Идеальность-2

О предметах, которые созданы природой. Их идеальность определяется их местом в общей гармонии природы. Естественной гармонии. Небо, солнце, земля, море, лес. Да, смысловые знаки поставил на них человек, но совсем не произвольно, а на основе разгадки их идей. На основе завершенности их качества, то есть в-себе-бытия. Субстанция в такой же мере объект, как и субъект. Предметы природы сами по себе не имеют отношения к борьбе добра и зла, имеющих место в общественной жизни людей, но могут непреднамеренно быть причастными к ней.

Что касается предметов, сделанных умом и руками человека, то их идею (идеальность)  определяет их смысл, та функция, для выполнения которой они предназначены. Вот простой топор. Его идея – служить мастеру. Он определенного веса и формы, сделан из специального материала. Изменится его функция – изменятся, соответственно, и его  внешние данные. Внешнее идет за внутренним, подгоняется к идее (идеальности) предмета. Идеальный топор будет вершить доброе дело. Но может совершить и злое, как и любой материальный предмет, произведенный природой или руками человека. Обычный дом может быть жилищем для счастливых людей, а может быть тюрьмой для законопослушных, но духом непокорных граждан. Имеют свою идею (идеальность наоборот) и предметы, которые оказались в руках преступника. Нож, автомат, бомба. Здесь их задача совершить как можно больше зла.

В общественной жизни людей есть предметы, которые руками не потрогаешь, которые по своему «веществу» нематериальны: произведения духа, учреждения, поступки, отношения. Они, как и топор, имеют положительную идеальность и отрицательную. Одна книга зовет к добру, другая – к разжиганию розни – классовых, национальных или религиозных войн. Есть Библия, а есть «Моя борьба» и «Манифест коммунистической партии». Государство – «инструмент»,  созданный цивилизацией для безопасной и счастливой жизни граждан. Однако при попытке достичь его идеальности он используется и во благо и во вред, как обыкновенный топор. Демократическая республика по природе своей миролюбивый «инструмент» (положительная идеальность), нацистская и коммунистическая диктатура по природе своей вершат зло (отрицательная идеальность).  Людям свойственно впадать в крайности:  вместо идеального равенства они нередко получают примитивную уравниловку, вместо идеальной справедливости – лагеря.  Есть проблемы и с достижением идеальной свободы.

Человек как идеальность. У идеальных родителей – счастливая семья (положительная идеальность). Однако в погоне за педагогическим успехом иные родители становятся тиранами собственных детей (отрицательная идеальность). На войне отрицательная идеальность может проявиться как необдуманная храбрость, как попытка добиться победы, не щадя жизни солдат и офицеров. Идеальный защитник положит голову за друга своего, «идеальный» убийца не оставит следов преступления. В политике мы имеем немало представителей фальшивой, отрицательной идеальности, это всякого рода фюреры, «великие вожди», «гении всех времен и народов». Идеальные» террористы нам сегодня хорошо знакомы. А ведь кто-то называет их «защитниками», «борцами за справедливость», «божьими посланниками». В общественной жизни правит бал разум, который не оставляет места мистике, однако при постоянном развитии он не обходится без отрицательности, негативности, борьбы противоречивых начал. Здесь и прорывается зло. Воскресенье, 17 июня 2012 года


Рецензии