Соль сОли...
По жанру это роман, по поджанру он является беллетризированной биографией Иисуса Христа.
Что нового по сравнению с древним законом внес Иисус в человеческие отношения?
Иисус не отвергал Древний Закон, более того, он хотел сохранить его.
- Я пришел не упразднить, а исполнить.
« Никто, - замечал Иисус,- испив старого вина, не захочет нового, ибо говорит – старое лучше.» Но если книжники часто прибавляли к Закону сотни мелочных правил, то Иисус возвращал Ветхий Завет к его истокам, к десяти заповедям Синая, то есть переносил значение из сферы церемоний, обрядов в область духовно – нравственную.
Если закон воспрещал убийство, то Иисус призывал изгонять из сердца ненависть, корень преступления.
Если закон требовал соблюдения клятвы, то Иисус вообще считает ее излишней: « Да будет слово ваше « да- да», « нет-нет», а что сверх того- от лукавого».
Закон считает ближним только соплеменника и единоверца. Но Христос не ограничивает это понятие столь узкими пределами. Когда один книжник спросил его – кто мой ближний? – вместо ответа он рассказал об иудее, который попал однажды в руки грабителей. Ослабев от ран, лежал он на дороге и с горечью видел, как священник и храмовый служитель равнодушно прошли мимо него. Меньше всего ожидал он сочувствия от самаритянина, ехавшего вслед за ним. Мог ли этот иноплеменник оказаться лучше жреца и левита? Однако тот остановился и, не спрашивая ни о чем, помог пострадавшему: перевязал раны, довез на своем муле до гостиницы и заплатил за него вперед.
« Кто из них троих оказался ближним попавшему в руки разбойников?»- спросил Иисус у книжника. Он заставил его самого прийти к мысли, что ближним может быть любой человек. Неприятие чужаков, в какие бы одежды оно ни рядилось, есть инстинкт, который преодолевается людьми с трудом. Евангелие же призывает бороться с национальной исключительностью.
Иисус решительно объявил устаревшим деление пищи на чистую и нечистую. Нечистыми могут быть только мысли, побуждения, поступки людей.
…не то, что входит в уста человека,
оскверняет человека, а то,
что исходит из уст его…
« Вас учили, что древним повелевалось: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, ожог за ожог. рана за рану… А я говорю вам: никогда не отвечайте злом на злодейство. Обуздать себя при чьей либо попытке унизить тебя не означает уступить или сдаться, а означает, что ты поступаешь как человек, который не хочет уподобляться тем, кто унижает себе подобных тысячи лет. Помните, что Отец небесный повелевает всходить солнцу и над злыми, и над добрыми и посылает дождь и на праведных и на неправедных. Я пришел заново вылепить человека посредством любви и потому говорю вам: всякий раз нам надо ломать собственную природу, когда нам будут нашептывать, чтобы мы закрыли перед любовью двери» ( М.О. С.)
«Не судите, да не судимы будете» - одна из самых привлекательных заповедей Иисуса. Однажды в Иерусалиме, когда он сидел на паперти у дверей храма, к нему подошли книжники и фарисеи, силой таща за собой женщину. Ее на рассвете застали в постели с мужчиной, который не приходился ей мужем, и они выволокли ее на улицу, чтобы забить камнями. Они сказали Иисусу: « Эта женщина убежала из дома, предалась блуду с иноземцем, стонала от блаженства и плотского ублаготворения под римским солдатом, которого раньше и в глаза не видела. Мы должны побить ее камнями, а ты что скажешь?»
Иисус молчал, сидя на паперти, и выводил на камнях какие-то знаки своим ясеневым посохом.
Фарисеи и книжники, тая желание получить такой ответ, чтобы можно было потом настряпать извет в Синедрион, повторили свой вопрос : « Моисеев закон велит насмерть побивать камнями за прелюбодеяние, а ты что скажешь?».
Иисус, наконец, встал, посмотрел им прямо в лицо и сказал: « Кто из вас без греха- пусть первый бросит в нее камень.»
Лицедеи переглянулись: каждый из них хорошо знал грехи другого. Сначала стали уходить старики. А потом ушли и другие. Иисус остался один на один с женщиной, изменившей мужу. Тогда он обратился к ней: « Где же твои обвинители? Видишь, никто не посмел осудить тебя.» « Никто, господи»,- ответила женщина со слезами. « И я не осуждаю тебя. Иди - и впредь не греши».
Еще в самом начале своего служения Христос утвердил новое отношение к женщине. Для Сократа, например, женщина была лишь тупым, назойливым существом, а Будда не разрешал своим последователям даже смотреть на женщину. В дохристианском мире женщины часто оставались лишь молчаливыми рабынями, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом и домашними заботами. Не случайно в одной из иудейских молитв были слова: « Благодарю тебя, Боже, что не создал меня женщиной…» Христос возвращает женщине отнятое у нее человеческое достоинство и право иметь духовные запросы. « А я вам говорю, женщина и мужчина - одна плоть. Бог при сотворении мира создал человека мужчиной и женщиной, а то, что бог сотворил, нельзя изменить и превратить мужчину в хозяина, а женщину в его собственность». Его ученики были страшно поражены тем, что не им, а простой женщине, к тому же еретичке ( самарянке) и блуднице он впервые прямо сказал о себе как о Мессии и посвятил ее в сущность религии духа. Поучительно, что даже противники Иисуса, хотя и видели его в окружении женщин, не осмеливались клеветать на него. Это одна из поразительных черт евангельской истории.
Какая же из заповедей Иисуса является самой трудной для исполнения? Думается, что это заповедь о любви к своим врагам, так как людям свойственно ненавидеть своих врагов. Иисус учит, что следует бороться с мстительным чувством, более того, надо научиться желать добра своим обидчикам. Это высший подвиг и проявление подлинной силы, та захватывающая дух высота, куда зовет Сам Творец.
Так в толковании Ветхого Завета проступали контуры нового. В свете Евангелия бледнели и теряли значение старые правила и обряды.
« Никто, - говорил Иисус,- не ставит заплату из новой ткани на ветхой одежде. Пришитый кусок ее разорвет, и дыра будет хуже. И не наливают вино молодое в мехи ветхие, иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но наливают вино молодое в мехи новые, и сохраняется и то, и другое». Иисус не лишает религию формы, но всегда указывает на первенство любви, веры, внутреннего духовного устроения.
Писатель подчеркивает , что евангелие разрушило преграды, издавна разделявшие людей.. Тем, кто соблюдал обряды Закона и кто не знал их, иудеям и чужеземцам , мужчинам и женщинам – каждому он открывало дорогу в царство Христово, где становилась второстепенной принадлежность к нации, сословию, полу, возрасту.
Созерцая это чудо, апостол Павел восклицал: « Здесь нет эллина и иудея, нет обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всех- Христос!».
Свидетельство о публикации №212061600917
Вячеслав Вячеславов 02.07.2012 17:01 Заявить о нарушении