7. 18

Сегодня мир снова изменился. Мы теперь живем в городе, где плохооплачиваемую работу выполняют непривычные глазу иностранцы. Таджики, казахи. Мы их давно знаем, вместе жили в Советском Союзе. Это потомки древних цивилизаций, но, как казалось до перестройки, застывшие в своем древнем образе.   Раньше мы их видели редко. Они приезжали к нам, как туристы или как студенты. Теперь судьбы наши разошлись, но даже совсем молодые из них, появившиеся на свет после развала СССР, говорят по русски.
Гораздо раньше в нашем городе обосновались кавказцы. По своей идеологии они не могут работать по найму. И, судя по всему, их привлекают только московские рынки. В нашем сообществе отсутствует клановость, что используется ими для внедрения на рынок мелочной торговли и террора необоснованной дороговизной. Причем продукт торговли они приобретают на государственных овощных базах, по низким ценам. Таким образом крестьяне наши разоряются для них, поставляя на базы продукты по государственным ценам. Эти кланы окрепли еще при великом и ужасном, когда все то, что вызревало в России, прежде всего — хлеб и сахар, было почти бесплатно, а, выращиваемые на Кавказе фрукты — баснословно дороги. Для меня до сих пор самое большое лакомство — фрукты и ягоды, теперь, правда, ставшие всесезонными. А как замечательно, что поставляемые Испанией персики дешевле исконных наших яблок. Да здравствует встреча с цивилизацией. А кто поставляет самую первую клубнику, когда еще у нас бушуют метели? Израиль.
Сейчас лето — сезон укрепления автомобильных дорог и благоустройства наших дворов. В благоустройстве территорий приезжие заменили наших пенсионерок. Они сильнее и их очень много. Наши дворы и скверы меняются к лучшему. А зимой наш дворник  тщательно убирал снег, от чего мы уже отвыкли.
Когда мне говорят, что в СССР бурно развивалась промышленность, я вспоминаю огромные стройки Сибири, глядя на которые было не понятно, кто на них будет работать, так как местное население таяло на глазах. Мигрировало. В теплые места.
Помню также огромное количество детей в Средней Азии, которые никак не могли быть обеспечены бедными местными ресурсами. Но, самое главное, мы уже тогда знали об запрете работы по найму. Что же произошло теперь? Такая исконно мусульманская страна, как Таджикистан, поставляет рабочих? Или произошел сдвиг в мировоззрении?
Я помню Москву моего детства. Тогда дворниками работали татары. Куда же они делись? Выросли. Они по-прежнему живут среди нас. Их дети хорошо учились, получили образование. Элементы плановости, видимо, остались, но не такие болезненные.
Вчера я подошла выпить соку в ближайшем торговом центре. Я изредка делаю это. Торгующая соком казашка, поздоровалась и что-то рассказала про любимый мной сок. Она запомнила и меня и что я обычно пью и это было приятно.


Рецензии