Стать человеком

 
               
Проблема смысла жизни - одна из важнейших в духовном опыте человека. Практически каждый рано или поздно задается этим вечным вопросом, особенно если человек несвободен, не нашел своего места в жизни, работает лишь ради денег и через силу тянет свою ненавистную лямку, не получая при этом одобрения окружающих и продираясь сквозь многочисленные неприятности, проблемы и болезни. Прояснить ситуацию издревле пытались лучшие умы человечества, но четкий и универсальный ответ, который устроил бы всех, здесь пока не найден. Причина, видимо, в неоднозначности самого этого «смысла» и в сложной сущности человека.

Действительно, смысл жизни человека как биологического объекта, очевидно, определяется лишь интересами выживания вида Homo sapiens и состоит главным образом в том, чтобы продолжить свой род - дать потомство и поставить его на ноги.  Нюансы дальнейшего большого значения не имеют; нужно действовать по обстановке, разными путями приспосабливаться и просто жить, чтобы жить. В свою очередь, усматривая в индивиде социальную основу, призвание, назначение, задачу человека можно видеть в том, чтобы внести свой личный вклад в прогресс общества: всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на благо всех.

Правда, нам далеко до идеала «стадных» природных сообществ типа пчел или муравьев, у которых роли строго расписаны и подчинены общим целям. У людей понимание субъектом смысла своей жизни не лимитировано и зависит от таких неустойчивых факторов, как мировоззренческая ориентация,  ценностная шкала  и классовая принадлежность личности.

Там, где доминирует индивидуализм, потребительские настроения и самоутверждение любой ценой при столкновении частных интересов, мерилом успешности человека становятся карьера и деньги. Многие в погоне за ними на каждом шагу творят зло, не терзаясь при этом муками за последствия своих поступков, и не осознают, что их рвение не только аморально, но и бессмысленно, поскольку со всем нажитым непосильным трудом в итоге им придется расстаться - «в саване карманов нет». Люди, которые в тех же условиях действуют в категориях добра, правды и справедливости, видя, что прохвостам «воздается» непропорционально редко, невольно задаются вопросом, а стоит ли быть порядочным, праведным, ограничивать себя и упускать подворачивающиеся возможности, если все мы умрем и в конечном счете уравняемся со скотами и подонками в небытии? Какой в этом резон, коль скоро мы проследуем «туда» навсегда? Эти-то, мол, проходимцы хоть пожили всласть, прежде чем  уйти одной дорогой с нами, недотепами. Такой парадокс способен подорвать нравственные устои общества, а смысл жизни человека на фоне подобной оценки вообще ускользает от понимания. Ведь как ни живи - конец у всех один и тот же.

Поскольку общество не может смириться с тем, что нравственный смысл человеческой жизни также нивелируется перед лицом неминуемой смерти, то, чтобы поставить индивида хоть в сколько-нибудь приемлемые для всех рамки, оно вынуждено навязывать ему не только рецепты «правильного» и «неправильного» поведения, но и мысль о косвенной возможности личного бессмертия,  если человек сумел запечатлеть себя в созданных им значимых материальных или духовных ценностях, внес вклад в прогресс человечества и остался таким образом жить в памяти людей. Смерть же заурядного человека, да еще озабоченного лишь удовлетворением своих физиологических потребностей, означает, следовательно, и его окончательное исчезновение из этого мира. Опять-таки «всё остается людям».

Но такая версия «бессмертия» слабо утешает и имеет очевидные изъяны уже хотя бы потому, что выдающихся людей мало, да и их помнят не очень долго. Кроме того, самому ушедшему человеку нет никакого проку даже от громкой, немеркнущей в веках  памяти о себе. Возможно, отчасти поэтому знаменитости редко являют собой эталон нравственности. Практика это подтверждает реальными сопоставлениями и откровениями типа: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».   А что выпадает на долю нравственного и безнравственного подавляющего большинства популяции? Зачем  это всё с ними было? Они, выходит, вообще живут зря и смысл своей жизни каждый для себя устанавливает  сам, если он на это способен?

Похоже, в подобной  позиции нет ни логики, ни человеколюбия. Однако при всей безысходности остается надежда и смутное ощущение того, что человек чем-то существенно отличается от прочих животных  - появляется на свет не только для того, чтобы есть, пить, получать удовольствия, пакостить другим, возвышаться за их счет и страдать самому. В жизни каждого человека, а не только «избранных», должен, просто обязан быть объективный, внутренний, глубинный, непреходящий, вечный, всеобщий, одинаковый для всех людей и на все времена высший смысл жизни, не зависящий от чьих-либо целей и интерпретации отдельных индивидов. Не надо выдумывать какой-то особый смысл, он есть изначально. Это Высший смысл того, для чего мы проходим свой жизненный цикл в целом. И смысл этот состоит в том, чтобы стать, наконец, Человеком.


Рецензии
"Баранкин,стань человеком!"

Василий Насонов   31.10.2016 18:36     Заявить о нарушении
Это длительный процесс, как ходьба на Эверест.

Влад Матин   31.10.2016 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.