Кино, мужская дружба, одиночество

За мастером стояла Маргарита, только мужеского пола. Мастера звали Валентин Иванов, а его друга Теодор Тугай. Они познакомились на катке в Хельсинки. Высокий белокурый паренек, вылитый финн, скуластый и курносый, с огромными голубыми глазами и холодным, немного высокомерным взглядом, упал на льду и выругался по-русски без акцента. Знакомое выражение о сексе с «твоей» мамой Федьку развеселило. Вот уж не ожидал от чухонца с остекленевшими, должно быть,  от мороза,  глазами, такого признания! Мать Теодора, балерина Гаршина, называла его Федькой и выучила русскому, но в основном разговорному.

Федор был на голову ниже Валентина, младше на два года и говорил по-русски не так чисто, как его приятель, родившийся в Гельсингфорсе в русской зажиточной семье. Правда, и в ней актерского люда хватало. А там, где актеры, всегда гитара, вечеринки, смех и простонародные выражения. Известно, что почти все эмигранты в последнюю очередь забывают русский мат. Федор только ругался по-русски, стихи он читал по-немецки. Родился он в поезде, который следовал из Риги в Петербург, а детство провел в основном у бабушки в Латвии. Там же, в Риге, его водили в «шуле», немецкую школу. Услышав, как блондин на катке свободно говорит по-фински и шведски, Федор смачно сплюнул прямо на лед. Ну и что! Зато его девушки любят, а «викинга» сторонятся.

Федька был с рождения дамским угодником. Сначала его зацеловывали балерины Императорского театра, потом портили латышские крестьянки, предлагавшие себя на сеновале. Федор не отказывался. Он брал всех, кто лежал, стоял, сидел, набрасывался коршуном на любую двигающуюся курицу, а иногда и петушком не брезговал.

Худощавый, небольшого роста, гибкий, живой, как ртуть, с чуть удлиненными глазами и очень чувственными губами, яркий брюнет впитал гремучую смесь из разных национальностей: турецкой, латышской, польской и еще какой-то. Федор был во всем чересчур, чувства меры, лада, равновесия особенно в молодости его игнорировали. Он состоял из множества импульсов. Торможения не было вовсе, просто один порыв сменялся другим. Федор Тугай умел «зажигать», это словечко из языка двадцать первого века очень подходит к нему. А тогда, в конце 20-х, горячий молодой актер взял себе псевдоним Теуво Тулио, что означает «Теуво жгучий».

Валентин же, напротив, не бегал на короткие дистанции, не тратил себя по пустякам и не «зажигал» без причины. Он втайне презирал всех спринтеров, понимая, что его жизненный удел – большая карьера, творческий марафон.
Валя родился в русской семье, не противопоставлявшей себя финской среде. Один из предков был чистокровным финном, передавшим нордический характер и внешность будущему режиссеру.
 
Валентин Ваала (псевдоним) отличался от Теуво Тулио во всем: был замкнут, застенчив, не уверен в себе настолько, что в период депрессии мог совершить безумный поступок. Так, в одну из ночей, собрал все негативы первого фильма «Очи черные», в котором играл и Федька, и выбросил в свинцовые воды Балтики.
Вероятно, комплексуя, выглядел смешно и поэтому не пользовался успехом у девушек, но, как настоящий эстет, умел ценить красоту юношей.

Валентин добивался своего, так как с ранней молодости усвоил правило менеджмента: идти только к одной цели, не отвлекаясь на постороннее. Так же хладнокровно он «резал» кадры, выбрасывая то, что не соответствовало главной концепции. Впоследствии Теуво Тулио, став режиссером, страдал своей чрезмерной любовью ко всему на свете, рука не поднималась на какой-нибудь роскошный, но выпадающий из темы пейзаж, или на «натуральную» сцену, которыми он сдобрил свой фильм «Сенсуэла» через край. Потом пришлось вырезать особо откровенные кадры, так как в Финляндии в 70-е годы «порнуха» облагалась налогом!

Можно сказать, что Ваала рано стал прагматиком, а вот друг его навсегда остался романтиком.

В Хельсинки, столице европейского государства, молодежь бредила западным кинематографом.  Кино только набирало силы, в 20-е годы выходили черно-белые картины, еще не озвученные. Революции и войны отгремели, начался период НЭПа в СССР, а в Европе шло в гору свободное предпринимательство.

Молодые люди мечтали создать свою киностудию, но не было средств на аппаратуру, аренду помещений. Неожиданно мать Федора выступила в роли меценатки и выделила парням кругленькую сумму – 35 тысяч финских марок. Этого было достаточно, чтобы купить оборудование, но маловато для снятия помещения. Первое время снимали на природе. Актерами выступали сами или приглашали одноклассников и однокурсников.
 
Валентин закончил русский лицей, Федор – немецкий. Хельсинки сохранял дореволюционные международные традиции до начала Второй Мировой войны. Это был город разноязычный, русская диаспора занимала активную экономическую позицию.
Увлечение театром пришло из семей, как у Вали, так и у Федора. Валентин в возрасте девяти лет посещал спектакли для взрослых. Родители не пускали, и мальчик, уговорив служанку, отправлялся вместе с ней на вечерние прогулки в крепость, но потом затаскивал простую финскую женщину непременно в театр. Огромное впечатление на мальчика произвела постановка «Цыганская королева».
Именно с цыганщины он начинал и свою режиссерскую карьеру, сняв сначала «Очи черные», а потом «Цыганский соблазнитель». В обеих картинах Теодор Тугай выступил в главной роли.

Фильм «Цыганский соблазнитель» - гимн красоте, молодости, сексу. Федору было всего лишь 16, а его необузданная страстная натура проявила себя во всей красе, показав на экране настоящего мачо.

Несмотря на то, что любвеобильный Теодор несколько тускнел в тени красивых молодых цыганок, режиссерское любование именно мужской прелестью выступало на первый план. Ваала  акцентировал внимание на мужской красоте, и это понятно, ведь Валентин и не скрывал своего пристрастия.

Об этих красавчиках – посмотрите на фото – ставших патриархами финского кинематографа, хочется писать и писать. Увы, о мэтрах не создано монографий даже на финском, и я ощущаю себя первопроходцем. О Валентине Ваала недавно вышел сборник статей, в котором опубликованы и фрагменты интервью, данные режиссером финским газетам. Там он рассказывает о себе. Книги после себя Ваала не оставил. А также детей.

Теуво Тулио пережил друга на 24 года. В старости он превратился в замкнутого и одинокого человека, не желающего делиться радостями и горестями прожитой жизни ни с кем. Правда, незадолго перед уходом дал согласие на продажу своих фильмов.

Валентин Ваала умер в возрасте 67 лет, в расцвете сил, богатым и знаменитым. До последнего дня его жизнь скрашивал молодой друг, очень похожий на того соблазнителя-цыгана, которого блестяще сыграл Федька.


P.S.в инете есть фильмография - список фильмов этих режиссеров, встречаются редкие обзоры финского кино вообще, сами фильмы в бесплатном доступе я нашла только в этом блоге, спуститесь туда, где над видео надпись
"Mustalaishurmaaja" (1929) (The Gipsy Charmer) :
http://morevnutry.livejournal.com/


Рецензии
Милла! Прочла Ваш опус, очень интересно! Как говорится- давай подробности! Может еще можно где-нибудь и что- нибудь нарыть? Чем сейчас занимаетесь? Забегайте и ко мне, рада буду ! Ольга

Ольга Сергеева -Саркисова   22.06.2012 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.