Коэволюция музыкального и театрального представлен

           На Руси XIV-XVII В.В. существовал особый вид скоморошества,который отдалённо напоминал западных вагантов,существовавших во Франции с XIII в.. На Западе начали образовываться профессиональные цехи. Первый союз скоморохов возник в Аррасе в 1120 году. Сообщества в Амьене и Аррасе были учреждены для проведения трёх представлений в год - на Сретение,день всех Святых,Рождество. Характерно то,что существует разделение между жонглёрами и,скажем,менестрелями. Менестрели сочиняли только стихи для представлений. Авторы мистерий сочиняли музыку, сами выступали в комических интермедиях. Из них сформировались будущие драматурги, которые затем перешли на сатиру.

           У русских скоморохов была другая функция - развлечение. Они были,прежде всего народными актёрами, совмещающие в себе несколько жанров: поэзию,драму,танец,кукольное и цирковое искусство. С XVI в. скоморохи стали объединяться в труппы. Их игрища назывались "позорища","потех",отсюда и произошло название "потешные ребята".Часто можно было их наблюдать на народных праздниках,гуляниях,Святках,масленице. За неделю до Рождества они устраивали "пещное" действие. На Троицкую субботу после плачей они могли петь и плясать. Основными инструментами скоморохов были и т.д. В народе ходили пословицы,авторство которых приписывают скоморохам: "Мздою,что уздою,обратишь и судью в твою волю","Молебен поёт,а пользы нет", "Кому тошно,а попу - в мошно", "Попам да клопам жить добро", "От трудов праведных не наживёшь палат каменных". Из пословиц можно понять, за что народ не любил духовенство,бояр. Уже в XIII в. митрополит Кирилл осуждал "позоры бесовские со свистанием и кличем,и воплем"[5:233]. Стоглав 1551 года осудил любые уличные представления и народную музыку. При Михаиле Фёдоровиче сжигали инструменты,а царский указ от 1648 года предписывал "выимать, изломать и сжечь...домры, и сурны, и гудки, и гусли,и хари,и всякие бесовские сосуды". О глумлении над любыми богочинными деяниями описано в памятнике народной культуры "Измарагд" XVI в.:"Вижьду бо не уныа токмо неиствыи, но и старыи, о них же велми тужно, егда вижю мужа от седин честна и дитя с собою на позоры ведуще или на пир. Что сего горе есть или чего дела сквернее - отец сына своего на зло ведёт"[4:27]. Но часто духовенство шло на уступки.Например,псалтыри были оформлены с заглавными буквами в виде скоморохов в шутовских костюмах.

           При царском дворе скоморохи появились уже при Иване Грозном. Он также содержал капеллу, для которой сам сочинял композиции. Бояре тоже не отставали от власти. Так, Артамон Сергеевич Матвеев был первым из приближённых к царской особе, которому разрешили открыть музыкальный салон на дому. У Натальи Кирилловны Матвеевой появился первый театр, чьим постановщиком являлся учитель немецкой школы Яган Грегори. Хоромы театра воздвигли в селе Преображенском. Таким образом, Немецкая слобода,созданная при Иване XIV в XVI в. сыграла большую роль в приобретении учителей и актёров. Иностранцы в России хотя и были населены за пределами Москвы, но стремились сохранять свой быт и культуру. 17 октября 1672 года была посавлена пьеса на библейский сюжет "Артаксерксово действо,или Эсфирь",ряд других пьес был заимствован как из Библии,так и из греческой мифологии,из истории среднего Востока. Учитель царевны Софьи Алексеевны симеон Полоцкий писал специально для театра.

          Музыка,которая сопровождала зрелища,создавалась оркестром из четырёх "штатных" музыкантов и восьми "игрецов",роль клавесина выполнял орган. Труппа насчитывала до 70 человек, исключительно была мужской по составу. Симеон Полоцкий основал также школьный театр. Хотя мистерии не прижились на Руси,но попытки создания этого жанра были. "Пещное действо" представляло собой не что иное, как переработку библейской легенды о трёх отроках,которые были наказаны за неповиновение вавилонскому царю Навохудоносору. Молитвы, певшиеся отроками, являлись седьмой и восьмой библейскими песнями. Действо исполнялось в предрождественское воскресенье и являлось частью богослужения[3:120].

         Можно сказать,что связь между народной драмой и духовной оказалась очень слабой. Поэтому все попытки привлечь скоморохов к развитию драматического действия и созданию самостоятельных произведений не увенчались успехом. Темы для театра часто контролировались со стороны хозяина. Алексей Михайлович со своим семейством хоть и был поклонником представлений, балета,но всегда "вечером шёл в баню смывать свой грех". После вступления на престол Фёдора Алексеевича в 1676 году театр в Преображенском был закрыт. Народ не мог содержать свой театр,как например, в Венеции или во Франции, поэтому он всегда превращался в придворный театр или вскоре закрывался. Роль музыки в театральных постановках была второстепенной, она только и делала, что закрывала реплики персонажей, комедийные эпизоды. В начале и в конце пелись хвалебные гимны хором. Хоры использовались и в школьной драме, распространённой среди духовенства. Известны имена драматургов Феофана Прокоповича и Дмитрия Туптало(Дмитрия Ростовского), которые стремились выйти за пределы религиозных догматических тем в своих произведениях. Всё большее распространение получали певческие школы. Особенно славилась новгородская школа,получившая расцвет уже в XVII веке. Но это уже совсем другой жанр.

          Литература:
         1 Бущик Л.,П. Иллюстрированная история СССР XV-XVII в.в./Л.П. Бущик;под ред. А.А.Зимина-М.:Просвещение,1970
         2 Домашний быт русских царей в XVI-XVII в.в.:По Забелину,Ключевскому,Карновичу и др/сост.М.Г. Волховской.-М.:Панорама,1992
         3 История русской музыки.С древнейших времён до середины XIX в./общ. ред. и предисловие А.И. Кандинского.-М.:Музыка,1990.
         4 Клибанов А.,И.Духовная культура средневековой Руси-М.:Аспект Пресс,1996
         5 Костомаров Н.,И. Очерк домашний жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII в.в./Н.И.Костомаров; под общ. ред.Н.И. Павленко.-М.:Республика,1992
         6 Старикова Л.Театральная жизнь старинной Москвы.Эпоха.Быт. Нравы.-М.:Искусство,1988.


Рецензии