Дамасская сталь

Дамасская сталь


Автор: Кирилл Бенедиктов
Во вторник Хилари Клинтон обвинила Москву в поставках правительству Башара Асада новейших боевых вертолетов. Не подлежит сомнению, сказала госсекретарь США, что эти вертолеты используются сирийской армией для уничтожения мирных жителей.
В среду министр иностранных дел России Сергей Лавров ответил коллеге из Вашингтона в духе «чья бы корова мычала».
Немаловажный момент: ответил он не просто так, а в эфире иранского телевидения. Получился вполне толстый намек на тонкие обстоятельства.
Иранцы, к тому же, еще и не вполне точно перевели речь Лаврова. В их интерпретации российский министр обвинил американцев в том, что они поставляют в Сирию вооружение и технику, которую сирийская оппозиция использует в боях против правительственных войск. В действительности же Лавров сказал следующее:
«Мы не поставляем ни в Сирию, ни куда-то еще вещи, которые используются в борьбе с мирными демонстрантами, в отличие от тех же Соединенных Штатов, которые в этот регион регулярно такие спецсредства поставляют, в том числе, недавно такая поставка в одну из стран Персидского залива состоялась, но почему-то американцы считают это в порядке вещей».
Притом, что Лавров ни словом не обмолвился о том, в какую страну Персидского залива поставляют оружие США, в Вашингтоне намек поняли сразу. Представитель Госдепартамента Виктория Нуланд немедленно заявила:
«Мы категорически отвергаем эту аналогию. Ежедневно и ежечасно мы видим, как российское и советское вооружение используется против мирных жителей на всей территории Сирии. Эта ситуация далека от ситуации в Бахрейне».
Самое интересное, однако, произошло в среду вечером: свои комментарии к обвинениям, выдвинутым Хилари Клинтон, дал Белый Дом. И прозвучали эти комментарии едва ли не как извинение.
«Сказанное госсекретарем Клинтон представляет собой продолжение того, что мы говорили: мы выражаем свою обеспокоенность относительно поставки оружия режиму Асада, – сказал журналистам пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни. – Это не ново... это вопрос, который мы обсуждаем с русскими, и который мы, разумеется, рассматриваем с определенной обеспокоенностью».
Переводя с дипломатического языка: да, мы знаем, что Россия продает оружие Дамаску, это нам не слишком нравится, но никаких нарушений международного права в этом нет. И уж конечно это никакая не сенсация.
Карни признался, что «не располагает конкретными данными» насчет поставок вооружений Дамаску. Более того: на прямой вопрос, считают ли США Россию соучастницей расправы над мирными гражданами в Сирии, он ответил: «Мы этого не говорим».
Таким образом, четко вырисовываются две позиции официального Вашингтона по отношению к российской поддержке режима Асада: жесткая, конфронтационная позиция Госдепа и более гибкая и реалистичная позиция Белого Дома. Судя по всему, в этой истории, как в капле воды, отразились серьезные расхождение между кланом Клинтонов, стоявшим за спиной Обамы большую часть его президентского срока, и самим сорок четвертым президентом США, явно тяготеющим к «голубиной» стратегии.
Примечательно, что, по мнению американских политиков, Россия тоже не монолитна в своем отношении к делам, творящимся на Ближнем Востоке. Явного монстра, например, пытаются сделать из компании «Рособоронэкспорт», которая, по мнению спецслужб США, передает технологии для создания баллистических ракет Тегерану. В последнем докладе Национального совета по разведке утверждается, что «правительство РФ неспособно контролировать деятельность госкомпаний и не может помешать им участвовать в незаконных сделках с Исламской Республикой Иран».
А раз уж подопечные Сергея Чемезова настолько круты, что в обход обоих Белых Домов помогают развивать иранскую ракетную программу, то и «боевые вертолеты сирийцам они поставляют не задумываясь». Поэтому, как полагают некоторые, для смены режима в Дамаске необходимо сначала решить проблему «Рособоронэкспорта». Журналист The Times Роджер Бойес требует изгнать «Рособоронэкспорт» с мировых площадок торговли вооружением. А члены сенатского комитета по обороне требуют от Пентагона пересмотреть контракты, заключенные с российской оружейной корпорацией. В частности, они заявили, что необходимо аннулировать сделку, согласно которой «Рособоронэкспорт» должен был поставить 21 вертолет Ми-17В Афганистану. Сенаторы беспокоились, как бы «Рособоронэкспорт» не использовал деньги, полученные за вертолеты ($550 миллионов) для увеличения объема поставок оружия в Сирию. К чести американского военного ведомства, оно отвергло эти опасения, как не имеющие отношения к действительности.
«Мы покупаем вертолеты не для сирийского режима, а для поддержки афганских ВВС», – сказал во вторник пресс-секретарь оборонного ведомства Джордж Литтл. В Пентагоне заявили также, что не располагают данными о продаже российских ударных вертолетов Сирии.
Россия, безусловно, поставляет Дамаску оружие. Сведения о контрактах, заключенных в 2011 году, разнятся, но, судя по всему, их общая сумма составляет от $3,5 (данные исследовательской службы Конгресса США) до $4 миллиардов (данные российского Центра анализа стратегий и технологий). Это весьма приличная сумма, составляющая около 10% экспортной выручки российского ВПК. Но все это оружие – истребители, комплексы ПВО, противокорабельные ракеты, артиллерийские комплексы, а также береговые комплексы «Бастион», которые, по мнению Вашингтона, Россия тоже намерена продать Сирии – предназначено для защиты от внешней угрозы. Этими видами оружия практически невозможно бороться с мятежниками, если только не предположить, что боевики Свободной армии получат от какого-нибудь спонсора небольшую эскадру и попробуют взять Дамаск с моря.
Дело в том, что с каждой новой поставкой российского оружия перспективы военной интервенции в Сирию становятся все более туманными. О невозможности военного вмешательства в сирийские дела говорят многие серьезные политики, включая и генерального секретаря НАТО Расмуссена. А по информации итальянской газеты La Stampaпротивостояние между Россией и США вообще не более чем спектакль: на самом деле они давно договорились между собой. Запад, согласно циркулирующим в коридорах штаб-квартиры ООН слухам, отказался от военного вмешательства в сирийский конфликт, в обмен на позицию России по ливийской проблеме. И кровь полковника Каддафи скрепила договор, согласно которому сила Запада не будет применена против Дамаска.
Так ли это, судить сложно: мало ли о чем шепчутся в кулуарах. Но очевидно одно: не готовые решить сирийскую проблему с помощью военной силы США будут стараться найти решение в политической плоскости. А для этого необходимо «прогнуть» Москву, которая в настоящий момент является главным гарантом безопасности режима Асада.
Артподготовка перед этой спецоперацией уже началась: атаки на «Рособоронэкспорт» и заявления Клинтон надо рассматривать именно в этом ключе. А 18-19 июня, во время саммита «большой двадцатки» в мексиканском Лос-Кабосе, тема сирийского кризиса будет обязательно затронута в ходе общения Владимира Путина и Барака Обамы.
В отличие от резковатой в суждениях и оценках Хилари Клинтон, Обама, скорее всего, изберет другую стратегию и постарается «задушить» своего российского коллегу в объятиях. Суть дела от этого, впрочем, не изменится: США будут всеми силами убеждать Россию сдать Асада. А России, в свою очередь, нужно напрячь все силы, чтобы Асада не сдавать.
И дело не только в том, что Асад – наш союзник, а предавать союзников – дело неблагородное. Дело в том, что жесткая внешнеполитическая линия, неотъемлемым элементом которой является поддержка Дамаска – одна из самых важных стратегических опор Кремля, в том числе и в противостоянии с той либеральной стихией, которая нынче волнуется на московских площадях и проспектах. Стоит дать слабину, пойти на уступки, пожертвовать Асадом так же, как пожертвовали Каддафи – и эта стихия захлестнет суверенную Россию так же, как демократическая вольница поздних 80-х захлестнула Советский Союз.
В битве за Сирию, которая идет пока лишь на страницах газет, в эфире теленовостей и в речах больших политиков, России следует быть твердой и гибкой, как прославленная дамасская сталь. Клинок из которой, как известно, можно было сворачивать в кольцо.
Но им же можно было разрубить самый крепкий доспех.


Россия укрепляет  оборону Сирии от агрессоров

Американская газета «The New York Times» опубликовала 17 июня  статью под заголовком «Россия направляет ракетные системы для защиты Сирии».
В ней, в частности, говорится следующее:
В пятницу (15 июня) ведущий российский экспортер оружия сообщил, что его компания направляет в Сирию усовершенствованные оборонительные ракетные системы, которые можно использовать для уничтожения самолетов и кораблей противника, если США или какое-либо другое государство попытается вмешаться, чтобы остановить спираль насилия в стране.
«Я хотел бы сказать, что эти механизмы – по-настоящему хорошие средства обороны, надежной обороны против морских или воздушных атак, - заявил в ходе своего интервью Анатолий Исайкин, генеральный директор компании «Рособоронэкспорт». - Это не угроза, однако, тем, кто планирует нападение, стоит задуматься».
Поскольку эти оборонительные системы не считаются самыми современными, заявления г-на Исайкина имели скорее символическое значение, пишет газета. Они добавили холода в отношения между Вашингтоном и Москвой в преддверии первой встречи президента Барака Обамы и президента Владимира Путина на полях саммита Большой двадцатки, который 18 июня состоится в мексиканском курортном городе Лос-Кабос.

Заявления г-на Исайкина, продолжает «The New York Times», прозвучали всего через несколько дней после того как Госсекретарь США Хиллари Клинтон усилила дипломатическое давление на Россию – защитницу Сирии, высказав жесткую критику в адрес Кремля за то, что последний поставляет боевые вертолеты в Дамаск.
Все это произошло на фоне сообщений о том, что Москва готовится отправить десантное судно и некоторое число моряков в сирийский порт Тартус для обеспечения безопасности военных объектов и инфраструктуры, если в этом возникнет необходимость.
Александр Гольц, независимый  военный эксперт в Москве, считает, что обсуждение россиянами поставок оборонительного вооружения в Сирию «несомненно» должно служить предупреждением западным странам, которые рассматривают возможность военного вмешательства. «Россия использует эти заявления в качестве некой формы сдерживания в Сирии, - сказал он. - Они демонстрируют другим государствам, что теперь вероятность того, что последние понесут потери, увеличилась».
На протяжении всего сирийского кризиса Россия настаивала на том, что оружие, поставляемое  законному сирийскому правительству, было оборонительным, и что это оружие не используется сирийскими властями для подавления боевиков, засланных на территорию Сирии.
Г-н Исайкин подчеркнул эту мысль, его слова можно интерпретировать как предупреждение Западу от военного вмешательства в дела Сирии, подобного тому, которое было против  Ливии.
Г-н Путин считает  действия Запада в Ливии нарушением суверенитета, которое не должно повториться.
Г-н Исайкин, влиятельная фигура в российской военной промышленности, открыто говорил о поставках оружия в Сирию: «Панцирь-С1», российский самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс, способен сбивать самолеты на высоте, превышающей ту, с которой обычно проводятся бомбовые атаки;
зенитный комплекс «Бук-М2» способен сбивать самолеты на еще большей высоте до 82 тысячи футов и на более дальних дистанциях;
береговой ракетный комплекс «Бастион» способен поражать цель на расстоянии 180 миль от берега.
Некоторые  «аналитики» ставят под вопрос эффективность систем противовоздушной обороны, поставляемых Россией в государства Ближнего Востока, в том числе в Сирию, ни одна из которых, по мнению некоторых «аналитиков»,  не может противостоять системам западных государств, осмеливается утверждать «The New York Times», не приведя ни фамилий этих аналитиков, ни их доказательства.
Как сообщил г-н Исайкин, ежегодно Сирия тратит около 500 миллионов долларов на российское оружие, и на долю ее заказов приходится около 5% доходов «Рособоронэкспорта».
По словам г-на Исайкина, в течение десяти лет Сирия не делала в «Рособоронэкспорте» заказы на автоматы, боеприпасы, ракеты класса земля-земля, вертолеты, бортовое оружие и бронетанковую технику – именно эти виды оружия используются сторонами в сирийском конфликте, который угрожает перерасти в гражданскую войну.
По его словам, Ближний Восток «наводнен» стрелковым оружием в советском стиле, зачастую производимым в Китае или Восточной Европе.
Российская торговля оружием с Сирией в последние годы опирается на поставки крупных и сложных зенитных комплексов.
По словам г-на Исайкина, такие поставки не нарушают санкции ООН, кроме того они не могут использоваться против мирных граждан, заключает свой материал «The New York Times».



Рецензии