Складки времени

Надежда Карманова - Юрий Басин

1. Предисловие
     Мы с Надюшей написали небольшой цикл новелл под общим названием "Складки времени". Откуда такое название? Из общей теории относительности Эйнштейна известно, что под действием гравитационных сил могут существовать такие искривления пространства и времени, внутри которых, к примеру, протекают события нашего далёкого прошлого. Попав туда, мы становимся свидетелями и даже участниками этих исторических событий. В складках времени, содержащих сравнительно недавние события, мы можем встретить самих себя, и поздороваться за руку с самим собой - школьником или понянчить самого себя - младенца. А можем попасть в параллельный мир, расположившийся в соседней складке пространства, где увидим самих себя и наших друзей с совершенно иной судьбой.
      Нам посчастливилось встретиться в одной из складок времени, и мы хотим вам об этом рассказать.

2. Дочь Лилит
     Новгород Великий - удивительный город. В таких местах действительно ощущаешь себя частью народа, и начинаешь понимать и чувствовать ЧТО защищали твои предки, как бы пафосно это ни звучало.
     Во время одной из своих очередных поездок в Новгород я целый день гуляла по кремлю, изрядно устала, и уже решила ехать домой. Но меня соблазнила тропинка вдоль крепостной стены, и я пошла по ней, огибая башни. В одной из башен я увидела приоткрытую дверцу, и заглянула в неё...
     ... яркий свет заходящего солнца ударил мне в глаза. Я закрыла лицо руками, и на какое-то время потеряла способность ориентироваться в пространстве. Буквально через несколько секунд всё пришло в норму, и я с любопытством огляделась. По идее я должна была находиться внутри башни кремля, однако вокруг был парк, почему-то смутно мне знакомый, хотя я точно знала, что не бывала здесь никогда. И еще одна странность - после долгого знойного летнего дня я попала в спокойную прохладу, как будто уже пройден пик изнуряющей жары, а зябкий ветер осени ещё не напоминает нам о мимолётности бытия.
    С каждым шагом я углублялась в парк, широкая аллея постепенно превращалась в узкую тропинку, но странное дело - никакого беспокойства по этому поводу я не испытывала. Впереди у тропинки показалась скамейка, и на ней в сгущающихся сумерках четко вырисовывался силуэт сидящей женщины. Она повернула голову в мою сторону, и назвала меня по имени. От неожиданности я остановилась.
    - Вы мне?
    - Конечно тебе. Иди скорее, я уже давно тебя жду.
    - Кто вы? Откуда вы знаете моё имя?
Женщина тихо засмеялась, и жестом пригласила меня присесть рядом с ней на скамейку.
    - Расскажи, как и зачем ты пришла сюда.
Я сбивчиво начала рассказывать ей про приоткрытую дверь, что я заблудилась, что мне пора домой, а я не знаю, как отсюда выбраться.
    - Детка, ты всё не то говоришь. Ты же сама искала встречи со мной. Так о чём ты хотела спросить меня?
    - Почему вы называете меня деткой? - спросила я, начиная испытывать лёгкую панику.
    - Потому что ты заблудилась во времени и пространстве, как маленький ребёнок в лесу, потому что ты сама толком не знаешь, чего ты хочешь и что ищешь, потому что ты - дочь Евы. А я - дочь Лилит.
    - Лилит? Той самой Лилит?! - я невольно отодвинулась от нее.
    - Да, той самой Лилит. А теперь забудь всё, что ты слышала или читала о Лилит, и выслушай меня.

    Если ты помнишь, Творец создал Еву из ребра Адама, то есть она была его плотью. Его! Поняла? Но сначала Бог сотворил Лилит, точно так же как и Адама, то есть сделал их равными во всём. Однако Адам захотел быть главным. Он познал с Лилит истинную любовь, но смалодушничал, и отказался от неё.
    Первородный грех совершила вовсе не Ева, его совершил Адам, когда воспользовавшись свободой выбора, предпочёл власть над женщиной и её плотью. И Творец изгнал из Эдемского сада вовсе не Лилит, а Адама, создав ему в утешение то, что он хотел - его женщину, Еву. Адам стал главным, он и его потомки создали мужской мир, основанный на мужских правилах. Даже своего бога они сделали мужчиной. А уже служители этого бога-мужчины сотворили из Лилит исчадие ада. Ведь Лилит настаивала на своём равенстве с Адамом во всём, включая брачное ложе. А раз с Адамом, значит и со всеми мужчинами до конца времен.
    По версии священнослужителей-мужчин, Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трёх ангелов, чтобы уговорить её вернуться. Если же она откажется возвращаться к Адаму, Господь повелел превратить её в пар. Ангелы настигли её на границе дня и ночи, но Лилит отказалась вернуться, решив, что лучше быть облачком пара, чем оказаться зависимой от кого бы то ни было. Суеверные люди верят, что она по сей день бродит по земле призраком. А еврейские легенды описывают её как демона с женским лицом, длинными волосами и чёрными крыльями. Демона, который препятствует земным женщинам разрешиться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны. Во всём этом бреде неудовлетворённого мужского самолюбия и гордыни верно только одно - от Лилит в вашем мире действительно осталось лишь облачко смутных воспоминаний и вечное желание мужчин обрести ту единственную, с которой они способны слиться в единое целое не только физически, не только телом, но и душой. Лучших из ваших мужчин мы, дочери Лилит, иногда навещаем. Ты наверняка помнишь, например, такие строки:
                Когда я ночью жду её прихода,
                Жизнь, кажется, висит на волоске.
                Что почести, что юность, что свобода
                Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
                И вот вошла. Откинув покрывало,
                Внимательно взглянула на меня,
                Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
                Страницы Ада?" Отвечает: "Я!"
     - Конечно помню! Это Анна Ахматова! Она тоже дочь Лилит?!
     - Немножко. Все женщины, все дочери Евы в чём-то немножко дочери Лилит. Это им передалось от Адама, который не смог забыть Лилит. Но слушай дальше! Лилит, убегая от погони, на границе дня и ночи перешла в параллельный мир, в котором нет места диалектике, поскольку в основу его заложены не принципы логики, а законы любви. Да-да, не удивляйся. Ты и сама можешь выстроить для себя такой мир, только поверь в него и сделай первый шаг. Поиграй в эту игру - тебе понравится. Все, и мы, и вы - это духовные существа, получающие опыт жизни в человеческой форме. Мы - просто энергия, которая не может умереть, а лишь меняет свои формы. У Творца безграничные возможности, и каждый из нас получает то, что сам себе напророчил, сам захотел и сам сотворил. Вот ты, например, стремишься понять, что такое любовь ...
   - Что такое любовь, скажите мне, - прервала я её на полуслове, - мне очень важно узнать и понять это!
   - Любовь для души - это то же, что пища для тела. Без пищи тело слабеет и умирает, а без любви слабеет  душа. Человек может быть богатым, здоровым, знаменитым, но он не может быть нормальным, таким, каким его создал Творец, если он не хочет знать, к чему действительно надо стремиться, а чего избегать.
     Самое важное в любви - это стремление соединить Я и ТЫ в одно целое. Ты можешь сейчас не понять  этого, но желание любви действительно доказывает существование Творца. Других доказательств просто нет. Кто хочет избежать любви, никогда не сможет достичь гармонии в душе и мира с самим собой. Потому что в полной мере начинаешь осознавать себя только тогда, когда твоё присутствие усиливается присутствием другого. И это выводит из замкнутого мира под пустым небом.
    Бывает, что человек не желает ни растворяться, ни соединяться с кем бы то ни было, сомневаясь, сможет ли он вернуться назад. Сохранит ли он свою личность, свою индивидуальность? И ум решает не рисковать: так, по крайней мере, ты есть. Несчастный, ненасыщенный, жаждущий чего-то не определяемого словами, но есть! А тут надо вдруг исчезнуть как индивидуальность в какой-то там любви! Какая гарантия, что там, в этой самой любви, будет радость и счастье? А если нет?  Можно ли будет  возвратиться назад, если там не понравится? Ум - это очень деловой, вычисляющий механизм, он не имеет никакого отношения к любви. Любовь всегда для ума будет хаосом, она будет мешать ему думать. Примерно это и произошло когда-то с Адамом, и он возжелал не любви, а обладания.
    Но любовь свободна и равноправна, она не может быть ревнивой, потому что любовь не может владеть. Ты кем-то владеешь - это значит, что ты кого-то превратил в собственность, в свою забаву, игрушку, а значит всегда есть вероятность потерять свою собственность. И ты цепляешься за ревность. А фактически ты боишься потерять свою собственность. Любовь должна давать свободу. Сжатая в кулак рука пуста.
    - Вы всё время говорите о духовной любви. А физическая любовь, сексуальное влечение?
    - Это может быть просто биологические влечение двух тел, мужского и женского начала, инь и янь, положительной и отрицательной энергии, которые притягивают друг друга. Сексуальность - самый первый, низший тип любви. В ней нет ничего плохого, потому что эта любовь тоже прекрасна. Но если у тебя нет ничего, кроме секса, у тебя вообще ничего нет! Потому что в этом случае ты только инструмент, ты превращаешься в биомашину, фабрику по воспроизводству, то есть добровольно отказываешься от дарованной тебе божественной искры, и спускаешься на ступень ниже, в царство животных.
    Но если ты можешь постичь любовь как свою настоящую сущность, а любовь к другому человеку - как глубокую дружбу, как общий синхронный танец двух сердец, когда они почти становятся одним, тебе не нужно никакой другой духовности. Ты её нашла!  Секс - это основание, но не вершина. Когда секс заменяет любовь, жизнь проживается напрасно. Представь, что ты всё время закладываешь фундаменты, но так и не возводишь здание, для которого этот фундамент предназначен. Любят не только тело партнера, а всё его существо, само его присутствие. Он ценен для вас сам по себе. Если этого нет, неизбежно приходит разочарование, расстояние становится больше, начинаются ссоры, конфликты, борьба. И жизнь, которая должна была стать счастливой, превращается в бесконечное несчастье.
Но мне пора уходить. Смотри, через несколько минут солнце скроется, мы уже на границе ночи.
    - Но ведь ночь имеет две границы - вечернюю и утреннюю.
    - Верно! Поэтому, если захочешь, ты можешь продолжить разговор с другим собеседником, он уже спешит сюда с берега океана. И помни, детка, каждое препятствие на твоем пути - это всего лишь ступенька вверх. Ага, вот его светлая рубашка уже мелькает среди зелени. Прощай, мне пора.
    - Погодите, последний вопрос: мы когда-нибудь встретимся с моим собеседником в моём, дневном мире?
    - Все наши самопророчества рано или поздно осуществятся. 
    Я обернулась в ту сторону, куда смотрела эта странная женщина, но никого не увидела.Только почувствовала на своём лице легкое прикосновение вечернего тумана.

3. Принц Энрике
      Мой друг побывал в турпоездке по Португалии, и остался в восторге от этой страны. Когда я выбирал, куда мне поехать на месяц без больших затрат, учитывая мои скромные сбережения, он посоветовал ехать в Португалию. Я не стал связываться с турбюро, взял авиабилет до Лиссабона, оттуда доехал поездом до Порту, там пересел на автобус, и через три часа вышел на конечной остановке в маленькой рыбацкой деревушке на берегу океана. До этого я не знал о её существовании, просто ехал наугад. Мой друг сказал мне, что португальцы добрый и отзывчивый народ, и я в любом случае не пропаду, куда бы я ни приехал.
      Он оказался прав. Там же на остановке мне рассказали, где я смогу устроиться, я нашёл этот уютный домик на самом берегу, и хозяйка меня очень радушно приняла. Тут же по-быстрому приготовила мне вкуснейший холодный суп "гаспаччо". Я убедился, что это самая вкусная еда в жаркий день, не зря её так любят португальцы и испанцы.
     На второй день своей жизни в деревушке я решил прогуляться вдоль берега. Положил в рюкзачок термос с кофе, несколько галет и пачку сигарет. Узнав, что я хочу пойти к югу от деревушки, хозяйка кое-как объяснила мне, что местные жители не любят туда ходить. Там "estranho", сказала она. Слово созвучно с русским "странно". Большего я от неё не смог добиться. По-английски она знала всего несколько слов, как и я по-португальски. Спрашивать кого-то ещё я не стал. Почему я должен чего-то опасаться?
      Погода была прекрасная, море тихое, только небольшие пологие волны набегали на пляж, и шипя откатывались назад. Я прошёл несколько километров быстрым шагом по мокрому плотному песку. Справа на горизонте виднелась непрерывная цепочка судов, шедших в сторону Европы с интервалом всего с десяток корпусов. Прямо караван! Здесь очень интенсивное движение. Зайдя за небольшой каменистый мысок, я взглянул на море, и поразился. Ни одного судна, чистый горизонт! Ну не может быть, чтобы они отошли так далеко от берега. Прошёл ещё немного - нет судов. Решил вернуться обратно. Когда дошёл до самого острия мысочка, на горизонте начали смутно вырисовываться суда. Несколько шагов - и они видны очень чётко на том же расстоянии, где были видны до сих пор! Медленно иду обратно, не сводя глаз с горизонта. Линия горизонта отчётливо видна, никаких признаков тумана - а контуры судов расплываются и бесследно тают. Так вот это "estranho", о котором говорила хозяйка!
      После некоторых колебаний я решил идти дальше. Какой-то большой опасности для меня на этом берегу скорей всего нет, иначе хозяйка предупредила бы. Ну, а странности - это интересно! Пока ещё только утро, до полудня есть время, там сделаю привальчик, и пойду обратно. Или уже дойду до соседней деревни, а оттуда вернусь автобусом.
      Через некоторое время невдалеке от берега показалось судно. Но какое! Две мачты с треугольными "латинскими" парусами, высокая кормовая надстройка. Это не рыбацкая шхуна и не яхта. Это средневековая португальская каравелла!
    А-а! Ну конечно! Снимают кино! Вон я вижу впереди на берегу каких-то людей, наверное это съёмочная группа. Солнце бьёт в глаза, не даёт их рассмотреть. Они двигаются мне навстречу. Вот уже видно, что они тоже в средневековых костюмах. Латы, на головах металлические шлемы, в руках алебарды. В середине этой группы на лошади едет человек в богатом средневековом костюме очень знатного лица. Значит, это массовка. А где камеры, где операторы, режиссёр? Их не видно.
      Между тем вооружённые алебардами люди окружили меня плотным кольцом, и направили на меня острия алебард. Это ещё что такое?! Всадник спросил меня о чём-то по-португальски. Я ответил по-английски, что не говорю по-португальски. Он перешёл на английский, но очень странный. Например, обращаясь ко мне, он употребил слово "thou", устаревшее "ты" вместо "you". Через несколько слов я понял, что он говорит на староанглийском. Он спросил меня, кто я, почему я так странно одет, и как я появился во владениях его христианнейшего величества, правителя моря, короля Жуана Первого.
      Дело принимало серьёзный оборот. Я уже понял, что это никакие не киносъёмки, а я действительно оказался в Португалии начала XV века. Но как это могло произойти?!
      У меня, как и у многих моих друзей, два высших образования: военное и гражданское. По военному образованию я моряк, штурман. По гражданскому - историк. Из университетского курса западноевропейской истории я помню, что геральдическим символом португальских королей был белый квадрат с пятью маленькими синими щитами.
      На белом плаще всадника был именно такой знак. Значит, он из королевской семьи! Кроме того, на левой стороне плаща ниже королевской эмблемы был нашит большой мальтийский крест Великого Магистра ордена тамплиеров. Тут уже не оставалось никаких сомнений. Великим Магистром возрождённого ордена был младший сын короля, принц Энрике, Генрих Мореплаватель.
      Я обратился к нему "Dom Henrique o Navegador", чем немало его удивил. Он соскочил с лошади, передал поводья одному из стражников, остальным приказал жестом отойти от меня. Спросил меня: "Почему ты назвал меня Navegador, то есть Мореплаватель? Ведь я даже ни разу не выходил в море на корабле!" Я ответил, что такое прозвище закрепилось за ним в истории в память о его заслугах по развитию навигационных наук и организации морских исследовательских экспедиций. Тогда принц Энрике сказал:
      - Значит, ты из будущего! В этом месте уже не в первый раз встречают странно одетых людей, которые утверждают, что они из будущего. Но это в основном малограмотные рыбаки, которые не могут толком ответить на мои вопросы. Скажи, наша земля круглая или плоская?
      - Наша земля - шар.
      - А ты не знаешь, каков диаметр этого шара?
      - Приблизительно две с половиной тысячи английских лиг.
      - У меня к тебе ещё много вопросов, но я боюсь, что мы с тобой не успеем поговорить. Видишь, где солнце? Уже наступил полдень. Сейчас мы перестанем видеть и слышать друг друга, потому что каждый из нас вернётся в своё время. Такая удачная встреча, как сегодня у нас, бывает только в дни равноденствий. Сегодня осеннее равноденствие. Прощай, человек из будущего!
      С этими словами принц Энрике и стражники стали растворяться в воздухе, каравелла исчезла, а на горизонте появилась отчетливо видная цепочка современных судов, плывущих на север, в Европу.
      Когда я вернулся домой, и как смог рассказал своей квартирной хозяйке о случившемся со мной, она необыкновенно взволновалась, схватилась за свою необъятную грудь, и мне пришлось налить ей рюмочку португальского бренди Aquardente Ferreira. Кстати, рекомендую. Бренди рекомендую, кто сказал "хозяйку"?! Успокоившись, она рассказала мне историю своего покойного мужа.
      Мою хозяйку зовут Мануэла, а если полностью, то Мануэла Филипа Гимарайнш да Коста Гомеш Силва. Её мужа звали Родригу, он был рыбак. Однажды он ставил сети в море за тем самым мыском, где я сегодня встретил принца Энрике. Было такое же прекрасное утро и тихое море, как сегодня.
      Надо признать, Родригу был большим любителем красного сухого Barca Velha из Монти-Дору. Никогда не выходил в море без оплетённой трёхпинтовой бутылочки Барса Велья. Вот и на этот раз, поставив сети, Родригу вытащил из-под кормовой банки прохладную бутылочку "старой баржи", как переводится на русский язык "барса велья", и хорошо к ней приложился. Солнышко ласково пригревало, лодку слегка покачивало, и Родригу задремал.
      Проснулся он от плеска вёсел рядом со своей лодкой. Открыв глаза, он решил, что всё ещё спит. Прямо на него плыла огромная лодка с множеством вёсел по бортам. Такие Родригу раньше видел только на картинках. Это была старинная галера! Не успел Родригу схватиться за вёсла, как галера со всего хода протаранила его лодку, и он очутился в воде. Тут же несколько сильных рук вытащили его из воды, и бросили на палубу. Перед ним стояли три смуглых незнакомца в белых бурнусах и чалмах, о чём-то гортанно переговаривались между собой, и радостно скалили белые зубы. "Санта Изабела, это же мавры!" - только успел подумать Родригу, как получил сильный удар плёткой по спине. Он оглянулся: здоровенный чёрно-синий негр показывал ему на пустовавшее место гребца по правому борту и лежащее под банками весло. Родригу покорно вытащил из-под банки тяжёлое вальковое весло, вставил его в уключину, и начал грести, приноравливаясь к остальным гребцам. Негр ещё разок стеганул его по спине плёткой, но уже не так сильно, просто для порядка.
      Сколько времени Родригу пробыл на галере, он не помнил. Время потеряло для него всякий смысл. От непосильной непрерывной работы веслом даже он, привычный к этой работе рыбак, впадал в забытьё и грёб в полубессознательном состоянии, видя перед собой только сгорбленную спину впереди сидящего гребца. Среди гребцов были самые разные люди: белые и негры, портовая чернь и крестьяне, марокканцы, венецианцы, греки. Никто не говорил по-португальски. Единственный человек, который понимал Родригу, был однорукий испанец по имени Мигель Сервантес де Сааведра. Он говорил, что он испанский офицер, и попал в плен к маврам во время сражения, когда лишился руки.
      Хозяева галеры были купцы-мавры, торговавшие пряностями. За товаром ходили в Венецию и Геную, и привозили его в испанские порты, а в Португалию ходили очень редко. Родригу давно уже смирился со своей жалкой участью, и свою прежнюю жизнь почти не вспоминал. Однажды галера проходила вблизи берега, который показался ему знакомым. Вот мысок, около которого его полгода назад взяли в плен мавры, вот на этом месте должна быть его деревушка, а её нет! Куда же она подевалась? Родригу вспомнил свою жену Мануэлу, и его охватила такая острая тоска, что он бросил грести, перевалился через борт галеры, и поплыл к берегу. Остальные гребцы продолжали тупо грести, негр-надсмотрщик смотрел на купцов, и не сразу обратил внимание на побег одного из гребцов, а купцы стояли на кормовой палубе своими большими белыми задами кверху, совершая полуденный намаз. Родригу уже почти доплыл до берега, когда галера наконец развернулась и погналась за ним.
      И вдруг она исчезла! Родригу выполз на берег, всё ещё не веря в своё спасение. Никакой галеры не было видно, а на горизонте шли привычной цепочкой современные суда. Родригу зашёл за мысок, и увидел свою деревню на том же месте, где она всегда была. Он постеснялся идти днём в деревню, и отсиживался за большим камнем до темноты, а вечером явился к Мануэле. Увидев его, оборванного, страшно исхудавшего, сожжёного солнцем и обросшего бородой, она его сначала не узнала. И только ясные голубые глаза, за которые она его когда-то полюбила, сказали ей, что это её любимый муж. Правда, она не поверила ни единому слову из того, что он ей рассказывал. Мужчины все как один лгуны и коварные изменники. Наверное побежал за какой-нибудь юбкой, вот она его и довела до такой жизни. Но добрая Мануэла уже заранее всё ему простила. Главное - он жив и рядом!
      Родригу после этого жил недолго. Первая же сильная простуда, на которые он раньше не обращал внимание, свела его в могилу.
      Выслушав печальный рассказ Мануэлы, я тоже выпил за её здоровье рюмочку Aquardente Ferreira (рекомендую!), собрал свою дорожную сумку, расплатился с хозяйкой, записал рецепт супа "гаспаччо", и отправился на автобусную остановку. Хозяйка была очень огорчена моим отъездом, и просила ещё немного пожить у неё, но я не мог ждать ни минуты. Меня неотступно преследовало странное видение: скамейка у тропинки в старом парке, и в неугасающих сумерках там ждёт меня кто-то, кого я совсем не знаю, но кто дороже мне всех на свете.

4. Адам и Ева
    Дочь Лилит растворилась в тумане, оставив меня в замешательстве. Я, взрослая разумная женщина, сижу и всерьёз размышляю над словами мифического существа, привидевшегося мне то ли наяву, то ли во сне.  Да и что она сказала мне такого, чего я не знала раньше? Она только облекла в слова то, что я чувствовала и о чем догадывалась, но не могла объяснить. Стоп, кто этот незнакомый мужчина в светлой рубашке, который сидит рядом со мной, смотрит на меня с любопытством и улыбается? Хотя да, она же сказала, что ко мне спешит собеседник!
   - Привет! Ты с берега океана?
   - Да!
   - А как ты меня нашёл?
   - Я сам этого не знаю. Я куда-то весь день летел, потом ехал, потом шёл, пока не увидел в сумерках эту скамейку и тебя на ней. Ты была в такой глубокой задумчивости, что не заметила, как я подошёл и сел рядом с тобой. А откуда ты знаешь, что я с берега океана?
   - Мне сказала об этом дочь Лилит.
   - Дочь Лилит?!
   - Да. А ты знаешь, кто такая Лилит?
   - Конечно! Я читал о ней в Каббале. Я же еврей. Кстати, тебя не смущает то, что я еврей?
   - Нисколько! Расскажи, что ты знаешь о Лилит.
   - Иудеи считают её исчадием ада, а её детей - детьми Сатаны.
   - И ты с этим согласен?
   - Нет! Лилит - женщина, а я никогда не думаю о женщинах плохо.
   - Почему?
   - Если обратиться к легенде о Лилит, то Адам и Лилит были созданы одновременно, из одного материала, и обладали равными способностями. Возгордившись, Адам отверг Лилит, и упросил Бога создать ему не Женщину, а просто жену, глупую домашнюю тёлку, всегда готовую отдаться мужу. Но вместе с потерей ребра Адам утратил значительную часть своих способностей, поглупел, стал некрасивым, даже уродливым. А Ева не только сохранила достоинства Лилит, но и умножила их за счёт утерянных способностей Адама.
    - Думаю, в этом ты не прав. Если Адам утратил часть своих способностей, то эту потерю разделила с ним и Ева. А потом эта участь постигла и весь род человеческий.
    - И тем не менее, в женщинах наше спасение. Если бы не было матриархата, человечество не выжило бы. Оно и сейчас ещё не докатилось до самоуничтожения только потому, что элементы матриархата в человеческом обществе существовали всегда, и сейчас существуют.
    - Есть разные мнения насчет матриархата. Ты когда-нибудь работал с женщиной-начальником? Извини, я перебила.
    - Ничего. Насчёт женщины-начальника поговорим как-нибудь отдельно. Я думаю, что Природа или Бог создали женщин красивее, умнее, тоньше, талантливее мужчин для того, чтобы они передавали эти качества своим детям, и тем обеспечивали выживание человечества как биологического вида. Но далеко не все женщины хотят пользоваться этими дарами. Они прячут их, прикидываются дурочками. Пусть тебе это не покажется обидным, но я думаю, что они так увиливают от ответственности за будущее всего человеческого рода, перекладывают эту ответственность на мужчин. Но ведь мужчины глупее, морально слабее, духовно беднее, чем женщины. Разве не видно, до чего они довели человеческую цивилизацию? Разве не пора женщинам отстранить мужчин от ключевых позиций руководства миром? Сами они не уйдут, их надо заставить. Как? У женщин есть очень сильное, непобедимое оружие - это их плоть, вожделенная для мужчин. Они должны допускать к себе мужчин только при соблюдении ими жёстких условий, которые уже давно выработаны человечеством.
    - Ты предлагаешь женщине манипулировать мужчиной при помощи своей плоти? Но это же наивно и глупо! Ещё ни одна женщина не удержала возле себя мужчину, заметь - любимого мужчину! - при помощи только своей плоти. Мужчине этого мало, ему подавай весь мир! И это правильно, иначе человечество так и осталось бы в пещерах - это в лучшем случае.
     - А почему ты считаешь, что именно мужчины вытащили человечество из пещер?
     - Потому что женщины по своей природе более консервативны, они - хранительницы очага, берегини, обеспечивающие тыл. А мужчины - завоеватели, покорители новых территорий, защитники наконец. Нет, я не считаю мужчин глупыми, некрасивыми, и тем более уродливыми. Хотя бы по той простой причине, что родила их на свет женщина. Как мать может считать своё дитя глупым и уродливым? Хорошие и плохие качества детям передают оба родителя. То, о чём ты говоришь, скорее вопросы воспитания и социализации, ведь как правило ребёнка в младенчестве воспитывает мать, а мужчина обеспечивает ей такую возможность. Знаешь, когда ребёнок рождается красивым и талантливым? Когда он зачат в любви! А если рассуждать об ответственности мужчины и женщины перед Природой, то ответственность мужчины - сохранить род, а женщины - вид. В этом нет противоречия, скорее - это разумное разделение функций, выработанное Природой. Признаться, не приходилось мне слышать подобных речей из уст мужчины. Скажи, в чём подвох? Ты специально провоцируешь меня, да? А сам внутренне посмеиваешься и ждёшь, что я попадусь на твою скрытую лесть по отношению ко всем женщинам, а значит и по отношению ко мне. Сознайся, так оно и есть, дорогой мужчина по имени... а кстати, как тебя зовут?
    - Адам. А тебя?
    - Адам? Подходящее имя для нашей беседы! Тогда называй меня Евой.
    - Ева в переводе с древнееврейского "подательница жизни". А Адам - "созданный из красной глины", из праха земного.
     - Я не знала этого. Вот видишь, даже в наших именах заложено то, что отличает нас друг от друга. Но есть то, что нас всегда будет объединять - это любовь.
     - Думаю, эта тема заслуживает отдельного разговора при следующей встрече. Кстати, как мы с тобой встретимся?
     - Да, вопрос... Думаю, если наша встреча состоялась при столь необычных обстоятельствах, должен быть необычный способ ещё раз встретиться, хотя бы для того, чтобы продолжить нашу беседу. У тебя телефон с собой? Попробуй мне позвонить. Набирай номер, диктую  ..., есть вызов! говори.
     - Ева, я здесь!
     - Я тоже здесь, Адам!

5. О любви
      - Ева, я здесь!
      - Я тоже здесь, Адам. Добрый вечер!
      - Добрый вечер, Ева! Мы с тобой хотели поговорить о любви.
      - Я могу говорить о любви только с точки зрения женщины, то есть так, как это понимаю я. Тебе это интересно?
      - Мне интересно всё, что ты скажешь, иначе меня бы здесь не было.
      - Хорошо. Ты наверняка слышал легенду о том, что мужчина и женщина когда-то были едины, а потом боги их разъединили. С тех пор душа и тело женщины жаждет заполнить пустоту любовью мужчины. Мы, люди, всё запутали, и живём в мире заблуждений, не понимая ни друг друга, ни себя. Каждый раз, встречая мужчину, женщина надеется, что он будет любить её. А он просто использует её для удовлетворения своих потребностей, предаёт её раз за разом. Взамен он получает её депрессии, слёзы, истерики и скандалы. В результате пара расходится или женщина во имя сохранения семьи подавляет свои эмоции, что приводит к её физическим недугам.
      - А мужчина?
      - А мужчина получает свою порцию негатива - он становится агрессивным, даже злобным, пытается реализоваться в работе, в материальном накоплении - всё только для того, чтобы компенсировать недостаток любви. Но взамен получает постоянное ощущение вины и неуверенности в себе, потому что в глубине души понимает - он не может дать своей женщине того, что она так ждёт от него. Именно в этом кроются причины сексуальных расстройств у мужчин, пьянства, склонности к разврату, и так далее.
     - Ты нарисовала ужасную картину! И во всём этом виновата любовь?
     - В этом виновата не любовь, а её отсутствие. Природа или Бог создали человека, который постоянно нуждается в пище, солнечном свете, сне. Точно так же он нуждается в любви, причём не только в той, которую он получает, но и в той, которую даёт сам. Человек просто предназначен для любви, она его движущая сила, а вовсе не работа, не власть и не деньги. Посмотри, как всё разумно устроено: женщина - один полюс, полюс спокойствия, притягивающий мужчину, как живой магнит. Ей для этого даже ничего не надо делать, достаточно просто быть женщиной. А мужчина - другой полюс, полюс активности. Они изначально необходимы друг другу для того, чтобы получить от другого недостающую энергию и отдать ему избыток своей. Единственное, что действительно важно для женщины - это готовность мужчины принять её любовь, её женскую энергию. Но женщина устроена так, что она может дать только то, что мужчина способен принять. Ты с этим согласен?
      - Продолжай, я своё мнение потом выскажу.
      - Хорошо. Если женщина любит, она способна на многое закрыть глаза, но её любовь в одиночку не может высвободить глубинную энергию, которую она может отдать только любящему мужчине, и эта энергия начинает разрушать её изнутри. И тогда мужчина может увидеть демона, которого сам и сотворил. Женщина не прощает ему несправедливости в любви. Того, что вместо любви мужчина предлагает ей только секс. Она знает, что это не любовь, что через минуту он потеряет к ней интерес, и она останется один на один со своим очередным разочарованием.
      - Опять ты всё сводишь к сексу!
      - Неправда! К сексу всё сводит мужчина. Природа дала ему своё лучшее изобретение не для удовлетворения своего сексуального голода, а для того, чтобы творить любовь вместе с женщиной. Женщина - принимающая сторона, мужчина - дающая, и он должен быть готов дать своей любимой не только овеществлённую энергию - своё семя, но и весь мир впридачу, ибо его предназначение - любить женщину. А предназначение женщины - принять всё это.
      - Так что должен делать мужчина?
      - Любить женщину. Не только сексом с ней заниматься, а и любить. Слушать её тело, не оставлять её одну, думая о чём-то или о ком-то другом, когда вы вместе, восхищаться ею, служить ей, как своей богине. И ты увидишь, как, может быть не сразу, не за один раз, но обязательно всё изменится - и ты, и она, и весь мир вокруг вас.
    - Ты закончила? Хорошо. Теперь вот тебе моя точка зрения. Тебя послушать, так во всём виноват мужчина. Но не надо упрощать, тем более всё сводить к сексу. Поверь мне, мужчина так же хочет любви, и так же готов её отдавать, как и женщина. И очень часто, я даже могу сказать, что в большинстве случаев, он встречается с тем же явлением, о котором только что говорила ты. Любимая женщина не хочет принимать его любовь! Либо она любит кого-то другого, либо вообще не любит никого. Не способна, не готова! Ты согласна со мной, что к любви нужно готовиться, готовить свою душу, тело, понимать, что тебе хочется? Девушки все хотят выйти замуж. Подвенечное платье, свадебная церемония, марш Мендельсона, завистливые взгляды подруг. Ах, какое счастье! И какой-то хмырь стоит тут рядом, называется "жених". Ну, без него нет красивой церемонии. Но на следующее утро оказывается, что этот хмырь - муж, и надо его любить. Однако что-то не хочется...
     - Ну ты и нарисовал картину!
     - Ну не страшнее твоей! Видит Бог, я очень хорошо отношусь к женщинам, считаю их неземными существами, и в то же время критически отношусь к собратьям-мужчинам. И несмотря на это, я должен сказать, что очень многие женщины вообще не знают, что такое любовь к мужчине. А если уж говорить о сексе, то женщины в этом отношении не менее активны, чем мужчины. Изобретение эффективных противозачаточных средств и последовавшая за этим сексуальная революция очень наглядно показала, что женщины ищут просто секса даже чаще, чем мужчины. Только не нужно говорить, что их мужчины развратили!
      - Я этого не говорю.
      - Статистика разводов показывает, что в большинстве случаев их инициаторами являются женщины. Статистика супружеских измен по результатам социальных опросов показывает примерно равное их число у мужчин и женщин. Но надо учесть, что мужчины любят преувеличивать число своих любовных побед, а женщины из скромности склонны их скрывать. Как можно изменять любимому мужчине, если ты его любишь? Ерунда, нонсенс. Значит, большинство женщин не любят своих мужей. Ты можешь со мной не согласиться, но я думаю, что женщина по-настоящему способна любить только своих детей. Даже тех, которых ещё нет. А в мужчине она любит отца своих будущих детей. Но очень часто с появлением ребёнка женщина всю свою любовь переключает на него. И это естественно. Её предназначение в этом, и ни в чём другом. Вот когда мужчина чувствует своё одиночество, свою ненужность! Он конечно в это время очень востребован как защитник, как добытчик. Но в постель к жене не лезь, она не хочет. И целовать её не смей, на тебе прямо кишат микробы! Малыша заразишь...
     - Ну хватит, уже понятно, что мы не придём к единому мнению. Я бы могла возразить тебе по каждому пункту, но не стану этого делать, потому что это твое мнение, твой опыт.
     - Так и должно быть. Мы же разные. И в то же время не можем жить друг без друга.
     - Адам, давай при нашей следущей встрече больше не будем решать глобальные вопросы. В них сколько людей, столько мнений.
     - Хорошо. Давай в следующий раз каждый из нас расскажет какую-нибудь загадочную историю, происшедшую с ним или с его знакомыми.
     - Хорошая идея! До встречи, Адам!
     - До встречи, Ева!

6. Моисей
      - Ева, добрый вечер!
      - Добрый вечер, Адам! Ты меня вызывал?
      - Да, я хочу рассказать тебе удивительный сон, который я сегодня видел. Я теперь сомневаюсь, был ли это сон.
      - Как интересно! Скорей рассказывай!
      - Сначала я хочу рассказать историю, которая произошла со мной в детстве. Моя украинская бабушка рассказывала мне много сказок, и среди них, как я теперь понимаю, вставляла эпизоды из Ветхого Завета. Она была верующей. Один из таких рассказов был о том, как люди в древности строили высоченную башню, чтобы добраться до Бога. Но Бог разгневался, и сделал так, что каждый из этих людей стал говорить на своём языке, которого не понимали остальные. Башню так и не достроили, а люди стали говорить на разных языках.
       В том, что люди говорят на разных языках, для меня не было ничего удивительного. У нас в семье все говорили по-русски, но мои украинские бабушка с дедушкой говорили между собой по-украински, мои еврейские бабушка с дедушкой говорили на идиш, соседи во дворе говорили по-татарски, а караимы на базаре и вовсе лопотали на каком-то странном языке. Но мне стало интересно, на каком же языке говорили те люди, что строили башню к Богу? Я спросил об этом бабушку, но она того языка не знала. Я стал канючить: "Ба, ну ты же старенькая, должна его помнить!" Но бабушка сказала, что это было задолго до её рождения, и велела мне засыпать.
       Я заснул, и увидел во сне уходящую за облака красивую белую башню, а вокруг неё бородатые люди в длинных белых рубашках везут вверх по мосткам тачки с белыми каменными блоками. И разговаривают между собой на языке, которого я никогда раньше не слышал, но понимаю на нём каждое слово! Когда я проснулся утром, я сразу заговорил с бабушкой на этом языке, но она меня не поняла, и велела мне поскорее вставать и умываться. А потом я всё забыл.
      - Жаль! Может быть это было эсперанто?
      - Может быть. Я не знаю эсперанто. А мой сегодняшний сон тебе не интересен?
      - Ещё как интересен! Ты говорил во сне на этом языке?
      - Ну ты настоящая дочь Евы! Всё тебе надо сразу. Не торопись, я всё расскажу по порядку.
      - А ты типичный сын Адама. Всё тебе надо обстоятельно, по полочкам. Ну извини, я больше не буду перебивать. Рассказывай.
      - Так вот, я вчера уснул, и мне приснилось, будто я не сплю, а иду куда-то по пустыне. Причём пустыня не аравийская, не песчаная, в вроде Негева или Синайской - каменистая, и вокруг невысокие горы с осыпями серого щебня на склонах. Хотя время далеко за полночь, вокруг всё довольно хорошо видно: светит луна, и яркие звёзды сияют над головой. Кроме того, над ближайшей горкой стоит какое-то красноватое зарево. Я обхожу эту горку, и вижу за ней на равнине великое множество костров, почти до самого горизонта. Дым от них поднимается вверх, и подсвеченный снизу пламенем костров, образует то зарево, которое я видел.
      Я одет так, как обычно хожу днём, то есть в шорты и лёгкую рубашку с короткими рукавами. Ночью уже прохладно, и меня тянет к кострам, к теплу. Я подошёл поближе: вокруг каждого костра, лёжа на земле, спят люди. Некоторые на подстилках, и закутаны в плащи, а некоторые прямо на нагретой за день мелкой щебёнке, и в одних только длинных рубашках из грубого холста. Я нашёл свободное местечко около одного из костров, лёг, согрелся и уснул.
       Проснулся от довольно сильных ударов в бок чем-то твёрдым. Уже светало, костёр погас. Надо мной стояли два молодых человека в серых шерстяных плащах, с копьями. Один из них тыкал меня копьём в бок, спасибо что не остриём, а тупым концом древка. Увидев, что я проснулся, он спросил меня на языке, очень похожем на иврит, кто я такой. Я ответил на иврите, что заблудился, потерял дорогу. Он спросил: "Ты еврей?" Я ответил утвердительно. Тогда он сказал: "Пойдём к рабейну (нашему учителю)!".
      Через несколько минут мы подошли к небольшой походной скинии, около которой сидели на раскладных креслах два человека. Оба они были в белых плащах, с надетыми на голову капюшонами, почти скрывавшими их бородатые лица. На одном из них под плащом была длинная белая рубашка до пят, а на втором поверх рубахи был ещё богатый ефод, сверкающий золотыми нитями - значит, он был священник. Я их поприветствовал: "Шалом лахем!" ("Мир вам!"), на что они оба молча кивнули головами. Я обратился к священнику, но тот жестом указал на второго. Я повторил на иврите то, что уже говорил стражнику с копьём: что я еврей, и заблудился в пустыне. Хотел добавить, что я заблудился также и во времени, но не был уверен, что меня поймут. Меня удивило то, что человек, к которому я обращался, скорей всего не знал иврита. Пока я говорил, священник тихонько переводил ему мои слова на странный певучий язык, в котором не было ни одного знакомого мне слова. Выслушав перевод, человек в белой рубашке легко встал с кресла, что-то коротко сказал священнику, и пошёл. Священник сказал мне: "Иди за ним!" Теперь только я понял, кто были эти люди. Это был Моисей и его брат Аарон. Значит, я попал во времена Исхода!
      Моисей шёл быстро и уверенно, я едва поспевал за ним. Вскоре начался подъём на гору. Моисей не сбавлял темпов, так что мне поначалу приходилось туго, но я потихоньку втянулся, и не отставал от него. По мере того, как мы поднимались на гору, нас всё больше окутывал туман, в котором на расстоянии нескольких шагов ничего не было видно. Тем не менее, в нём дышалось легко. Вдруг Моисей остановился, повернулся ко мне, и заговорил на языке, который показался мне смутно знакомым. По крайней мере, я всё сказанное понимал без труда. Он сказал: "Вот сейчас мы на твоём уровне, в твоём времени. Иди по этой тропе никуда не сворачивая, и скоро ты окажешься у своего дома. Постарайся не рассказывать никому о случившемся с тобой. Впрочем, тебе всё равно никто не поверит". Удивляясь сам себе, я ответил ему на том же языке: "Спасибо, Моисей. Скажи, на каком языке мы с тобой сейчас разговариваем?" "На языке людей, живших до строительства вавилонской башни. Тогда все люди говорили на этом языке." Я решился задать ему ещё один вопрос, который не мог не задать: "Скажи, Моисей, там выше - будущее? И ты там был?" "Да, я проходил его до самого конца." Тут меня пронзила острая догадка, и я спросил: "Значит, Он живёт Там, в бесконечно далёком Будущем? Поэтому никто из смертных не может Его видеть?" "Да, кроме избранных." С этими словами Моисей махнул мне рукой, повернулся, и через несколько шагов исчез в тумане. А я прошёл совсем немного, и вдруг обнаружил, что гуляю со своим псом Фёдором в парке, вокруг всё знакомое, и никакого тумана.
       - Я заслушалась тебя, Адам. Я так ясно себе всё это представила, будто была с тобой рядом. А почему ты не поднялся на гору Синай хоть чуточку повыше? Узнал бы наше будущее!
      - Вот сразу видно, что ты дочь Евы! Зачем нам знать будущее? А вдруг в нём нет ничего хорошего. Давай просто доживём - и увидим. И я вот что хочу тебе ещё сказать. Ты знаешь, какое сегодня число?
      - Да, сегодня четвёртое октября.
      - Так вот, сегодня день рождения одной из лучших дочерей Евы. Давай поздравим её вместе! Надюша, с днём рождения!
      - Наденька, с рожденьем тебя!

7. Байкальская история
     - Адам, ты здесь?!
     - Ну что ты шумишь? Здесь я! Здравствуй, Ева.
     - Здравствуй! Никак не идёт у меня из головы твой рассказ о Моисее. Как ты думаешь, это был сон или всё-таки не сон? Со мной тоже когда-то был случай, который мне не давал покоя всю жизнь, и я до сих пор не знаю, было ли это наяву, или мне почудилось.
     - Расскажи!
     - Хорошо, только учти, что мне велено было об этом молчать, и я тебе первому об этом рассказываю. Это было очень давно. Мне было тогда лет восемнадцать, не больше. Моя младшая сестра отдыхала летом в пионерском лагере, и я поехала её навестить. В этом лагере работали пионервожатыми двое моих друзей-учителей. Они пригласили меня участвовать в двухдневном походе на Байкал. Решили, что лишняя пара взрослых глаз не помешает.
     Рано утром мы сели в электричку, доехали до станции Глубокая, и сразу углубились в лес. Отряд был большой: тридцать подростков, мои друзья Виталий с Ольгой, физрук, баянист и я. Прошли километров семь, миновали заимку с мирно пасущимися козами, и к обеду вышли на берег Байкала. Была середина августа, самая лучшая пора на Байкале, красотища неописуемая, тепло и безветренно. Хотя нас было много, мы как-то сразу растворились в этой величественной мощи Байкала в обрамлении сопок.
     Пока ставили палатки, налаживали костёр, готовили обед, плавно перешедший в ужин, время шло. В длинных августовских сумерках пошли разговоры, песни под гитару. Хорошо! Вот уже и первые звёзды стали проступать на ещё светлом небе, пора устраиваться на ночлег. Байкал - это не Южный берег Крыма: как только солнышко спряталось, стало холодно. Вот я и решила, что чем ночевать вповалку в многоместной палатке, лучше взберусь-ка я на сопку, и с высоты полюбуюсь открывающимся ночным видом. А если не будет тумана, то поснимаю рассвет. Пока я сидела у костра, мое предприятие не казалось мне ни опасным, ни трудным. Мысленно я наметила маршрут по пологому травянистому склону сопки, начинавшемуся прямо у нашего лагеря, взяла фотоаппарат, и никому не сказав о своем намерении, пошла потихоньку вверх.
      Дорога на вершину сопки оказалась длиннее, и заняла гораздо больше времени, чем я предполагала. Когда я наконец добралась до вершины, снимать было уже невозможно даже на ручной выдержке. Разве что чернильное небо со звёздами, каких никогда не увидишь в городе. Спускаться вниз в темноте не хотелось. Мне повезло: на плоской вершине я нашла несколько свежих стожков сена, взобралась на один из них, улеглась на спину, раскинув руки, и стала смотреть на звезды.
     Рассвет я конечно проспала. Проснулась оттого, что какая-то гадость ползала по моему лицу. Я кубарем скатилась вниз, окончательно разворошив сено, и вовремя - совсем рядом послышался скрип телеги и мужской голос, ободряющий конягу. Очевидно, это пожаловал хозяин сена. Встречаться с ним не входило в мои планы, я быстренько побежала в сторону Байкала, на ходу доставая фотоаппарат из чехла. За спиной я слышала отборные ругательства в адрес дурных туристов, разворошивших сено, и мысленно порадовалась, что вовремя улизнула.
     Снимала я долго и с азартом, с разных точек. Каждый новый ракурс представлялся мне лучше предыдущего! В какой-то момент я оглянулась назад, выискивая опору для ноги, и увидела за спиной Байкал, причем он был где-то далеко внизу. Ещё шаг - и я бы упала с отвесной скалы прямо в воду!
     Где-то я читала, что у людей есть две базовых реакции на внезапную опасность: одни замирают на месте, другие кидаются бежать - это зависит от того, где обитали их далёкие дикие предки, на равнине или в горах. Мои предки были явно из горной местности, я окаменела от страха, и совершенно перестала соображать. Только одна мысль: если я сорвусь, я не умею плавать, да в Байкале особо и не поплаваешь при температуре +4 градуса. Под правой ногой тихонько струился песок и мелкие камешки... И тут я отчётливо услышала голос, который стал давать мне быстрые и точные команды: левую ногу под углом вот на тот камень, медленно на колени, рукой за куст, подтянуться, не суетись, вперед... Я попала в какое-то крошево из песка, земли и мелких камней, и всё это медленно тянуло меня назад к обрыву. Не могу сказать сколько времени длилась эта борьба за жизнь, но голос постоянно был рядом. Наконец я добралась до плотной земли, до травы, до кустов. Оглянулась. Ни души вокруг! Кто же мне помогал? "Иди налево, там пологий склон. И не болтай".
     Через какое-то время я пришла в себя и направилась в лагерь. Всё закончилось благополучно. С тех пор я верю в своего ангела-хранителя, хотя голос был совсем не ангельским.
     - Ева, милая, как хорошо, что всё обошлось! Я представил тебя на краю обрыва, и мне стало страшно. Признаться, я сам боюсь высоты. Но я полжизни прожил на Кавказе, и много раз ходил в горы, где было сколько угодно сложных и опасных участков. Так вот: я никогда не ходил один, и я знаю, что самая большая глупость на свете - это ходить в горах одному, без альпинистской техники и товарищеской страховки. В следующий раз, если ты захочешь пойти в такое путешествие, позови меня с собой. Ты будешь без всякой опаски снимать в своё удовольствие, а я тебя буду всё время страховать.
      - Спасибо, Адам. Ты настоящий друг!

8. Герцогиня д'Этамп
     Я наконец-то собралась навести порядок в своём книжном шкафу. С тех пор как я практически полностью перешла на комп, и почти перестала читать книги, на полках шкафа скопились какие-то случайные брошюры и журналы, и у меня прямо руки чесались половину из них выбросить, а книги расставить на свои места.
     Я с удовольствием переставляла свои старые книги, вдыхая их запах. Старые книги, как старое вино, со временем приобретают особый волшебный аромат. У меня из рук выпала на пол книга. Я подняла её, раскрыла наугад, и начала читать:
     "На следующий день после бракосочетания Маргариты с королём Наваррским капитан Жорж, согласно дворцовому приказу, покинул Париж и отправился командовать своим отрядом лёгкой кавалерии в Моский гарнизон..."
     Что это? А-а-а... Проспер Мериме, "Хроники времён Карла IX"! Сразу вспомнилось, как в приснопамятные времена книжного дефицита я купила этот трёхтомник у знакомого фарцовщика за нереальные деньги. Прочитала почему-то только второй том, оставив остальное до лучших времён.
     "В пятницу 22 августа 1572 года адмирал был ранен из аркебузы неким негодяем по фамилии Морвель. Так как народная молва приписывала это подлое убийство герцогу Гизу, этот вельможа покинул Париж на следующий день, как бы во избежание жалоб и угроз со стороны протестантов. Король сначала, по-видимому, хотел преследовать его со всей строгостью, но отнюдь не воспротивился его возвращению, которое вскоре ознаменовалось ужасным избиением 24 августа."
     Постепенно я увлеклась чтением, по привычке наделяя персонажей внешностью знакомых мне людей. Так, Маргариту я представила с лицом кассирши из соседнего супермаркета, обладательницы тонкого точёного профиля и белозубой улыбки, а Генрих Наваррский явно был похож на... неожиданный звонок мобильника заставил меня вздрогнуть. Пока я пыталась достать его из сумки, он замолчал. Последний непринятый вызов... Адам! Смутное беспокойство царапнуло сердце - почему утром, почему не дождался ответа на вызов? Что-то срочное? Набрала его номер - занято. Беспокойство усилилось. Я подняла глаза... и прямо перед собой увидела в полутьме лицо Адама с прижатым к уху телефоном. Я оглянулась: мы были с ним вдвоём в какой-то грязной маленькой коморке, в запертую дверь били чем-то тяжёлым, а за дверью раздавались громкие грубые голоса.
    -  Адам, что случилось?!
    -  Ева, я тебе потом всё расскажу, а сейчас нам нужно срочно отсюда выбираться. Набери на своём мобильнике какой-нибудь знакомый тебе номер. Пусть это будет номер твоих друзей или какого-нибудь учреждения. Я наберу его тоже, мы одновременно нажмём вызов, и окажемся в том месте, куда звоним.
     - Так, дай сообразить. У меня есть телефон одной питерской кафешки, где я часто бываю.
     - Хорошо, диктуй его мне. Теперь на счёт "три" нажимаем кнопки вызова. Ну, раз-два-три...

     - Уфф! Вот мы и в кафе. Весь кошмар позади. Погоди, тут что-то всё не так! Я была здесь вчера, и здесь всё было совсем по-другому. Гораздо чище, и мебель была современная. А сейчас оно выглядит так, будто вернулись времена моей молодости. Впрочем, с этим мы разберёмся позже. А сейчас рассказывай, где мы с тобой только что были, и как ты туда попал.
     - Ты же знаешь, что я захотел посмотреть Францию. Я там никогда раньше не был. После нескольких дней в Париже я понял, что если я оттуда немедленно не уеду, я там так и останусь. Поэтому я сел на вокзале Аустерлиц в пригородный поезд, и через час вышел на платформе красивого городка Этамп. Просто так, по наитию. Прошёлся по городку, осмотрел снаружи несколько старинных замков и соборов, на это потребовалось всего полчаса. Более детальный осмотр отложил на следующий день. Увидел на главной улице ресторан и отель "Золотой лев". Под вывеской была надпись, в том числе на английском, что в XVI веке здесь был трактир с тем же названием, и он упомянут Проспером Мериме в "Хрониках времён Карла IX".
     - Удивительное совпадение! Я как раз читала эту книгу, когда ты мне позвонил! Ой, Адам, прости что перебила. Рассказывай!
     - Действительно странное совпадение. Я начинаю подозревать, что здесь не обошлось без колдовства твоей любимой дочери Лилит.
    - Может быть. Ну рассказывай!
    - Сначала всё было прекрасно. Хозяин ресторана и гостиницы встретил меня очень любезно, вся обслуга была предупредительна, и к тому же говорила по-английски, ужин был выше всяких похвал, гостиничный номер на втором этаже был небольшой, но очень уютный. Я лёг спать, и быстро уснул.
     Среди ночи меня разбудили грубые голоса и громкий стук в дверь. Я проснулся, протянул руку, чтобы зажечь ночник на тумбочке у изголовья, но никакого ночника там не было! Рука наткнулась на свечу. Откуда она взялась? Я нашарил в кармане своих висящих на стуле брюк зажигалку, зажёг свечу и осмотрелся. Как я сюда попал? Мрачная коморка с грязным потолком. Держа в руке свечу, я отодвинул засов, и открыл дверь. Какие-то бородатые морды, и впереди всех с трудом узнаваемый хозяин гостиницы, в грязном фартуке и тоже с бородой. Вчера такой вежливый, он по-хамски оттолкнул меня, зашёл в мой номер, и стал что-то орать по-французски. Я пытался говорить с ним по-английски, но он меня явно не понимал, и орал всё громче. Наконец я понял, что я должен либо заплатить ему какие-то деньги, либо выметаться из гостиницы. Я достал свою кредитную карточку, но он только ошалело посмотрел на неё, и продолжал орать. У меня мелькнула отчётливая мысль, что я опять чудесным образом попал куда-то в средневековье, как недавно в Португалии. Я быстро собрал свою сумку, и вышел на улицу...
     - Адам, я догадываюсь, почему так случилось, и в какую историческую эпоху ты попал. Я как раз читала историческую хронику именно этих событий. В этот момент ты звонишь, и почему-то прерываешь вызов. Потом мы одновременно звоним друг другу, и этим нарушаем нормальный ход времени. Я всё ещё нахожусь под сильным впечатлением от прочитанного, а воображение у меня богатое. И я переношу тебя в 1572 год, сама в него переношусь, и мы оказываемся вместе!
     - Ну что же, всё убедительно и эмоционально, только совершенно непонятно.
     - Ладно, я действительно сама ничего не поняла, но это неважно. Нас там уже нет, и мы с тобой сидим в безопасности в этой кафешке. Рассказывай дальше!
     - Ну вот, я вышел на улицу, и не узнал её. Тёмная, грязная, полная каких-то людей в средневековой одежде, некоторые с факелами. Телеги с бедным скарбом, на них женщины и дети. Я не знаю французского, но в английском много французских слов, и я понял, что это беженцы из Парижа, гугеноты, что там в ночь на святого Варфоломея началась и до сих пор продолжается страшная резня. Католики убивают гугенотов, и они бегут сюда в Этамп под защиту влиятельной герцогини д'Этамп, которая покровительствует гугенотам. Видимо, бежавшие из Парижа богатые гугеноты с тугими кошельками уговорили хозяина трактира "Золотой лев" выгнать меня на улицу. Действительно, что ему моя кредитная карточка, когда он за ночлег в моей комнатушке может выручить целое состояние?!
     Вдруг кто-то почтительно тронул меня за локоть, и сказал у самого моего уха длинную фразу по французски, из которой я понял только, что герцогиня д'Этамп приглашает меня в свой замок. Я с радостью согласился, и пошёл вслед за незнакомцем. Он был невысокий, но плотный, в плаще с капюшоном, скрывавшим лицо. В левой руке он нёс горящий факел, а в правой - длинную обнажённую шпагу. Когда мы завернули за угол, от нас метнулись и исчезли в темноте две тени. "Maraudeurs", - сказал незнакомец. Понятно, что толпы мародёров из Парижа и окрестных городков нахлынули в Этамп, привлечённые лёгкой добычей.
     У входа в замок герцогини стояли два рослых кирасира с мушкетами. Мой незнакомец сказал им что-то, и они отступили, освобождая нам путь. Мы прошли через анфиладу комнат в зал, где горели свечи, и было очень жарко. Несмотря на августовскую жару, в нём топился камин, и около него в глубоком кресле сидела старушка. Сопровождавший меня незнакомец молча поклонился ей, и пятясь вышел из зала.
    Я видел когда-то в Эрмитаже миниатюру размером с почтовую открытку работы французского художника Корнеля де Лиона. На табличке было написано "Портрет женщины", но в пояснении к картине говорилось, что на портрете предположительно изображена Анна де Писслё, герцогиня д'Этамп. Если судить по тому портрету, то она и в молодости не была такой уж красавицей (впрочем, тогда были другие стандарты красоты), а в возрасте 64 года она выглядела примерно как графиня у Пушкина в "Пиковой даме". Только там Герман предлагал графине свою любовь, а тут было всё наоборот: неугомонная герцогиня, пережившая на своём веку неисчислимое количество любовников от королей до слуг, сразу стала предлагать мне себя, распахивая халат и демонстрируя свои прелести.
      Ева, поверь мне, это было так ужасно, что я стал оглядываться вокруг в поисках путей для побега. Увидел приоткрытую дверь, выбежал через неё в какой-то тёмный коридор, и быстро пошёл по нему, держась за стену. Я слышал, как герцогиня звала своих слуг, и через некоторое время сзади раздался шум погони. Я заскочил в первую попавшуюся комнату, и закрыл за собой толстую дубовую дверь на тяжёлый железный засов. Когда в дверь стали ломиться, я позвонил тебе. Остальное ты знаешь.
     - Ничего себе история, Адам! Я думала, что я тебя от смерти спасала, а оказывается, от любви.
     - Ева, смейся сколько тебе угодно, ты просто не представляешь себе этого кошмара, хотя и хвастаешь своим развитым воображением.
     - Ладно, давай теперь разберёмся с этим кафе. О, Боже мой! Я бывала в этом кафе лет двадцать тому назад. Но как мы сюда попали? Это же другое время!
     - Это всё милые шутки твоей Лилит!
     - Нет, Адам. Кажется, я знаю, в чём дело. Мы с тобой там, в средневековой Франции, не одновременно нажали на кнопки вызова. Я чуть поторопилась, нажала на долю секунды раньше. И теперь мы оказались в этом кафе как раз в дни моей молодости. Вот смотри, так и есть! Вон за тем столом мы с подругой едим мороженое и хохочем - отмечаем успешно сданную весеннюю сессию. Так какой же это год? 1978-й! Ленинград, кафе возле Петропавловки. Адам, я тебя выручила, теперь выручи меня. Пригласи ту девушку в зелёном платье на танец. Прямо сейчас, немедленно! Через минуту будет поздно. А я выйду из кафе, и буду ждать тебя у входа, там есть скамейка. Ничего сейчас не спрашивай - нет времени. Я тебе потом всё объясню. Иди же, иди скорей! И не перепутай, в зелёном платье - это важно!

     - Ева, я сделал всё как ты просила. Теперь рассказывай, я жду объяснений.
     - Понравилась девушка?
     - Очень!
     - А ты спросил, как её зовут?
     - Спросил, но музыка была слишком громкой, я не расслышал её ответ. А переспрашивать было неудобно.
     - Её зовут Лина, Алина. А её подругу - Валя. Адам, Лина - это я двадцать лет тому назад. Посмотри в окно. Видишь, к ним за столик подсел молодой мужчина?
     - Да, этот парень пригласил Валю, когда мы с тобой... то есть с Линой, танцевали.
     - Всё верно. Если бы ты не пригласил Лину, она бы пошла танцевать с этим парнем, и вся её жизнь прошла бы по-другому. Ты спас её от многих несчастий.
     - Ничего не пойму! Ты встретилась с собой двадцатилетней? Но этого не может быть!
     - Как видишь, может. Складка времени, ты сам мне как-то об этом рассказывал. Это и я, и не я одновременно. В моей жизни уже ничего не переделать и не изменить, а у этой девочки всё будет хорошо.
     - Что будем делать дальше? Как мы вернёмся в своё время?
     - Очень просто: кто-то из нас должен вызвать по телефону другого, тот откликнется, - и мы встретимся как обычно вечером у скамейки.
     - Хорошо! Я тебя вызываю. Добрый вечер, Ева!
     - Добрый вечер, Адам! Я здесь!

9. Выбор
      Осень. Не сегодня-завтра выпадет снег, и закончится очередной год. Для меня год всегда кончается осенью. Ляжет снег - и всё можно начинать с чистого листа. А сейчас время осмысления и подведения итогов.
      Вчера мне приснился странный, запутанный сон. Даже несколько снов, "вложенных" один в другой. Будто я возвращаюсь поздно вечером домой в полупустом вагоне метро. "Следующая станция - "Адмиралтейская"!" - объявляет бодрый голос. "Надо же, когда успели открыть?" - успеваю подумать я сквозь навалившуюся дрёму, и проваливаюсь в сон.
      Открываю глаза оттого, что меня как-то странно покачивает. И точно - я на плоту посреди то ли озера, то ли большого пруда. Ночь, луна и я одна. Нащупываю в кармане телефон, дрожащими от холода и страха пальцами пытаюсь позвонить... куда, кому? И тут я понимаю, что сплю, и усилием воли заставляю себя проснуться. "Следующая станция - "Невский проспект"!". Сколько же длился мой сон? Две минуты, две с половиной? А мне показалось, что я очень долго каменела от ужаса посредине этого ночного озера-пруда.
      Поднимаюсь из метро наверх, а там идёт снег. Первый в этом году! Большими мокрыми хлопьями в тишине при полном безветрии. Бреду домой вдоль канала с чёрной водой, кругом ни души. И так хорошо вокруг - чисто и празднично. Ловлю губами снежинки, они щекочут моё запрокинутое лица, налипают на волосы. Сворачиваю на мостик, чтобы дворами срезать угол, а посреди моста сидит большая белая собака, и смотрит на меня почти человеческими глазами. Я не боюсь её, однако не решаюсь пройти мимо. В замешательстве сую руку в карман за телефоном, чтобы набрать самый первый номер, где буква "А", и... просыпаюсь у себя дома в постели.
      Пытаться уснуть уже нет смысла. Кажется, только мгновение тому назад по моему лицу текли растаявшие снежинки, а рука сжимала в кармане телефон. Да, я всегда предполагала, что граница между мирами условна и зыбка, и можно случайно пересечь её, даже не заметив, а нынешним летом узнала это наверняка. Несколько раз я пыталась расспросить Адама, что он думает по этому поводу. Но разговор на эту тему у нас как-то не клеился, и я оставила свои попытки понять, как это работает. После того, как он нашёл меня в Интернете, мы поняли, что общаться посредством электронной почты для нас проще. Наши казалось бы непреодолимые противоречия и недопонимания как-то отодвинулись на второй план, диалоги в письмах занимали всё больше времени, стали доверительными и искренними. В таком общении есть свои преимущества: письмо можно перечитать, подумать, исправить. Но и ловушки есть - напишешь что-нибудь в порыве откровенности, отправишь, а потом думаешь - эх, зря... Жаль, что по Интернету нельзя связаться с Лилит - очень хочется задать ей несколько вопросов.
      Запах утра - это запах кофе, даже когда ещё вовсе не утро, а самая что ни на есть глухая осенняя ночь. Очень хочется увидеть Адама. Зачем? А просто так, увидеть - и всё тут!
      - Ева, где ты!?
      - Что ты шумишь? Ночь кругом, соседи спят.
      - Какие соседи? Ева, проснись! Это я, Адам, и мы с тобой на нашей скамейке в парке.
      - В самом деле. Прости, я кажется, начала путать сон и явь. Впрочем, последнее время мои сны так похожи на явь. Это оттого, что никак не кончится осень.
      - Мы никогда не были здесь так поздно.
      - Да, совсем ночь, и яркая луна, как в одном из моих недавних снов. Скажи, тебя никогда не тяготила дарованная нам свыше свобода выбора?
      - Не пойму, к чему ты ведёшь. Давай воспользуемся нашей свободой, и прогуляемся по этой аллее, тем более, что луна действительно вовсю старается. Ты хочешь поговорить о выборе?
      - Пожалуй, нет. Просто твой звонок застал меня как раз в тот момент, когда я думала, позвонить тебе или нет.
      - Ты о чём-то хотела поговорить?
      - Я хотела тебя увидеть.
      - Я знаю.
      - Адам, откуда ты можешь это знать?
      - Мне приснилось, что ты одна в этом парке, и тебя что-то напугало.
      - Похоже, нам снился один и тот же сон. Посмотри - здесь какая-то дверь!
      - Давай войдем. Наверняка эта дверь не случайно оказалась на нашем пути - здесь ничего не происходит просто так.
      - Адам, ты уверен? А вдруг мы опять попадем в какую-нибудь историческую передрягу. К тому же, смотри: на двери висит табличка PRIVATE, это частное владение.
      - После того, как я с твоей помощью счастливо избежал объятий старой герцогини, мне уже ничего не страшно! Если мы не войдём, нас до конца жизни будет мучить вопрос, что же там, за дверью. Я знаю эту дверь, видел её на картине бельгийского художника Бена Гуссенса. Там была надпись: "Открывается только тем, кто сам открыт для фантазии". Рискнём? Смотри, она открывается!
      - Что вы там шушукаетесь? Заходите, я давно вас жду! Чай остывает...

      Признаться, я ожидала чего-то в этом роде. Волшебная ночь, волшебный парк, таинственная дверь. Хозяйка была мила и приветлива, напоила нас восхитительным чаем с чебрецом и мятой. Мы легко и непринуждённо перешли на "ты", и Лилит больше не называла меня деткой. Адам блистал остроумием, рассыпал комплименты хозяйке дома, и рассказывал ей о своих приключениях. Они так увлеклись беседой, что, казалось, совсем забыли обо мне. Я огляделась внимательнее, и заметила на шёлковом ковре возле горящего камина большую белую собаку. Я подошла к ней, и села в кресло возле камина так, что голова собаки оказалась рядом с моими ногами.
      - Это ты поджидала меня давеча на мосту? - спросила я шепотом. Собака посмотрела на меня и улыбнулась. Заговори она сейчас со мной, я бы не удивилась. Но собаки, если уж разговаривают, то только со своими хозяевами.
     Между тем беседа за чайным столиком не прекращалась, и я невольно стала прислушиваться.
      - …когда два человека хотят быть вместе, несмотря ни на что, - это Адам, явно горячась, чему-то возражает.
      - Давай спросим у неё самой, - с легкой иронией отвечает Лилит. Разговор идёт явно обо мне.
      - Вы хотите о чём-то спросить меня? - включаюсь я в разговор.
      - Послушайте меня оба. Сегодня утром портал закроется. Выпадет снег, наступит зима, и начнётся новый круг времени. До весны у нас больше не будет возможности вместе поговорить за чашкой чая. Ева, ты помнишь нашу первую встречу и свои вопросы? Всё правильно - для женщины любовь всегда важнее всего. А теперь и ты, Адам, задаёшь мне подобные вопросы. Я понимаю, что вы хотите продолжить ваши отношения в более понятной и привычной для вас реальности, но должна вас огорчить - вас разделяют не только государственные границы. В том мире, где вы живёте, вас разделяет время. Адам, какой сейчас год?      
       - Две тысячи первый, - растерянно ответил Адам.
      Так вот в чем дело! Нас с Адамом разделяют целых десять лет, мы живем в параллельных мирах.
      - Завтра вы проснётесь, и всё, что с вами произошло нынешним летом, вспомните как один удивительный сон, и только.
      - Неужели всё так безнадёжно, и нет никаких вариантов? - спросила я с плохо скрываемым отчаяньем в голосе.      
      - Есть. Первый вариант - вы вместе отправляетесь в 2001 год к Адаму. Второй - ты, Адам, остаёшься с Евой в её 2011-м. И третий - вы оба остаётесь здесь, в моём мире. Думайте, решайте - времени на раздумья у вас осталось до восхода солнца.
      Мы возвращались к скамейке молча, сказать друг другу нам было нечего. Рассветает в эту пору поздно, но ведь всё равно когда-нибудь рассветёт. Я была готова к любому решению Адама, кроме одного - не принимать никакого решения, и превратить всё в морок, в сон. Скоро меня разбудит будильник, а к обеду я забуду и сны, и Адама, и странную женщину с профилем рембрандтовской Эсфирь. Адам, Адам! Услышь меня - мне всё равно куда, хоть в Аравийскую пустыню, хоть в преисподнюю, только бы знать, что однажды ты скажешь: "Здравствуй, Ева!" Нет, не слышит... А вот и снег пошёл. Снежинки совсем невесомые, лёгкие и сухие, медленно кружась, опускаются на землю. Сейчас мы поднимемся на тот косогор, повернём налево к скамейке, и простимся навсегда. Снег идёт всё гуще, снежинки тают у меня на лице, и стекают струйками вперемешку со слезами, ноги скользят по раскисшей земле, а Адам всё молчит. На повороте я потеряла равновесие, и сначала медленно, а потом все быстрее заскользила вниз с пригорка по свежему снегу...

      - Девушка, ну что ж вы так неосторожны! - услышала я знакомый голос, - давайте руку, я помогу вам выбраться из сугроба!
      Я открыла глаза, и тут же зажмурилась - ярко-голубое небо, и много-много ослепительно белого снега. Надо мной склонился лыжник в оранжевой куртке, и протянул мне руку.
      - Где мы?      
      - Валь Торанс. Французские Альпы. Сильно ушиблись? Вы, наверное, новичок? Зачем же сразу на такой склон! Руки-ноги целы? Потрясите головой. Вы меня видите? Меня зовут Адам. А вас?
      - Ева.


Рецензии