Лабиринты Кенигсберга. Глава 1-12

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 1-12. Материалы, представленные Костей Беркутом.

Форумы на Калининград.ru.

Слышал, будто два или три этажа Биржи (ДК Моряков) затоплены.

В принципе и ось "Замок - Ю.Вокзал" проходит, если она существует, где-то рядом.

Биржа построена на сваях (из сибирской лиственницы, кажется). Обычно такие постройки не имеют подземно-подводных этажей.

Ход под Прегелем технически безусловно возможен (правда такое строительство очень трудно скрыть), но куда более трудоемкий, чем ход от того же замка к вокзалу Северному. Кстати, в этом случае везде роем по "бугру" - постоянный уровень грунтовых вод здесь явно ниже. Причем не обязательно к Северному рыть - можно к тому же Астрономическому бастиону (железка под боком) + ряд промежуточных пунктов весьма интересных: телеграф, загадочные бункеры на Штайндамме, бункер на Вагнерштрассе, загадочный туннель на Друммштрассе (описанный советскими разведчиками), казарма Троммельплац...

Мне кажется, есть все же два варианта ходов. Одни выше уровня грунтовых вод. Другие ниже уровня.
Если вариант с затоплениями продумывали, получается, что вода Верхнего озера только случайно не затопила эти ходы.

Прошу дублировать немецкие названия улиц и географических привязок, объектов современными. Если с улицей Вагнера понятно, то Друммштрассе?

Вагнерштрассе - Вагнера.
Друммштрассе - Больничная.
Казарма Троммельплац находилась на территории современной "Газавтоматики".

Тогда это тоже линия. Причем, вся местность действительно приподнята. Напрашиваются ответвления в сторону Ленинского проспекта - Площади и за район Северного вокзала. Возможно и выход к тоннелю ж.д. или под него.

Открыта вторая линия кенигсбергской подземки...

Если удастся докопаться до хода глубокого залегания, а потом вдруг окажется, что ход этот не один... Любимый город обретет славу города подземелий!

Ход глубокого залегания - это по аналогии с современными бункерами глубокого залегания?

Очень опасно передавать именно сейчас памятники истории и архитектуры в частные руки в стране, где любой закон - не указ (включая Конституцию и УК).

При современном спросе на Калининградскую землю, на местном уровне можно было бы разработать комплект документов, аналогичных, скажем французским для замков и музеев, с поправкой на законодательство РФ.
Может быть оформлять с правом аренды и последующего. Через 10-30 лет выкупа, если будут соблюдены условия....

Если логически подходить к версии о затоплении вокзала и ходов, то все равно, где-то на Преголе в районе "Остров - Биржа – ж/д мост" должен быть шлюз. Думаю, вместе с тем, что и саперы - водолазы и просто водолазы много раз все обследовали.
Цели при этом были совсем другие и всегда разные. Если, например, плита встала на место или элементарно была взорвана, то найти ЭТО через 60 с хвостиком лет с этой стороны, практически невозможно. Интересно, не было ли при строительстве эстакадного моста провалов свай или каких-то подобных историй?
Проще всего было бы обследовать существующее здание биржи. Точнее, то, что находится под ним. В том числе и сваи из лиственницы.

Необходимо создать хронологическую модель, вписав в нее факты:
1. Отправка из Кенигсберга в сторону Хольштайна "странных" автомобильных колонн.
2. Появление мини-подлодок в канале.
3. Поездки в Хольштайн высокопоставленных лиц.
4. Другие интересные события вокруг этого форта.
Если эти события с точными датами привязать друг к другу, а их вместе к обстановке на фронте (вокруг Кенигсберга), то может и удастся что-нибудь нарыть.

Колонны можно было бы отследить и к другим фортам.

Точно по дням не получится, но с погрешностью +- 1 день - сейчас бегло прикинул. Более менее совпадает.

Мне кажется, есть все же два варианта ходов. Одни выше уровня грунтовых вод. Другие ниже уровня.
Если вариант с затоплениями продумывали, получается, что вода Верхнего озера только случайно не затопила эти ходы.

Вариант затопления: Верхнее озеро - Королевское озеро - подвалы и ходы замка и ходы от него. Интересно, насколько бы поднялась вода в Королевском озере?

Это прямо метрострой какой-то!
Землю-то куда девали в таких объемах?

Какое метро, если сам видел выход под подвалом.

Речь о ходах и сооружениях непосредственно под фундаментами зданий. Естественно, чуть глубже.

Метро они, блин, в Кёниге ищут.  У нас грунтовые воды ничего подобного сделать не дадут. Максимум ходик от одного дома, до другого.

Лучше бы взяли под своё шефство какую-нибудь восточно-прусскую развалюшку и восстанавливали бы по кирпичику...

Взяли и пару, тройку фортов восстановили. Здесь законы надо принимать.
А насчет ходов подземных, это может быть:
1. Реально;
2. Создано на развалинах одного для привлечения туристов.

Думал по поводу форта №7 (Герцог фон Гольштайн). Находится он вблизи реки. Поэтому уровень вод, в том числе и грунтовых, должен быть высок.
В некоторых источниках есть упоминания, что возможно, вывоз культурных ценностей из Кенигсберга производился подводными лодками. Видели их и в Пиллау, и в акватории порта Кенигсберг. Что они здесь делали, так и остается невыясненным. В связи с тем, что глубина канала в то время была 6 метров, то использование даже подлодок класса II в канале не представляется возможным - во время налета погрузиться не получится - некуда, а в случае потопления - канал блокируется на долгое время. Вывоз в Пиллау для погрузки там на подлодки опасен - колонну могут разбомбить по дороге - остается одно - погрузка в самом Кенигсберге. Порт отпадает сразу - хоть и не пострадал - но стратегический объект, да и посторонних глаз много. Судоремонтный завод Шихау - возможно да, но также режим секретности соблюсти тяжело. Остается только два места - либо безлюдное место с возможностью производить погрузочные работы, либо какой либо военный объект, который находится на берегу реки залива. Идеальным является как раз форт №7 - но он удален за реки на некоторое расстояние.
Нормальные подлодки эксплуатировать было тяжело. В конце войны немцы усиленно создавали сверхмалые подводные лодки - "Зеетойфель", "Зеехунд", "Бибер". Таким образом, могло быть место использования именно их для вывоза того, что было - да - много не вывезешь - но самое ценное - вполне. Вероятнее всего использовали Биберы (их было построено 324 штуки), есть подтверждающие факты. Хотя могли и Зеехунды , но их было построено меньше (23 штуки). Их наибольшая ширина составляла 1,7 метра (Зеехунд). При удалении второго члена экипажа и заполнении его места культурными ценностями, возможностей одного человека вполне бы хватило, чтобы доплыть до Борнхольма или Готланда (нейтральные страны).

Проложить небольшой тоннель диаметром метра два, который бы соединил реку со рвом - больших трудностей не составляет. Для погрузки можно использовать и ров, можно сделать небольшой пирс и внутри форта. Все следы каких либо работ потом можно быстро уничтожить, засыпав все землей. Тоннель можно обвалить, так же засыпав провал землей. В итоге никаких (или почти никаких) следов не останется.

Таким образом, вывоз культурных ценностей на мини-подлодках мог иметь место. А ров форта №7 вполне мог использоваться как гавань для данных субмарин. Надо нырять и искать. Может там что-то осталось во рву.

Непонятным остается один момент. Судьба почти всех Бибберов известна, кроме нескольких. В том числе одного, о котором известно, что он зашел в Кенигсбергский морской канал и встал к причалу. К какому причалу, где - ничего не говорится. Известно так же то, что лодка была загружена, а после выхода сильно повреждена при налете советской авиации и ЗАСЫПАНА. Лично я для себя не могу понять - как затонувшая лодка может быть засыпана. Причем из контекста документа понятно, что засыпалась она не в воде, точнее не совсем в воде. В связи с этим есть рабочий вариант о том, что при бомбежке одна из лодок как раз выходила по тоннелю в Прегель, тоннель вместе с лодкой был поврежден. Русские войска уже стояли у стен Кенигсберга - времени и сил что-либо делать уже не было. Кенисгберг был почти в окружении – полоса, где еще была связь с Пиллау, как раз проходила вдоль Прегеля в районе 7 форта и Метгеттена (ныне Космодемьяновск). Поэтому вероятнее всего было принято решение все засыпать (в т.ч. и лодку) и все замаскировать. Так что есть еще ЧТО искать.

Не спорю - возможно некоторые факты кажутся притянутыми друг к другу за уши. Но как-то уже четко они ложатся в одну линию.

Какое метро, если сам видел выход под подвалом.

Речь о ходах и сооружениях непосредственно под фундаментами зданий. Естественно, чуть глубже.

Тогда, скорее всего, чтобы не вызвать обрушений, такие ходы по идее должны идти под дорогами.
Подумал тут, что на возвышенностях могут быть и глубже.

Они и идут под дорогами. На 6-8 метрах - ливнёвки. На 12-15 метрах - фекалки. На 20-30 метрах - городские тоннели и метро. На 50-70 м - подземное междугороднее сообщение. Ещё глубже - международные трассы.
Тут же всё просто - водоносные слои идут поверх водо-непроницаемых. Главное аккуратно пройти водоносный слой (при необходимости заделать щели герметиком), а дальше можно беспрепятственно копать без опасности затопления.

Не знаю, как в Калининграде,а вот в бывшем Фишхаузене  (ныне Приморск), да.
Под дорогой на Балтийск в 50-60 м за мостом через речку есть поперечный ход, выложенный из кирпича с арочным сводом шириной около 2 м и высотой прохода 1,8 - 2 м с заглублением относительно поверхности около 2,5 - 2,8 м. Это почти уровень уреза воды речки, если не ниже, а сухо было. Справа вдоль дороги тогда была выкопана траншея (начало 90-х) и вход с этой стороны был открыт.

Что нет ходов?! Думаю, что лучше меня знаете, что есть.

Мне, например, очень обидно, что на форуме нет старшего поколения, которые от первоисточников слышали легенды.
Думаю, что читать здесь было бы намного интересней.

Мест таких, подобно описанному, в области предостаточно. Иногда вообще одни трубы от заводиков торчат.
Это знают все. Немцы прекрасно выполняли герметизацию подземных и подводных объектов.
Специальные цементы и смеси обеспечивали это. По одной из легенд, в особых случаях добавлялись даже яичные белки.
Без планов, трудно понять предназначение некоторых. Вот в Вашем можно и танки спрятать, и колонну с чем угодно, например с тем, что все ищут. Дорога-то на порт.

Я уже писал, что и по ливнёвкам в поисках различных мифических ходов километры пути отмотал, и по фекалкам было дело, про форты и прочие укрепсооружения вообще молчу - впору книгу писать... Да и не я один такой...
Это заезжему народу из России можно втюхивать туфту про подземный Кёнигсберг.

Всем ищущим подземные ходы рекомендую перечитать вот эту страницу: Форты Кёнигсберга, особенно заметки на полях.

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/17/665


Рецензии
Мне очень жалко, что я никогда не была в Кёнигсберге! вот до Таиланда добралась, а до Вас - нет! Мне бы это все в Вашем городе читать и по улицам ходить... А так... мне очень интересно, но я не могу себе этого всего представить! трудно... ужасно жаль! С уважением,

Наталья Важенкова   03.11.2013 14:09     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья! Это в основном - о старом Кенигсберге... Сейчас мало чего от него осталось...

Валерий Шпинев   03.11.2013 19:49   Заявить о нарушении