ШОС новый отсчет

ШОС: новый отсчет
Кризис и рост экстремизма – главные вызовы Шанхайской организации

Игорь Шевырёв

«Киевский Телеграф» полгода назад уже писал: с июня 2012 года в истории ШОС начнется новая страница сотрудничества. Не будем повторяться в уже сделанных выводах, сейчас только о результатах саммита, прошедшего в Пекине 6-7 июня. Накануне китайские СМИ уже назвали этот саммит «важной вехой в истории ШОС, которая окажет весомое воздействие на ее развитие». Во всем этом есть также приятный бытовой момент: «шосовцы» справляют новоселье – секретариат организации переехал в новый офис возле уютного пекинского парка Житань.

Ряд важных заявлений был сделан еще до саммита, когда работали разные подготовительные ведомственные и экспертные рабочие группы.
Во-первых, 17 мая на заседании министров финансов и главных банкиров стран-участниц ШОС было заявлено о создании Банка развития организации. Банк станет первым вертикально интегрированным институтом ШОС, создаваемым для подстраховки на случай дальнейших рисков в мировой финансовой системе.
Во-вторых, 25 мая Китай впервые публично выступил против планов по развертыванию американской ПРО. «Мы против того, что некоторые государства или некоторые организации, размещая системы ПРО, угрожают безопасности других стран», – заявил на спецбрифинге Чэнь Гопин, замглавы МИД КНР. Позднее этот тезис также нашел свое отображение в итоговой декларации саммита ШОС.
В-третьих, перед саммитом Китай провел серию консультаций с некоторыми ключевыми союзниками по ШОС, подтвердив прежний тезис – Пекин делает ставку именно на двусторонние связи, а не на многостороннее участие. Собственно говоря, сам саммит ШОС стал материализацией этих уже достигнутых двусторонних договоренностей, а главное – формальным показателем растущего мирового влияния Китая, сколотившего солидный пул международной поддержки.
С 30 мая в турне Узбекистан–Туркменистан–Таджикистан проехался начальник Генштаба НОАК Чэнь Биндэ. Кроме того, перед самим саммитом в Пекин осуществили визиты президент Киргизстана Асламбек Атамбаев, президент Таджикистана Эмамоли Рахмон и президент России Владимир Путин. По итогам визитов Китай вложит в Таджикистан миллиардные инвестиции, с Узбекистаном – подписана декларация о стратегическом сотрудничестве, а с Россией отношения подняты на «беспрецедентно высокий уровень». «На фоне турбулентных процессов в мировых финансах, в Европе сотрудничество России и Китая в экономической сфере является существенным фактором международной экономической стабильности. Это также является очень мощным фактором стабильности в международных делах и в сфере международной безопасности», – резюмировал свой визит президент Путин.
В целом, как видим, для Китая основными вопросами, представляющими повышенный интерес, являются безопасность и строительство транспортных коридоров. А в эпицентре наибольшего внимания – ЦентрАзия. Кстати, здесь китайские интересы совпадают с интересами России: майский саммит ОДКБ также был посвящен центральноазиатскому региону. Кроме того, этот регион нашел свое место в первом символическом президентском турне Владимира Путина, посетившего союзный Казахстан и стратегический Узбекистан.
И вообще следует отметить еще одну важную деталь: все узловые периоды своей истории «шанхайцы» постоянно собиралась в Китае. Так было в 2002 году в Шанхае, когда ШОС только создавалась как международная организация. Точно так же происходит и сейчас, когда ШОС выходит на новый магистральный путь развития – все дороги ведут в Поднебесную, в Пекин.
Между прочим, здесь можно провести еще одну параллель: Запад несколькими неделями ранее тоже проводил собственную контрольную «сверку часов» сначала в Кэмп-Дэвиде (G-8), потом в Чикаго (НАТО). Однако в США собирались лидеры развитых стран, сторонники европейских ценностей, отстаивающие интересы «золотого миллиарда», то есть те, кто не особо заинтересован в изменении сложившегося мирового расклада. В то время как Китай объединил сторонников гармоничного мироустройства: всех тех, кого не устраивает несправедливость сложившегося миропорядка, стремится к большей безопасности, стабильности, отстаивает свободу и ищет реальную альтернативу мирового развития, не хочет войн и преисполнен «шанхайским духом».
На саммите ШОС утвердила Совместную декларацию о защите прочного мира и содействии мирному процветанию в регионе. В противовес Чикагскому саммиту НАТО, «шанхайцы» четко предупредили о недопустимости развертывания односторонних ПРО, выстраивания на планете искусственных разделительных линий, деления стран на «изгоев» и «избранников судьбы». По словам председателя КНР Ху Цзиньтао, суть новой концепции сотрудничества ШОС – развитие именно партнерских, а не блоковых отношений. Ху Цзиньтао также подчеркнул: ШОС – это продвижение межцивилизационного диалога, признание специфики разных стран в культурных традициях, общественном строе, ценностях и готовности к сотрудничеству и уважение самостоятельного выбора друг друга
Главным приоритетом ШОС обозначена безопасность. Для этого организация утвердила детальную программу сотрудничества по борьбе против «трех зол» (терроризм, экстремизм, сепаратизм) на 2013-2015 годы. А сразу же после саммита, с 8 по 14 июня, на территории Таджикистана пройдут военные учения ШОС «Мирная миссия-2012».
Второй важный приоритет – экономическое сотрудничество. Здесь важны два аспекта: во-первых, поступательное экономическое развитие каждой страны ШОС, устранение дисбалансов в региональном развитии, подтягивание бедных, реформирование богатых. Во-вторых, страны ШОС объединились перед общими вызовами глобального кризиса, чтобы максимально дистанцироваться, например, от проблемы доллара, перейти к торговле друг с другом на национальные валюты, а также подготовиться к надвигающейся волне продовольственного кризиса.
Кстати, уже есть первая «ласточка» наметившейся тенденции: на Шанхайской валютной бирже российский рубль по объемам транзакций уже обошел британский фунт стерлингов. Так, к июню оборот в паре рубль–юань составил около 5,6 млрд. юаней (28 млрд. руб.). Для сравнения: биржевая торговля рублем и юанями ведется с конца 2010 года. Спрос на рубль идет, в основном, от компаний сырьевого сектора, а также от фирм, работающих на потребительском рынке. Торговлю рублями в Шанхае ведут ВТБ, Bank of China, Торгово-промышленный банк Китая и Банк Харбина.
Третий приоритет ШОС – транспортное сотрудничество. ШОС продолжает последовательно работать над выстраиванием Евразийского трансконтинентального моста (нового Шелкового пути), который через территорию Евразии, по суше, соединит тихоокеанский Шанхай с крупнейшими европейскими столицами. В настоящее время «шанхайцы» проводят консультации по вопросу подписания «Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок». Подписание этого соглашения стимулирует создание сети транспортных магистралей, охватывающей весь регион ШОС, что будет способствовать выявлению огромного потенциала региона в сфере транзитных перевозок.
Мотор нового Шелкового пути – Китай как «фабрика мира». Основной транзитер – Россия как владычица необъятных евразийских просторов. Ядро Шелкового пути – ЦентрАзия, где сейчас осуществляется «смычка» между китайскими и евразийскими путями. У Шелкового пути есть также три коридора с выходами на Европу.
Самым первым стал выстраиваться коридор через Беларусь. С 2010 года Минск материализовал свое участие в проекте, получив статус партнера ШОС. Вторым коридором (на южном направлении) стала Турция, получившая партнерский статус на нынешнем саммите. Потенциальным коридором все еще является Украина, где в транспортной отрасли интенсивно идут неплохие реформы, успешно выстраиваются «смычки» с транспортными артериями Европы. На наш взгляд, Киеву в своей внешней политике тоже есть смысл ставить вопрос об установлении отношений с ШОС с перспективой выхода на статус партнерства.

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", 11 июня 2012 года
http://telegrafua.com/world/13070/


Рецензии