Общегражданское примирение белых и красных

(немного от предыстории и чуть-чуть, в самую малость - от политики)

Как это часто бывает с нами - ищешь, ищешь одно, а находишь совсем другое...
Вот так и в этот раз совершенно случайно наткнулась в Интернете на две заинтересовавшие меня ссылки**.

И мысль потекла в разные стороны - глубь и ширину, так сказать давно минувшего.
И припомнились мои старые стихи, где и эпиграфом строки скорбного поминания от поэта Сергея Бехтеева<1917>:

"Спите в таинственных сенях Сном горделивых орлов;
Честная Русь на коленях Плачет у ваших гробов." <1917>

+
Белые... Белые... Белые – честные, скорбные Души.
Злая молва вас окрасит в черное - будто иссушит.
Вы не предAли Отчизны - не изменяли Присяге.
Кровью окрасились тризны - в боли безумств и отваги.
Так дерева прорежают - злым топором вырубая,
В горькой российской судьбине - новую власть насаждая.
Корни былого корежа, новые буйные древа -
Вкось, кривизною страдая, вырвались наверх из чрева.
Сколько страданий и горя вихрем несется враждебным -
В шквале кровавого моря Стяг обагрился Трехцветный...
апрель 1988 (из цикла "Белая гвардия")

А к ним и эти Цветаевские строки, которые тоже не могу не упомянуть здесь:

"Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белым стал:
Смерть побелила."
<декабрь 1920>

-потому как и это наша "бело/красная" общероссийская боль, так пронзительно озвученная "белым лебяжьим пером" -
поэзии души и сердца Марины Цветаевой<1920>, в глубочайшей земно-материнской её печали...

+
Зажгите свечи, господа!
Не праздничные канделябры –
А те, что жжем мы иногда
Под  звон церковно-поминальный.
Вам есть о чем-то сожалеть,
Главу в молениях преклонивши.
Не только Господа просить…
Но и у всех, хлебнувших тризны.
По той России, что и вы
Повинны были в её бедах –
Вы не могли спасти страны,
В исканьях не святой победы.

Товарищи, а где же вы?!
Что сгрудились -
В молчании строгом,
Не обнаживши головы,
Пред рубищем страны убогой?
Ваш крах – безбашенность идей
Братоубийственного срама…
Не страшно ль низости своей,
Потомки "Каинов" да "Хамов"?!
февраль 2007 (памяти жертв гражданской войны 1917-1922/23гг.)

И еще хотелось бы сказать:
-так много в последние года говорится об "общегражданском примирении" исторических событий 1917-1922/23, как и периодов "репрессивных мер и лет"  - от "красных" и "белых", до "сталинистов" и "не сталинистов" (респрессированных и их потомков)и тд. и тп. Да кто бы спорил-то? замиряться завсегда многим здоровее да лучше - в плане сосуществования в единых пространственных границах одной и той же исторической нашей Отчизны-родины. Но, отчего-то мне и не очень-то верится в эту, единым махом, приказную искренность - примирительного всепрощения... потому как, вот ведь - совсем еще недавно, один добрый человек - абсолютно аполитичный и не потомок "тех" или "этих" (так сказать - из "нейтральных", тех - кто "не был, не участвовал, не привлекался" - такие тоже ведь бывали и до сих пор есть в нашей стране), так вот он меня вдруг спросил: "А ты сама-то из каких будешь? "Белых" или "красных"?" Мы шли с одной встречи - ностальгически теплой, где собрались люди разного поколения, воспитания, генеалогической истории - сограждане единой и большой страны Россия - в современной её аббревиатуре гражданства РФ. И вдруг такой вопрос! И я подумав - в кратком замешательстве - да не более чем с секунду, ответила - из "белых" и из тех - кому абсолютно несимпатичен "великий менеджер Коба", скорее всего именно так - вернее именно так оно и есть. "Вот точно так и каждый," - сказал мой спутник: "При всем при том, что каждый милый и симпатичный человек. Но глубоко внутри себя, все они - по одну или другую стророну психологического барьера. Одни - "красные". Другие - "белые". И с эти ничего уже не поделаешь, через это не перешагнешь. Так было, есть - и, возможно, всегда будет..."

Я никогда о том не задумывалась всерьез, потому как родилась в стране Советов. Но, как понимаю уже с оглядкой назад - в детство, юность и молодость, и нынешнюю мою возрастную зрелость суждений, "красной"-то фактически никогда и не была... и вряд ли теперь таковой вообще когда-либо стану. Просто теперь я и многим больше знаю, чем когда-то в "старые добрые школьные времена", а это хоть и позволяет многое осмысливать-констатацией объективного ума, но принять однозначием всепрощения - даже христианским усмирением души и сердца - невозможно. Это беззлобность субъктивности мышления, так мне думается. Та самая, которая взывает и гласит: "Ничто не забыто и Никто не забыт". Если бы каждый думал точно так же, может и злобствования в людях было бы меньше - каждому было бы чем гордиться, чего-то стыдиться, и что-то с болью оплакивать - одновременно в едином гражданском своем порыве. Таковы реальная повесть и глубочайшая печаль нашей общей многострадальной российской истории. "Ибо не ведали, что творили". А может и ведали, однозначно знали и понимали? Уж слишком все было страшно - "не на жизнь, а на смерть". 

И ПРАВДЫ ГОРЬКАЯ ТРУХА
 
Добро – кричало о добре,
А Зло вершило свое дело.
Год уходящий в декабре
Намел снега надежды белой.
Отяжелевший, на сносях –
Готовился к натужным родам.
Да разродился на страстях –
Извечных тягот, принародно.
Громкоголосое Добро
И Зло, уверенным движеньем,
Мололи в мельнице зерно –
Тяжелым молоха круженьем.
И в му’ку сыпалась мука’,
Да из камней беда сочилась…
И правды горькая труха –
Слезой людскою замесилась.
И горек был вселенский хлеб.
И скорбные слова стенаний
Слагались не в молитвы треб –
А в ропот страшных осознаний.
30.12.2009

© Copyright: Людмила Солма, 1988-2012





P.S. Для желающих заглянуть по вышеупомянутым ссылкам:

*Предложения об учреждении
общенациональной государственно-общественной программы
«Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении»:

*"Дискуссия о национальном примирении"(Дмитрий Калихман):
http://www.belrussia.ru/page-id-2275.html
 


Рецензии
Дорогая Людмила.
Боюсь, что пока замирятся, страну потеряем.
Нельзя непрерывно ворошить прошлое, нельзя нарушать покой мертвых. У них иной мир. Пора бы немного поучиться у древних египтян, которые очень правильно относились к мертвым.
Никто не знает с какой энергией наши слова о тех, кто покинул этот мир, рикошетом возвращаются обратно.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   21.07.2012 17:52     Заявить о нарушении
Вы правы, Григорий, страна одна и нам здесь всем жить. И потому нельзя, не должно и враждовать. Но, помнить надобно историю о двух её - наших общих - отечественных сторонах. Беспамятство чревато большими бедами. А помня и то и другое с объективностью реальных фактов, может быть люди и остерглись бы на будущее и не ломали бы копий о свои и чужие судьбы. Но, замирение - боюсь останется формальным актом, слишком озлобленны наши современники да сограждане - оттого и разум отказует многим, тот самый разум - толерантного добрососедства - о котором я и пишу в этой самой публикации, что зовется здравомыслием объективного взгляда общей памятливости.

Спасибо за неравнодушный отклик.

Людмила Солма   21.07.2012 18:31   Заявить о нарушении
Нельзя быть нацией Иванов, родни не помнящих, но и нельзя быть фанатиком.
Что касается толерантности, то его отсутствие идет от тех, кто правит страной.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   21.07.2012 18:41   Заявить о нарушении
А насчет древних египтян...
да если хорошенько покопаться в их истории... не все-то так уж и гладко бывало у них в отношении памяти мертвых, там тоже своих "заморочек" хватало... и "память" случалось "стирать" из летописи их времен, да и многое другое. У людей разных времен и народов, к сожалению, "фантазии" на сей счет более-менее похожи, хоть и разнятся иной раз методами да суть-то зачастую одна: "подчиняй да властвуй". Верхи и низы - это не всегда добровольное единомыслие.

Людмила Солма   21.07.2012 18:42   Заявить о нарушении
Ну, вот - мы разными словами да об одном и том же...

Людмила Солма   21.07.2012 18:43   Заявить о нарушении
В Башкирии снесен бюст диктатора Сибири Колчака.

Установленный недавно в башкирском Стерлитамаке бюст Александра Колчака вызвал скандал и нешуточные страсти.

Памятник в честь Колчака появился возле торгового дома «Ардо». Бюст был изготовлен на средства предпринимателя Тагира Ибрагимова, владеющего торговым домом. А 17 мая 2020 года был снесен городскими властями.

Формально – за нарушение земельно-территориального законодательства. Но скорее всего чиновникам просто не нужен был такой раздражитель общественного мнения, когда сегодня и других проблем хватает.

– Этот памятник – попытка восстановить в нашем обществе историческую память. Его нужно воспринимать как символ окончания гражданской войны в наших умах, примирения красных и белых. Потому что у многих в душе всё ещё идёт гражданская война, идёт разделение народа на чужих и своих, – приводит сайт ProUfu высказывание предпринимателя.

Понятно, что это - мечта любого, кто наживается за счет других. Чтобы никто не возмущался существующей несправедливостью. Но этой мечте не сбыться – ни по желанию чубайсов, ни по прихоти ибрагимовых. Тысячи лет во всем мире идет разделение на условно «красных» и «белых». На тех, кто едва сводит концы с концами. И тех, кто в «поте лица» размышляет, как бы ловчее еще одну шкуру содрать с окружающих.

Разве господин Ибрагимов новости не смотрит? В США, Западной Европе, Южной Корее, - всюду полыхают баррикады. Он как-то однобоко воспринимает как историю, так и сегодняшние реалии.

Если это не так, и он только лукавит, то должен знать, что это будущие «белые» офицеры вместе с попами, фабрикантами и помещиками отрешили царя от престола. Они ввергли нашу страну в кровопролитие.

Что касается Колчака, то в конце 1917 года он пишет своей любовнице (при живой то жене!): «30 декабря 1917 г. я принят на службу Его Величества Короля Англии». А вскоре вступит на землю бывшей своей родины, чтобы исполнить отведенную ему кукловодами роль кровавого верховного правителя.

Ибрагимов не одинок в стремлении обелить преступника. В Омске, например, существует музей Колчака. Так можно докатиться до того, что начнем, как на Украине, памятники бандеровцам возводить. Однако большинство патриотично настроенных граждан считает, что ничто, даже былые заслуги не оправдывают преступлений против народа.

Т. Абдрафиков, Уфа.

Тимергалий Абдрафиков   06.06.2020 01:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.