Лабиринты Кенигсберга. Глава 1-8

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 1-8. Материалы, представленные Костей Беркутом.


Подземелья Калининграда: Мифы и реальность.

«11 апреля 1986 года в 19 час. 45 мин. ...на улице Тельмана в подвале дома №15 произошел взрыв, в результате которого погибли Плащенков Дмитрий 1971 года рождения, Косаченко Игорь 1971 года рождения. Получили различной тяжести ранения Волков Алексей 1972 года рождения и Плотиннн Дмитрий 1972 года рождения. Контузило Кириллова Юрия 1981 года рождения.
Выяснилось, что Плащенков, Косаченко и Волков пытались разобрать найденный фашистский крупнокалиберный патрон. В ходе обследования территории и подвальных помещений, где он найден, обнаружено более 16 тысяч единиц взрывоопасных предметов»...
«Группа учащихся 9-х классов Калининградской СШ № 43 выехала в район старого замка «Бальга», где занялась поиском оружия и боеприпасов, оставшихся здесь с военного времени... Произошел взрыв, в результате которого школьник Афанасьев Дмитрий получил тяжелое ранение...»
(Из рапортов в УВД Калининградского облисполкома).

Подобных рапортов, от которых болью сжималось сердце, мне довелось прочитать немало. Более 42 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, а калининградские подземелья до сих пор таят в себе смерть и горе, которые время от времени вырываются на поверхность и уносят жизни, калечат людей, как правило, детей и подростков. Начальник отдела охраны общественного порядка УВД Калининградского облисполкома подполковник милиции Николай Иванович Сапрыкин рассказывал:
-У нас ежегодно на этой почве гибнет несколько подростков и детей. В 1986 году задержано 68 человек, занимавшихся сбором, хранением найденного оружия, пороха, других взрывоопасных веществ. Среди них есть совсем дети, например ученики четвертого класса Андрей Шишка и Анатолий Соколов. Несмышленыши, они не понимают, к чему могут привести такие игры. Немало и ребят, которые по возрасту уже обязаны осознавать и нести ответственность за свои действия» но с детства, увлеченные этим нездоровым «хобби» не задумываются о ней. Только за последние три года возбуждено 180 уголовных дел, связанных со сбором и хранением оружия. Мы проводим профилактическую работу в школах и по месту жительства, но проблема не становится менее острой. Думаю, ее необходимо решать кардинально, то есть раз и навсегда ликвидировать саму заразу - очистить и подземелья, и калининградскую землю от «сюрпризов» минувшей войны.
Безусловно, прав Николай Иванович. Когда я служил на Балтийском флоте, на личном опыте убедился, как малорезультативна в этом отношении профилактическая работа с детьми и подростками. Их безудержно манит таинство подземелий и раскопок. У кого из калининградских мальчишек не затрепещет сердце при слове «Бальга»! Какие только легенды не ходят об участке побережья с этим местным наименованием. Мальчишки собираются группами и едут туда «смотреть войну», собирать оружие, искать «клады» под развалинами старинного замка. Моего сына, увы, тоже увлекла эта «романтика». Прежде чем вести «профилактическую работу» с сыном, решил и я предварительно побывать на Бальге. Место красивейшее - первозданный лес, золотой пляж, развалины старинного замка. Даже не верилось, что более четырех десятилетий назад здесь шли жесточайшие бои, была разгромлена 50-тысячная группировка противника, а ее остатки сброшены в море. В придонном иле погребена масса оружия, которое и «добывают» отчаянные мальчишки.
Сейчас здесь по выходным дням дежурят усиленные наряды милиции, как и в одиннадцати других официально зарегистрированных в Калининграде и области местах скопления фашистского оружия и взрывчатых веществ. Но ни профилактическая работа, ни эти милицейские наряды не способны полностью оградить подростков от опасности, которую оставила после себя война. Причем опасность эта посягает не только на физическое, но и нравственное здоровье подростков. То, что «детское увлечение» раскопками оружия нередко приводит к преступлениям, связанным с его хранением, только одна сторона вопроса. Хочу остановиться на другой, еще более неприятной.
Стоит выйти вечером на калининградские улицы, нет-нет, да и встретишь юнцов, постриженных и покрашенных «под белокурую бестию», нередко с атрибутами фашистской символики на кожаных куртках-безрукавках, а иногда и с нарукавными повязками, на которых изображена свастика. Эти атрибуты вытащены, как гниль и плесень, из подземелий инфантильными, не научившимися ни думать, ни чувствовать юнцами. Есть даже такие, которые объединяются в неформальные группы с названиями, на первый взгляд претендующими якобы на некоторую политическую окраску. С представителем одной из таких групп, особенно нашумевшей в Калининграде, мне довелось встретиться.
Артему 19 лет. Через несколько недель уходит в армию. Чувствуется, очень стремится к этому, видя в службе наилучшую возможность, навсегда покончить с Прошлым. А оно таково.
Около трех лет назад Ар¬тем познакомился со сверстниками, которые именовали себя неформальной группой, название которой, честное слово, даже не хочется произносить. По социальному составу она была разнородной, но характерно, что в подавляющем большинстве сюда входили дети довольно обеспеченных родителей, готовых на все ради своих чад. После того как великовозрастные «недоросли» додумались вывесить флаг со свастикой на одном из домов города, с ними и их родителями очень много работали обком, горком, райком КПСС. Группа распалась, а молодых людей направили в рабочие коллективы для трудового воспитания. Сейчас Артем работает фрезеровщиком. Уверяет, что глубоко осознал всю глупость и ничтожность своего поведения в прошлом. Но оно все-таки оставило в душе огромную брешь, нравственную пустоту, которую предстоит заполнить. Вот короткий фрагмент из нашей беседы с ним.
-Что побудило к созданию вашей группы?
-Детская глупость и незнание, чем заполнить свободное время.
-Чем занималась группа? - Поиском  и придумыванием развлечений.
-Зачем же вывесили флаг?
-Чтобы привлечь к себе внимание общественности.
-Но это ведь оскорбление всего святого для советского человека.
-Мы об этом не задумывались.
-Что читали, какие фильмы смотрели о Великой Отечественной войне?
-Не помню.
Детская глупость»... Эти слова я слышал и в обкоме КПСС, и в горкоме ВЛКСМ, и в школе, где учился Артем. Ими, конечно, легче всего объяснить всю дикость и парадоксальность происшедшего. Но такое объяснение ничего, по сути, не объясняет.
Калининград - город молодой в том смысле, что большинство его жителей - молодежь. И молодежь настоящая, советская. Она активно продолжает дело отцов, свято чтит советские традиции, имеет прекрасную историческую память.
-У нас активно работают сотни групп «Поиск»,- рассказал мне секретарь горкома ВЛКСМ Алексей Лушников, - несколько советов ветеранов войны и труда. Они оказывают большую помощь в военно-патриотическом воспитании, которым охвачено подавляющее большинство калининградской молодежи. Что касается всевозможных неформальных групп, то свое влияние на них мы пытаемся осуществлять, например,  через вовлечение в дискуссионные клубы.
Да, горком ВЛКСМ проводит большую по объему военно-патриотическую работу. Но нисколько на нее, не реагируя, по улицам Калининграда продолжают ходить юнцы со знаками фашистской символики на одежде. И среди них немало таких, у кого деды проливали кровь при штурме Кенигсберга.
Не претендуя на глубину и всесторонность анализа, не могу не высказать своего мнения. Думаю, беда в том, что горком ВЛКСМ умеет активно и целенаправленно работать в благополучных молодежных коллективах, а вот форм влияния на, так сказать, аномальную среду пока не нашел. Очень мешает и отсутствие гласности в этом вопросе. Общественность города не информирована о нем, а если и информирована, то на уровне слухов, как правило, искаженных, что еще вреднее. Местная пресса практически молчит. А те, кто обладает необходимой информацией, держат ее за семью печатями. При подготовке этого материала мне, например, почти во всех инстанциях приходилось натыкаться на стену «замалчивания». От одного из политических работников УВД услышал даже такое мнение: мол, гласность только лишний раз морально травмирует «неблагополучных» юнцов и их родителей. Лишь после вмешательства секретаря обкома КПСС Кима Федоровича Щекина мне была оказана необходимая помощь. А ведь без гласности, без участия «всего мира» в наше время невозможно решить ни одной серьезной проблемы. Уверен и в том, что многие трудные вопросы будут сняты, если ликвидировать материальную почву, на которой они произрастают. Нужно раз и навсегда очистить город и его окрестности от всего опасного, что осталось от войны.
В Калининградском обкоме КПСС мне сказали, что эта идея не нова и давно уже находится в плоскости практического воплощения. Еще 15 мая 1986 года принято постановление бюро Калининградского обкома КПСС «О мерах усиления работы по окончательной очистке территории области от снарядов и мин времен войны». Составлен детальный план. Казалось бы, дело пойдет. Но вот печальная стати¬стика. В 1986 году в Калининградской области было зарегистрировано пять случаев подрыва людей на взрывоопасных предметах времен войны, а только за первые четыре месяца 1987 года, их уже семь. Во многих районах очистка территории: даже не начиналась.
Калининградцы знают, какую огромную работу, связанную со смертельным риском, проводят воины-саперы по ликвидации выявленных взрывоопасных предметов. Можно привести сотни примеров мужества и героизма, проявленных ими при этом. Однако в планомерном обследовании территории пока действительно есть слабина. Почему? Об этом мы беседовали с полковником Александром Тимофеевичем Бондаренко.
-Воинские подразделений провели поверхностную очистку закрепленных за ними территорий, но она не удовлетворяет, да и не может удовлетворить местные партийные и советские органы. Ведь основная масса оружия и взрывоопасных предметов находится в земле и не выявленных подземельях. Мы чисто технически не имеем возможности провести глубинную очистку территории. Что нужно для этого? Думаю, облисполкому следует проявить большую настойчивость в привлечении внимания к этой проблеме вышестоящих органов, чтобы для ее решения были выделены достаточные силы и необходимые средства. Объем и характер работы таковы, что требуют объединенных усилий многих организаций.
Наверное, в словах полковника Бондаренко есть резон. Но очевидно и другое: нельзя сидеть, сложа руки и ждать очередного взрыва. Пора по-настоящему  скоординировать действия партийных, советских органов, воинских частей, дислоцирующихся в области и по соседству с ней.
В заключение хочу привести мнение уже знакомого читателям полковника А. Овсянова, которое свидетельствует о готовности воинов включиться в решение проблемы:
-Наше Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск имени А.А. Жданова обладает немалыми возможностями для оказания помощи городу в очистке территории. Сейчас решается вопрос об участии курсантов в ходе стажировки в обследовании подземелий, других мест, связанных с поиском всевозможных «сюрпризов» времен войны. Это принесет и хороший учебный эффект, и пользу городу.

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/17/6


Рецензии