Открытая Книга

Люди боятся великой музыки, люди боятся великой поэзии, люди боятся глубокой близости. Их любовные романы – это просто игра «ударь и убеги». Они не идут глубоко в существо друг друга, потому что идти глубоко в существо друг друга страшно – потому что водоем существа другого отразит тебя. ОШО


"Согласно направлению философской антропологии, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т.п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями"

Близость

Люди ищут медитации, молитвы, нового образа бытия. Но более глубокий поиск и более важный - как снова стать укорененным в существовании. Назовём это медитацией, молитвой, или как угодно еще, но самое существенное - это как снова стать УКОРЕНЕННЫМ в существовании. Мы стали деревьями, лишенными корней, и за это не ответствен никто другой, кроме нас самих, с нашими глупыми идеями о победе над природой.

Каждый боится близости - другое дело, осознаете вы это или нет. Близость означает: полностью показать себя незнакомцу - а все мы незнакомцы; никто никого не знает. Мы незнакомцы даже для самих себя, потому что не знаем, кто мы такие.
Близость приближает тебя к незнакомцу. Тебе придется отбросить все защиты; лишь тогда возможна близость. И страшно то, что если ты отбросишь все защиты, все маски, кто знает, что с тобой сделает незнакомец?
Мы все прячемся за тысячей и одной вещью, и не только от других, но и от самих себя, потому что нас воспитало больное человечество, со всевозможными подавлениями, ограничениями, табу. И страх состоит в том, что ты с кем-то незнакомым...
Неважно, прожил ли ты с этим человеком год, два или тридцать лет, сорок; "незнакомость" не исчезает никогда, - безопаснее кажется поддерживать некоторую защиту, некоторое расстояние, потому что кто-то может воспользоваться твоими слабостями, хрупкостью, уязвимостью.

Жажда БЛИЗОСТИ

Проблема еще более осложняется, потому, что каждый хочет близости. Каждый хочет близости и общения, потому что иначе мы будем одиноки во Вселенной - без друга, без любимого, без кого-то, кому мы можем доверять, без кого-то, кому мы сможем открыть все свои раны. А раны не могут исцелиться, если они не открыты. Чем больше мы их прячем, тем опаснее они становятся. Они даже могут превратиться в неизлечимую болезнь.
 С одной стороны, близость это существенная потребность, поэтому жаждут её все.

...ты хочешь, чтобы другой человек был тебе близким. Чтобы он отбросил все меры защиты, стал уязвимым, открыл все свои раны, отбросил все маски и ложную личность и предстал обнаженным, таким, какой он есть...

С другой стороны, все боятся близости - ты хочешь близости с другим человеком, но не отбрасываешь  свои  меры защиты. Это один из конфликтов между друзьями, между влюбленными: никто не хочет отбросить свои меры защиты, и никто не хочет остаться в полной наготе и искренности, открытым - а обоим нужна близость.
Пока ты не отбросишь все свои подавления, ограничения - дары наших религий, или ваших культур, ваших обществ, ваших родителей, образования - ты никогда не сможешь ни с кем быть близким. И инициатором придется быть тебе.
Но если у тебя нет никаких подавлений, никаких ограничений, тогда нет и ран. Если ты живешь простой, естественной жизнью, нет никакого страха близости, есть огромная радость двух огней, горящих так близко, что они становятся одним огнем. И эта встреча очень благотворна и приносит удовлетворенность, осуществленность. Но прежде чем попытаться достичь близости, нам нужно полностью избавиться от мыслей прошлого, от негативных мыслей настоящего.
Только человек чистых мыслей и добрых помыслов может позволить случиться близости. Ему нечего прятать. Он сам отбросил все то, что заставило бы его бояться, что об этом узнают другие. У него есть только молчание и любящее сердце.

...нам придется принять себя всецело. Если вы не можете принять себя всецело, как вы можете ожидать, чтобы вас принял кто-то другой?
...нас многие осуждали, поэтому мы научились только одному: самоосуждению. И мы продолжаем его прятать - это не что-то красивое, чтобы его показывать другим. Мы знаем, что в нас скрыты уродливые вещи, злые вещи. Мы знаем, что где-то глубоко в душе скрыта наша животность. Пока мы не трансформируем свой подход и не примем себя как одно из животных в существовании...

Кстати в слове  животное нет ничего плохого. Оно просто означает "живое"; оно происходит от слова  anima.

Все, кто жив, - животные. Но человека учили: Вы не животные; животные ниже вас. Вы человеческие существа. Вам дали ложное чувство собственного превосходства. Истина в том, что существование не верит ни в какое превосходство. Для существования все равны - деревья, птицы, животные, человеческие существа. В существовании все абсолютно приемлемо таким как есть, нет никакого осуждения.
Если ты принимаешь свою сексуальность без всяких условий, если ты принимаешь, что человек и всякое существо в мире хрупко, что жизнь это очень тонкая нить, которая может порваться в любой момент... Как только это принято, и ты отбрасываешь ложные эго - прекращаешь быть Александром Великим, трижды великим Мухаммедом Али, - ты просто понимаешь, что каждый красив в своей обыкновенности, и у каждого есть слабости; это часть человеческой природы, потому что мы сделаны не из стали. Мы состоим из очень хрупкого тела. Наша жизнь возможна лишь между девяноста восемью и ста десятью градусами; лишь двенадцать градусов делают жизнь возможной. Если температура опустится ниже, мы умрем; если она выйдет за пределы этого промежутка, мы погибнем.
То же самое касается тысячи и одной вещи внутри нас. Одна из наших основных потребностей - чтобы в нас нуждались. Но никто этого не принимает: "Наша основная потребность - чтобы мы были нужны, любимы, приняты".

Мы живем постоянно в каких-то претензиях, в каком-то лицемерии - по этой причине близость создает страх.
"Ты не то, чем кажешься. Твоя наружность ложна. Может быть, ты кажешься святым, но глубоко внутри ты по-прежнему слабое человеческое существо, со всеми его желаниями и стремлениями".

Первый шаг к Близости

 - это всецело себя принять, - вопреки всем нашим традициям, которые свели все человечество с ума. Как только ты принимаешь себя, как есть, страх близости исчезает. Ты не можешь потерять уважение, не можешь потерять свое величие, не можешь потерять эго. Ты не можешь потерять свою праведность, свою святость - ты отбросил все это сам. Ты точно как маленький ребенок, совершенно невинный. Ты можешь открыться, потому что внутри тебя не наполняют уродливые подавления, которые стали извращениями. Ты можешь сказать, что чувствуешь, подлинно и искренне. И если ты готов к близости, ты будешь поощрять к близости и другого человека. Твоя открытость поможет и другому человеку открыться тебе. Твоя лишенная претензий простота позволит и другому наслаждаться простотой, невинностью, доверием и любовью.

Мы очень хрупкие существа - самые хрупкие во всем существовании. Человеческий ребенок - самый хрупкий ребенок из всех животных. Дети животных могут выжить без матери, без отца, без семьи. Но человеческий ребенок тут же погибнет. Таким образом, эта хрупкость не что-то достойное осуждения - это высочайшее выражение сознания. Роза хрупка; это не камень. И не стоит чувствовать себя плохо, потому что ты роза, а не камень.
Лишь когда двое людей становятся близкими, они больше не незнакомцы. И это красивый опыт - найти, что не только ты полон слабостей, но и другие, может быть, каждый, полон слабостей. Высочайшее выражение всего становится слабым. Корни очень сильны, но цветок не может быть таким сильным. Он красив, потому что не силен. Утром он раскрывает свои лепестки к солнцу, целый день танцует на ветру под дождем, на солнце, и к вечеру лепестки начинают опадать; его больше нет.

Все, что только красиво и драгоценно, - мгновенно. Но мы же хотим, чтобы все было постоянным.
Ты кого-то любишь и обещаешь: "Я буду любить тебя всю жизнь". И прекрасно знаешь, что не можешь быть уверенным даже в завтра - ты даешь ложное обещание. Вот все, что ты можешь сказать: "Я влюблен в тебя в это мгновение, и отдаю тебе всего себя полностью. О следующем мгновении я ничего не знаю. Как я могу обещать? Тебе придется меня простить".

Но влюбленные обещают всевозможные вещи, которых не могут осуществить. Тогда приходит разочарование, расстояние становится больше, начинается ссора, конфликт, борьба, ненависть, и жизнь которая должна была стать счастливее, просто превращается в долгое бесконечное несчастье.
Если ты осознаешь, что боишься близости, - если посмотришь вовнутрь и начнешь отбрасывать все, что заставляет тебя испытывать стыд, и принимать свою природу как есть, не как она должна быть, - это может стать для тебя великим откровением и революцией.
Я не пытаюсь учить какому -то "должен". Все "должен" делают человеческий ум больным. Людей нужно учить красоте "естьности", безмерному великолепию природы. Деревья не знают никаких десяти заповедей, птицы не знают никаких священных писаний. Только человек создает себе проблемы. Осуждая собственную природу, человек становится расщепленным, он становишься шизофреником.
И не только обычные люди, но и люди положения Зигмунда Фрейда, которые внесли огромный вклад в человеческое понимание ума... Его методом был психоанализ:

- Вам нужно позволить осознать все, что в вас бессознательно - и весь секрет в том, что как только что-то бессознательное вынесено в сознательный ум, оно испаряется. Вы становитесь чище, светлее. И чем более и более высвобождается бессознательное, тем больше становится сознательное. И по мере того как территория бессознательного сжимается, расширяется территория сознательного.

Близость просто означает, что двери сердца открыты "тебя приглашают прийти и быть гостем". Но это возможно только если у тебя есть сердце, которое не испускает зловония подавленной сексуальности, которое не кипит всевозможными извращениями. Сердце, которое естественно. Естественно как деревья, естественно как дети - тогда нет страха перед близостью.
Нам ничего не мешает - освободить от бремени свое бессознательное, освободить от бремени ум, что бы  стать обычными. Нет ничего красивее, чем просто быть простым и обычным. Тогда у тебя может быть сколько угодно близких друзей, сколько угодно близких отношений, потому что ты ничего не боишься. Ты становишься ОТКРЫТОЙ КНИГОЙ - каждый может читать. Скрывать нечего.

Все люди, как КНИГИ, и мы их читаем, 
Кого-то за месяц, кого-то за два. 
Кого-то спустя лишь года понимаем, 
Кого-то прочесть не дано никогда. 

Кого-то прочтём и поставим на полку, 
Пыль памяти изредка будем сдувать... 
И в сердце храним... но, что с того толку? 
Ведь не интересно второй раз читать! 

Есть люди - ПОЭМЫ и люди - РОМАНЫ, 
СТИХИ есть и ПРОЗА - лишь нам выбирать. 
А может быть, нам это всё ещё рано, 
И лучше журнальчик пока полистать? 

Бывают понятные, четкие КНИГИ, 
Кого-то не стоит читать между строк. 
Есть НОТЫ - сплошные оттенки и лики, 
С листа прочитать их не каждый бы смог. 

Наш мир весь наполнен загадкой и тайной, 
И жизнь в нём - лишь  очень длиннющий урок. 
Ничто не поверхностно и не случайно, 
Попробуй лишь только взглянуть МЕЖДУ СТРОК...


У тебя столько лиц.. Внутри ты думаешь одно, снаружи выражаешь что-то другое. Ты не одно органическое целое. Расслабься и разрушь расщепление, которое создало в тебе общество. Говори только то, что подразумеваешь. Действуй согласно собственной спонтанности, никогда не заботясь о последствиях. Эта жизнь мала, и она не должна быть отравлена размышлениями о последствиях здесь и в мире ином.
Человек должен жить тотально, интенсивно, радостно и точно как открытая книга, доступный для каждого, кто хочет ее прочитать. Конечно, ты не внесешь своего имени в исторические книги. И какой смысл вносить свое имя в исторические книги?
Живи и не беспокойся о том, чтобы о тебе помнили - иначе это сделает тебя мертвым.

Миллионы людей жили на земле, и мы даже не знаем их имен. Прими этот простой факт - ты здесь лишь на несколько дней, потом тебя не станет. Эти несколько дней не должны быть потрачены на страх и лицемерие. Этим нескольким дням нужно радоваться.
Никто ничего не знает о будущем. Наш рай, наш ад и Бог - это самое большее, гипотезы, недоказанные гипотезы. Единственное, что в наших руках, это жизнь - и сделать ее нужно как можно более богатой.
В близости и в любви, открывая себя многим людям, ты становишься богаче. И если ты можешь жить в глубокой любви, в глубокой дружбе, в глубокой близости со многими людьми, ты прожил правильно, и где бы ты ни оказался, ты научился этому искусству, и будешь жить счастливо и там.

Если ты простой, любящий, открытый, близкий, ты окружаешь себя раем. Если ты закрыт, постоянно обороняешься, всегда тревожишься о том, что кто-то может узнать твои мысли, твои сны, твои извращения - ты живешь в аду. Ад внутри тебя, как и рай. Это не географические памятные места, это твои духовные состояния. Очисти себя.

Медитация - это ни что иное, как очищение себя от всего мусора, который собрался в уме. Когда ум молчалив, а сердце поет, мы готовы - без всякого страха, но с великой радостью - к близости. А без близости, мы одиноки среди незнакомцев. С близостью, мы окружены друзьями, людьми, которые нас любят. Близость это великий опыт, и мы не должны его упустить.

Жизнь возникает из внутреннего источника и распространяется в небо снаружи. Должно быть равновесие, я всегда за равновесие. Поэтому я не говорю, что твоя жизнь должна быть открытой книгой, нет. Некоторые главы открыты хорошо. А некоторые главы совершенно закрыты, полная тайна. Если ты просто открытая книга, ты будешь проституткой, ты будешь просто стоять среди рынка голым, с включенным радио. Нет, это не подойдет.

Если вся твоя книга открыта, ты будешь просто днем без ночи, просто летом без зимы. Где ты будешь отдыхать, где будет твой центр, где ты будешь искать убежища? Куда ты будешь двигаться, когда устанешь от мира? Где ты будешь молиться и медитировать? Нет, пополам - вот совершенная пропорция. Пусть твоя книга будет открытой наполовину - открытой для всех, доступной для каждого - и пусть другая половина книги будет тайной, в которую допускаются лишь редкие гости.

Лишь изредка кому-то разрешается двигаться в твоем храме. Именно так и должно быть. Если толпа постоянно ходит туда-сюда, тогда храм больше не храм. Он станет залом ожидания в аэропорту, но не сможет быть храмом. Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь.

Бхагван Шри Раджниш - ОШО


Рецензии