Неожиданные крупицы из переписки на топе. Вып. 18
17 июня 1942 года в СССР было получено послание от британского премьера Черчилля, целиком посвященное опасности с севера.
Сначала он напомнил Сталину: «Мы сообщали Вам о различных признаках того, что немцы укрепляют север Норвегии и Финляндии и отправляют туда суда для вторжения». Укрепляют – ну, и ладушки, нам пока не до наступления на Севере… А вот еще одно направление вражеского вторжения – это совсем не вовремя…
Кстати, сообщали-то британцы не через премьера: в переписке этой темы вообще не было. Так почему Черчилль о ней вдруг напомнил? Да еще с каким дополняющим абзацем: «Это может служить предзнаменованием нападения на Мурманск с базированием тяжелых надводных кораблей на Крайнем Севере с намерением отрезать линии нашего снабжения»!
Расшифровав дипломатическую вязь, получаем: возможно, идет подготовка к захвату Мурманска, чтобы создать там базу для немецких тяжелых кораблей и тем самым перекрыть снабжение СССР из Атлантики.
И не вдруг британский премьер побеспокоился о Мурманске, а в тот самый день, когда немцы добились решающих успехов в штурме другой базы советских ВМФ – Севастополя.
Через три дня Сталин отправил своё послание, в котором касался этой темы одной нейтральной фразой: «Получил Ваше послание с предупреждением о намерении немцев организовать вторжение из Северной Норвегии и Финляндии».
Мурманск упомянут не был…
Источник:
Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны».– М.: Госполитиздат, 1958.– Т. 1. Переписка с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.), с. 48 , 49.
Свидетельство о публикации №212061600044