41. Снова на пороге

               
 Выпускной.
 Для нас это не просто окончание школы, а долгожданный финал детдомовской жизни.
 С одной стороны, переполняет радость, и хочется крикнуть:«Свобода!» Но, кое-что мешает.  Позади - непростой этап судьбы, а впереди – неизвестность.Мешают страх и сомнения, ведь нужно сделать правильный шаг, который может оказаться самым главным в жизни.

 На исходе весны, всех захватили мысли о том, куда пойти учиться и что делать дальше.  Мне хорошо: у меня есть мечта – Свердловский юридический институт. Со времён домашней жизни я носила в памяти его название. Дело в том, что в этом институте заочно училась мама. Смутно помню сессию, на которую она возила меня, трёхлетнюю. Похоже, родительница обладала неплохими  способностями, потому что, после беспробудного пьянства, непременно трезвела к экзаменам и успешно их сдавала. Это всегда удивляло скептично настроенных родственников.
 А я помню, как жду мать, ушедшую на лекции, и упоенно малюю карандашом в тетради. Вместо восхищения шедевром, получаю головомойку от соседки по комнате, чьи записи я «отредактировала». Вернувшаяся мама защищает меня: конспекты по её убеждению, вещь ненужная, ведь она прекрасно обходится и без них.

 С документацией у родителей особые отношения: все важные и пустяшные бумаги хранились ими в футляре под кроватью. К семи годам я рассмотрела и прочла записи в некоторых документах. Строительный техникум, музыкальное училище, университет марксизма–ленинизма – вот учебные заведения, которым посчастливилось иметь в студентах мою маму. Какие из них она закончила –не знаю. Думаю, кое-что она все-таки осилила, так как на аккордеоне играла почти виртуозно и успела поработать директором сельского клуба, пока не пропила казенный баян. А я буду адвокатом. Звучит красиво, профессия благородная – людей защищать.Решено.

После выпускного, встретив рассвет, бежим с девчонками в сельсовет, чтобы срочно поставить отметку в паспорте.  Всё! Мы здесь больше не живем!  В сельсовете смотрят недоумённо, им не понять нашей торопливости, а и не надо, главное, что мы сами знаем, как это важно –не быть детдомовскими. В момент постановки штампа, просто физически ощущаю, как перемещаюсь из одного статуса в другой. Поэтому весь день размышляю о том, что стала бездомной. Нужно обязательно поступать учиться. Тогда дадут общежитие.

 Отправляя выпускников во взрослую жизнь, детский дом выдал каждому по пятьдесят рублей наличными. Полученной суммой необходимо грамотно и бережно распорядиться.
 Еду в Курган на вокзал, где узнаю, что билет до Свердловска стоит восемнадцать рублей. Если я провалюсь, мне придётся вернуться, а это ещё столько же.
 При таком раскладе картина вырисовывается не радужная. На оставшиеся деньги предстоит жить несколько месяцев.  А если не получится?

 Целый час сижу на вокзале в размышлениях. Видимо, я не очень хочу быть адвокатом, потому что встаю и иду в сторону пединститута. Зинаида Павловна - директор школы и географ, по совместительству, настойчиво рекомендовала мне поступать туда на географический. Ей нужна замена, а я - хорошая кандидатура. Ко всему ещё и послушная: география, так география - иду на подготовительные курсы.

 В приёмной комиссии, меня с интересом рассматривают. «Скорее всего, вы поступите» - говорят мне, «Вы же детдомовская». Почему то, эти слова совсем не радуют. В них слышится скрытый укор.

 На время, пока идут курсы, заселяюсь в общежитие. Первая же ночь становится Варфоломеевской. Кто–то стучит, бьёт в дверь ногами, пытается её выбить, и так - до рассвета. Девочка, которая ночует в комнате вместе со мной, утром идёт звонить и жаловаться маме, а я иду забирать документы. К чёрту всё, мне здесь не нравится.

 В приёмной комиссии отношение сегодня другое. Одна женщина очень убедительно начинает уговаривать меня остаться. Её слова, о том, что я умница и непременно поступлю, звучат искренне, но во мне опять проснулись родственники по маминой линии – я здесь учиться не буду, отдайте документы. От бессонной ночи и напряжённых нервов появляются слёзы на глазах. И мне отдают документы.

 На улице, сажусь на лавочку, чтобы высушить слёзы и успокоиться. Надо решать, как жить дальше. Учительство не хочет меня отпускать, потому что ко мне подходит пятикурсник и сочувственно спрашивает: «Не поступила?» Простодушно рассказываю ему суть дела. Он, вдруг, выхватывает документы и несётся в приёмную комиссию с криком: «Ты чего? Давай поступай!»  Еле его догнала – парень учится на физкультурном факультете.
С грехом пополам, ухожу из института под недоумённым взглядом пятикурсника.

 За день, пешком, обошла почти все учебные заведения города. У каждого сидела на скамейке и представляла себя работающей по специальностям, которые они предлагали. Железнодорожное, швейное, парикмахерское. В сердце ничто не откликнулось. Я не знаю куда идти…

 Усталые ноги принесли в городской центральный парк.Здесь классно: мороженое, карусели, блинная. Пока отдыхала, увидела, через дорогу, вывеску педучилища. Подхожу и читаю условия приёма. Оказывается, с хорошим аттестатом можно поступить без экзаменов. В этом случае общежитие мне гарантировано. А какие специальности? Учитель начальных классов и воспитатель детского сада.

 Я вспомнила, как учила сестру читать и считать, как пыталась защитить её от грубости воспитателей и думала о том, что никогда бы не стала на них похожей. Ведь я могу стать другим воспитателем.
 И я вошла в дверь…..


Рецензии
Ирочка, написала Вам ВКонтакте, т.к. по ссылке оттуда меня не пустили написать рецензию :(
Люблю Вашу прозу, удачи Вам.

Елена Полякова 2   22.10.2018 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена!!!! И Вам тёплых и радостных дней!!!

Ирина Новикова 3   23.10.2018 05:57   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.