопытством крутит украшение и так и сяк).
Егор. Как для чего? Ты же сам перевел, что это – «ожерелье времени». Что если оденешь его, то попадешь в иное место и в иное время, которое только пожелаешь! Забыл что ли?!! Или ты все-таки не веришь, а?!!
Павел. Верю, верю, отстань! Опять заладил про свое. Что было раньше – я не знаю, а вот сейчас, точно – это цепь для того, чтобы на шее носить такую красоту. Смотри на кого я сейчас буду похож? Угадай? (После этих слов Пашка просовывает голову через цепь и одевает ее себе на плечи).
Павел. Смотри! Вылитый новый русский, блин!
(Егорка смотрит и добавляет).
Егор. Точно! Новые русские, никак не меньше! Смотри сколько серебра на ней, того и гляди, что шей у тебя не выдержит, отвалится. Ха-ха-ха. (Егор садится на стул и весело смеется, забавно задирая ноги).
Павел. Выдержит, еще как выдержит. (Копирую походку новых русских, Павел направляется к старинному зеркалу, которое во весь свой рост от пола до потолка стоит в углу террасы).
Егор. Ха-ха-ха. (Продолжает хохотать Егорка. Потом вскакивает со стула и идет следом за Пашкой, такой же походкой).
(Егор возвращается на кухню, плотно прикрывает дверь, ведущую на террасу и неизвестно к кому громко обращается).
Егор. Двери нужно плотно закрывать, между прочим, а то летаю тут всякие, никакого спасения от них нет. Вот я сейчас тебя достану! (Егорка хватает газету с этажерки, сворачивает ее в трубочку и как угорелый начинает носиться по кухни, пытаясь убить залетевшего на свет здоровенного комара).

               

                КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ


               

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

А в это время на террасе, происходит следующее странное явление: откуда то из далека доноситься странный шум, который постепенно усиливается и приближается. Потом внезапно стихает и свет гаснет. А еще через несколько секунд Пашка оказывается в абсолютной тишине и кромешной темноте. Пространство перед взором Пашки начинает светлеть и он отчетливо видит каменное кольцо. Постепенно он отчетливо различает маленькую часовню, расположенную против мраморного стола. Потом отчетливо видит каменное кольцо в средине прекрасного окна над входом. Окно без стекла. Чтобы добраться до окна достаточно влезть на две бочки, установленные одна на другую.


               
                КАРТИНА ПЕРВАЯ

Странные рожи, одна за другой возникают в отверстие окна: рожа с вывороченными веками, разинутым на подобие пасти ртом. На смену первой гримасе является втора, третья… Одобрительный хохот и топот бурлящей толпы. Все смешалось в общем безумие. Орет толпа. Павел прислушивается и переводит обрывки знакомых фраз.

Массовка1. Ого! Черт возьми!
Массовка 2. Погляди на эту рожу!
Массовка 3. (Павел напрягается, но никак не может перевести фразу).
Массовка1. Слава! Слава!

Павел. Что это? Кто это! Где я? (неожиданно вслух срывается  с языка Пашки, но беснующая толпа его не слышит, так как при каждом появлением новой рожи, раздается гром рукоплесканий и оглушительные крики. Так продолжается довольно долго).


               

                КАРТИНА ВТОРАЯ

Та же толпа. Павел, Квазимодо, Эсмеральда, Озорник.
Павел медленно перемещается поближе к странному представлению. Он не ощущает самого себя, своего тела. Тем не менее, он чувствует, что может менять свое положение, поскольку самого его здесь как бы нет, а есть место, с которого он сам наблюдает происходящее и окружающее. Наконец Пашка понимает, что он невидим и не ощутим для окружающих.
Павел. Ба! Да это не иначе как показ гримас! А сейчас наверное появиться Горбун. (Пашку одолевает любопытство и он уже смело придвигается к окну).

Восторг толпы достигает наивысшего предела.
Массовка1. О! Противная обезьяна!
Массовка2. О! Мерзкая харя!
Массовка3. Фу…!
(Такими возгласами толпа встречает уродца: «громадная голова, поросшая рыжей щетиной, крохотный левый глаз, почти закрытый бровью, в то время как правый совершенно исчезал над громадной бородавкой…огромный горб между лопаток…)
Далее, безумная толпа двигается в сторону дворца.

Озорник. Друзья! Эсмеральда на площади! (Кричит молодой озорник и имя Эсеральда оказывает магическое действие на толпу: и вся, повторяя Эсмеральда, Эсмеральда бросаются на улицу).
Массовка1. Где же она?
Массовка2. Где можно взять лестницу?
Массовка3. Зачем тебе лестница?
Массовка2. Чтобы взглянуть на Эсмеральду.


               

                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

На просторном свободном пространстве между горящем костром и толпой пляшет молодая девушка. Девушка пляшет, порхает, кружится на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре. Взгляд ее больших черных глаз ослепляет как молния. Взоры всей толпы прикованы к ней. Она танцует под рокотанье бубна. Тоненька, хрупкая, черноволосая, быстрая как оса, в золотистом, плотно облегающем ее талию корсаже, в пестром раздувающемся платье... Звучит музыка бубна. Раздаются восхищенные рукоплескания толпы.
Павел, не отрываясь смотрит на плясунью.



               

                КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Опомнившись от миража, Павел пугается за судьбу Эсмеральды. Он точно знает, что ей грозит смерть и не может с этим смериться.
Павел. Скорее, скорее в топу, пока она еще танцует. (Произносит сам себе Павел и быстро устремляется к площадке, где танцует Эсмеральда.)
Молодая красавица продолжает плясать, подняв с земли две шпаги.
Павел. Эсмеральда! (Срывается с губ Павла). Послушай! Я хочу тебя спасти! Ты в опасности!
Плясунья не слышит Павла и все дальше и дальше удаляется от него. Павел устремляется вслед за ней , протискиваясь сквозь толпу.
Павел. Эсмеральда! Я точно знаю -  ты должна скоро погибнуть! Лови же! Это ожерелье – он спасет тебя! Оно не простое, а исполняет желания. Я так хочу спасти тебя и защитить. Лови же скорей!
(Павел снимает «ожерелье времени» и бросает его к ногам танцовщицы. Он не видит, что юная красавица подхватив ожерелье одной из двух шпаг продолжает танец…).


               
                КАРТИНА ПЯТАЯ

Между горящим костром и толпой начинают происходить странные явления. Откуда то издалека доносятся странный шум. Шум этот усиливается и приближается. Внезапно он стихает, а свет гаснет. А еще через несколько секунд Пашка оказывается в абсолютной тишине и кромешной темноте.



                КАРТИНА ШЕСТАЯ

Уже знакомая зрителю кухня. Егор ходит из стороны в сторону и громко кричит на весь дом.
Егор. А-А-А-У-У-У-! А-А-А-У-У-У!
Павлушка слышит чей то знакомы голос и никак не может сообразить кто кричит.
Егор. Ну?!! Где ты там застрял, блин! Ну сколько же можно тебя ждать, а? Никак налюбоваться на себя не можешь? Новый русский, новый русский! Может быть ты и новый русский, а комары вот на кухне этого не понимают – им что новый русский, что старый – все равно, блин кого кусать. Лучше бы помог, если друг ты мне настоящий. Вот уже десятого убил, слышишь, сачок?!!
(Ненадолго воцаряется тишина, потом слышится резкий щелчок и короткая фраза: «Одиннадцатый!» Павел окончательно въезжает в происходящие события и спешит на помощь к другу. Открывает дверь и входит на кухню).
Егор. Вот тебе, бери! (Егорка протягивает сложенную гармошкой газету). Твоя очередь, давай! Работай! Пирожки ел? Ел! А тебе отрабатывай.
(Павел берет газету. Странная улыбка блуждает по его лицу и выглядит он как то растерянно).
Егор. Та чего? А?
Павел. ?!!
Егор. Ну что с тобой? А? Заболел, так и скажи.
Павел. Да нет,
Егор. Если я говорю, что заболел, значит заболел. Ты себя видел?!!
Павел. А что?
Егор. Ну и видуха у тебя!
Павел. Какая?
Егор. Странная какая-то. Глаза огнем горят бешенным, а сам бледный прибледный как покойник какой-то.
Павел. Да хватит тебя пугать то. Сам ты покойник.
Егор. А где цепь то у тебя? Шея вон вся красная при красная, а цепочки то нет?
Павел. Как нет?
Егор. Ты меня спрашиваешь?
Павел. А кого же еще? Здесь же больше на кухне никого нет!
Егор. Паша! Ты что? Я то откуда знаю, где она? На террасе наверное, где же еще ей быть! Ты же туда пошел с ней, да и пропал. Если бы я не позвал тебя, до сих пор бы красовался на террасе.
Павел. Да нет ее там, я точно знаю.
Егор. Как это нет? Вот я сейчас сгоняю туда, вот тогда и посмотрим. А может ты себе надумал ее прикарманить, а?
Павел. Ты что, Егор, за кого ты меня принимаешь?
Егор. Ладно, ладно, уж и пошутить нельзя. Стой где стоишь. Я сейчас. А то опять тебя не дозваться будет. Странный ты какой0то сегодня. (Егор выскакивает на террасу. Павел остается на кухне. Через несколько минут Егор возвращается, нос пустыми руками).
Егор. Ничего нет! Все обшарил. Как сквозь землю провалилась цепь эта! Постой, а в кулаке то что у тебя, а?
(Павел стоит с сильно зажатым кулаком).
Павел. У меня?
Егор. Ну не у меня же! У тебя и вот в этом кулаке. (Егор подскакивает к Павлу и щелкает ладонью по его кулаку).
Егор. Давай, давай, не жмоди, показывай!
(Павел что было сил разжимает плотно сжатый кулак. На его ладони лежит маленькая зеленая бусинка).
Егор. Что это?
Павел. Бусинка.
Егор. Как она к тебе попала? Уж не собираешься ли ты сказать мне, что обменял ее серебреную цепь, пока я комаров гонял?
Павел (обиженно). Ничего я не менял.
(Егор пытается взять в руки «находку». Павле его останавливает).
Павел. Осторожно, это амулет.
Егор. От кого еще этот амулет?
Павел. От Эсмеральды, наверное.
Егор. От кого, кого???
Павел. От Эс-ме-раль-ды. (Произносит по слогам).
Егор. Н понял, что-то! Так ты хочешь сказать, что ты все-таки попал туда, в эту Францию 15-го века?
Павел. И да, и нет!
Егор. Как это: и да, и нет? Так я и поверил! А где же она тогда сейчас, твоя любовь. (Егор хитро прищуривается).
Павел. Не знаю. Что то с цепью произошло.
Егор. А что с ней может произойти?
Павел. А может и не с цепью. Может не правильно перевел тогда, это чертово обращение к потомкам. Может что напутал в желаниях, кто его теперь знает?
Егор. Как это попутал?
Павел. Да так это! Просто я очень хотел ее спасти, и все!
Егор. Ну и…?
Павел. Ну и думаю, что «ожерелье времени» выполнило мое желание.
Егор. А это тогда что значит? (Егор показывает на зеленую бусинку в ладони Пашки).
Павел. А это значит – изумруд, что по-испански, кстати – Эсмеральда.
Егор. Так значит она приняла это «ожерелье времени»?
Павел. Теперь уже точно не знаю. Говорю тебе –ожерелье что-то ни так сработало.
(Егор подходит вплотную к другу, хлопает его по плечу и говорит).
Егор. Да брось ты, Паша! Ожерелье это сработало так как надо. Иначе бы у тебя этого изумруда не было.
(Друзья молча стоят посередине кухни. На вытянутой ладони Пашки сверкает зеленая бусинка – изумруд. В зале гаснет свет. Становиться темно. Только в абсолютно темноте не перестает сверкать на ладони Пашки бусинка-измуруд).

                Звучит музыка из мюзикла «Notre-Dame de Paris».



               


                КОНЕЦ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ


Рецензии