Большая волна

  Огромное человекообразное тело боевого робота закрыло от меня солнце. Я поднял вверх голову и встретился глазами с человеком, который ответно смотрел на меня из открытого кокпита.
  - Вы Константин Шабдураусов? - Произнес он, скорее утвердительно, чем вопросительно.
  - Нет. - Кратко ответствовал я, медленно свирепея. Краткий и такой желанный отгул, судя по всему, катился ко всем чертям.
  - Как это нет? - Уставился на меня растерянным взглядом нежданный собеседник.
  - Учитывая, что я здесь единственный человек на пять тысяч километров вокруг, этот вопрос лишен всякого смысла. - Вздохнув, пояснил я. - Просто фамилия моя Шабдурасулов, а не Шабдураусов.
  - А... - Смутился тот. - Извините... это... было приказано коммандером Лиордом срочно найти вас и в течение десяти часов доставить на базу.
  Я с болью осмотрел разложенные на берегу удочки, глубоко вздохнул и решительно поднялся с земли, на которой и пребывал до сего момента. Столь милый душе процесс рыбной ловли откладывался на неопределенный период.
  - И вообще, нужно знать руководящий состав экспедиции в лицо. - Буркнул я, закидывая пожитки в грузовой отсек флаера.
 
  Глядя из окна на промелькивающие под ногами смазанные природные пейзажи, я размышлял, зачем же я понадобился руководству, да ещё в такие сжатые сроки, что они не поленились и отправили за мной боевую машину. На буровой все было в порядке, я сам перед отъездом проверял узлы. К тому же там работает Вадик, а на него можно положиться, он грамотный специалист. Что-то с Леночкой? Нет, чушь. Всего-то вчера вечером с ней был рядом, и все с ней было хорошо. Тьфу-тьфу, не приведи Господь, конечно. Надо было все же додавить этого её очкастого научного руководителя, чтобы отпустил. Сейчас бы вместе природой любовались, рыбку ловили. Или не любовались и не ловили, а так же быстро возвращались бы на базу, если дело не в ней. Черт те, что творится. И этот... посыльный, тоже хорош. Его как человека спрашиваешь, в чем дело, а он только глаза пучит и твердит, что велено доставить. А ещё боевую машину водит, орел.
  Я обернулся в другую сторону. Громадный робот по прежнему следовал параллельным курсом по левому борту, словно привязанный, изрыгая из основных сопл клубы серого дыма. Сколько ж эта махина топлива жрет, даже подумать страшно. И зачем их к нам сюда доставили, ума не приложу. Тут из тех существ, с которыми реально можно воевать, самые крупные не больше таракана.
  Тем временем впереди, по курсу моего флаера, показалась база, заметная, в основном, благодаря острому, торчащему, словно коммуникационная башня посреди равнины, основному стволу буровой. Я скинул скорость и посмотрел, как вырвавшийся вперед робот сопровождения резко вырвался вперед и ушел вниз, на летную площадку военных, изрыгая при торможении вовсе уж чернющие клубы отходов горения. Потом заложил круговой вираж и осмотрел буровую. С высоты птичьего полета все выглядело вполне нормально. Удовлетворившись поверхностным осмотром, я резко сбавил скорость и плюхнулся мгновенно выскочившими из ниш опорами на стартовую площадку, в самом центре базы.
 
  Не прошло и пяти минут, как я оказался вовлеченным в самый центр происходящих событий.
  - Костя, беда. - Ухватил меня за рукав у входа в административный пункт старенький Лавр Васильевич Пятаков, наш бесценный руководитель разведывательной группы.
  - Лавр Васильевич. - Я деликатно освободил рукав. - Давайте ближе к делу, а то я уже весь извелся. Никто ничего не говорит, только рожи похоронные свои мне демонстрируют. И вообще, меня коммандер ждет.
  - Вот мне и надо с тобой до него поговорить, голубчик. - Горячо зашептал мне почти на ухо Лавр Васильевич. - Тут дело такое. Показания датчиков на буровой не нравятся мне. Чует душа, что быть большой беде. Он ведь, коммандер, тебя по этой причине и вызвал, вердикт вынести по данным. Вадик тоже криво на это все смотрит, но нет у него авторитета, чтобы начальству перечить. А Лиорд считает, что это все ерунда, внимания не заслуживающая. Ты уж убеди его, что не к добру это все, что надо меры принять.
  - Первым делом данные проверю. - Покачал я головой. - А там уже будем смотреть, кого убеждать придется.
  - Это конечно, это ты прав. - Воскликнул шепотом Лавр Васильевич, ерзая на месте от волнения. - Ты уж посмотри, посмотри, как следует. Знаешь ведь, что я, старик, на ровном месте панику разводить не буду. Я тогда папочку вот отнесу и подойду к вам, на установку.
  Я коротко кивнул, в знак согласия, развернулся примерно на девяносто градусов и направился к буровой.
 
  Еще на подходе я увидел, что вокруг установки царит какое-то несвойственное рабочему процессу оживление, и поспешил к центральному посту, сменив быстрый шаг на бег трусцой. Влетев под матерчатый навес, я стал свидетелем самозабвенной ругани Владика на бригадира третьего звена. Вадик одной рукой трепал его за грудки, а другой махал в сторону створа главной шахты.
  - Вадик. Вадик! Что происходит? - Прервал я поток его возмущения, оторвав его от пребывающего в глубокой меланхолии бригадира. Тот, кажется, вообще не обратил внимания на мое появление, глядя в сторону отсутствующим взглядом и пожевывая колосовидный образчик местной флоры.
  - Да ничего уже не происходит. - Зло махнул рукой Вадик. - Бур запороли.
  - Как запороли? - Ошалел я. - Он же из адамантия, а не из картона.
  - Тебе старик про сейсмические возмущения уже рассказал? Ну вот, они последние пять часов усиливаются в геометрической прогрессии. Там под нами сейчас, в двадцати километрах, такая тряска, что хоть святых выноси. Я этому остолопу говорю: бур надо вытаскивать, загубим же оборудование, а он уперся, как баран...
  - Не было приказа о прекращении бурения от высшего руководства. - Все так же глядя в сторону, апатично заметил бригадир.
  - Дать бы по шее! - вызверился на него Вадик.
  - Тише, тише. - Похлопал я его по плечу. - Что дальше?
  - Да ничего. Перекосило там внизу всю конструкцию и оторвало к чертям. Вытащили все, что могли, остальное там осталось. А где я еще один бур возьму? Старый на капремонте, а это неделя, как минимум.
  - Погоди с бурами. - Притормозил я его стенания. - Дай графики посмотреть. Если там так трясет, что адамантий не выдерживает - это может быть хреново очень.
 
  Все действительно оказалось очень хреново, если не сказать хуже. Сейсмическая активность глубоко под нашими ногами не только усиливалась, но и распространялась во все стороны. Все новые и новые датчики сигнализировали об опасности. На восемнадцатом километре пока было тихо, а девятнадцатый трясло так, что почти все датчики уже вышли из строя.
  - Пахнет жареным. - Засвидетельствовал очевидное Вадик, заглядывая в монитор из-за моего плеча.
  - Бред какой-то. - Я почесал затылок. - Не должно этого быть, совершенно анормальное поведение для планеты такого возраста.
  В помещение, запыхавшись, вбежал Лавр Васильевич, тут же плюхнулся на первый подвернувшийся стул и принялся утирать пот с лица платком.
  - Лавр Васильевич, вы то мне и нужны. - Я отправил данные на распечатку. - Обработайте последние данные с буровой по всем направлениям, как можно тщательнее, сделайте милость.
  - Костя, какой вопрос. - Старик грузно поднялся со стула и забрал из аппарата стопку листков. - Мне и самому все это не нравится. Нехорошие данные, что и говорить.
  - Занесете сразу коммандеру Лиорду в кабинет, я буду там, соберу комиссию. Будем смотреть, то можно сделать в сложившейся ситуации.
 
  Когда наш почтенный Лавр Васильевич вбежал в кабинет Лиорда, всем уже надоело сидеть смирно, и среди собравшихся хаотично циркулировали слухи на тему происходящего.
  Коммандер Лиорд кратким возгласом оборвал шум. Я встал и обернулся лицом к присутствующим.
  - Всем добрый день. Еще вчера я планировал провести несколько вечеров за рыбалкой, в тишине и покое, но обстоятельства сложились так серьезно, что ради меня не пожалели прогнать на половину континента одну из боевых машин коммандера. - Я кивнул Лиорду. - И это действительно оказалось очень серьезно. Данные, полученные с буровой установки не просто плохие - они ужасные. Лавр Васильевич, вам слово.
  - Внутри планеты назревает сейсмическое возмущение. - Лекторским тоном вступил в разговор наш эксперт. - Причем назревает в геометрической прогрессии. Возможно, этот процесс начался еще до нашего сюда прибытия. Вероятнее всего - так это и было. Вчера эти возмущения встретились с нашей новейшей адамантиевой бурильной установкой и за прошедшие судки они настолько возросли, что наше прославленное чудо инженерной мысли разнесло в кусочки.
  По рядам снова пробежали шепотки, на сей раз встревоженные.
  - Если эта прогрессия разрушения не остановится, то нам даже на поверхности придется очень неплохо. Существует даже вероятность, что вся поверхность планеты будет разрушена.
  - Сколько у нас времени? - Спросил напрямик коммандер.
  - Ну, я не могу пока сказать точно, потому что возможны любые изменения, нужно провести дополнительные проверки...
  - Я все понимаю. - Оборвал Лавра Васильевича нетерпеливым взмахом руки Лиорд. - При сохранении текущего уровня прогрессии, сколько у нас осталось времени, дней, часов, недель?
  Тишина, стоящая в помещении последние несколько минут, сгустилась ещё больше. Лавр Васильевич осмотрел всех присутствующих и произнес:
  - Завтра в полдень волна сейсмических возмущений достигнет поверхности.
  Ещё несколько мгновений все словно переваривали шокирующий факт, а потом комната резко наполнилась гомоном возбужденных, растерянных и срывающихся голосов.
  - Тише, тише! - Прикрикнул Лиорд, грохнув кулаком по столу. - Отставить панику! Вы все взрослые разумные люди! Прекратите истерить! У нас больше земных суток, чтобы что-то предпринять, и, будьте уверены, мы что-нибудь предпримем!
 
  Однако придумать что-то сразу оказалось очень сложно.
  - Если вызвать на помощь ближайший к нам корабль? - Спросил кто-то.
  - Ближайший к нам корабль и так направляется к нам по штатному расписанию, но он будет тут не раньше завтрашнего вечера. - Ответил наш связист.
  - Может быть, зальем базу по периметру базальтом и сделаем нерушимую платформу?
  - Адамантий крепче базальта и он был сокрушен. - Отверг я предложение. - Еще варианты?
  - У нас же есть боевые роботы!
  - Они все двухместные. - Отрицательно покачал головой коммандер. - Даже если впихнуть три человека, все равно и половина не спасется.
  Внезапно кто-то толкнул меня под локоть. Я обернулся. Лавр Васильевич указал мне на окно, в котором я увидел свою Леночку, неприкаянно стоящую у входа и нервно теребящую в руках платок. Тут только я вспомнил, что даже не зашел к ней после прилета.
  - Иди, иди, Костя. - Лавр Васильевич подтолкнул меня к двери. - Мы уж тут сами что-нибудь придумаем, ты не волнуйся. Давай, давай...
 
  Я выскочил из дверей и молча остановился перед ней. Она взглянула на меня, нерешительно сделала шаг вперед, второй и уже не сдерживаясь, бросилась ко мне.
  - Эх ты, зайчонок. - Я погладил ее по волосам. - Извини меня, совсем твой старик замотался, извини.
  - Коля. - Она посмотрела мне в глаза. - Что происходит? Я чувствую, что что-то плохое. Ведь так?
  - Не волнуйся так, зайчонок. Все хорошо будет. Намечается небольшое землетрясение, завтра.
  Леночка, неожиданно всхлипнула носом и крепче прижалась ко мне.
  - Ты чего это?
  - Колечка, я боюсь. Мне сон плохой сегодня снился, будто вся планета развалится. Я так за тебя волновалась, так волновалась...
  - Ну, ну, это вряд ли. Планета - она большая, крепкая, не развалится. - Утешил я ее. - Однако экспедицию придется сворачивать. Пошли, посидим.
  Мы отошли в сторону, и присели под навесом с образцами породы.
  - Эх, жаль. - Вздохнул я. - Не успел я тебя свозить в свое потаенное место.
  - Потаенное? - Спросила Леночка, перестав, наконец, всхлипывать.
  - Да. Самое красивое место, там, где земля и небо сливаются в одно целое. Я его нашел в первую же неделю, как мы сюда прилетели, но вот тебе его показать никак не получалось, думал, что все еще впереди, а оно вот как обернулось...
  Мы замолчали, и просто сидели, обнявшись, смотря на суету, разворачивающуюся вокруг. Лагерь постепенно пришел в оживление, все начали таскать какие-то приборы и строительные материалы в разные стороны, с буровой доносился зычный клик Вадика, поносящий в очередной раз нерадивого бригадира, вкупе со всей бригадой.
  - Он какой-то бесчувственный. - Произнесла внезапно Леночка.
  - О ком ты, зайчонок? - Оторвался я от своих размышлений.
  - О Вадике. - Пояснила она. - Какой-то он замкнутый, закрытый, только и знает, что со всеми ругается. Даже на девочек наших из лаборатории и то ругался.
  - А, Вадик... Он на самом деле глубоко несчастный человек.
  - Почему же?
  - Любовь у него была несчастная.
  - У Вадика была любовь? - Усмехнулась недоверчиво Леночка.
  - Зря ты не веришь. Давно это было, мы с ним тогда еще на Земле работали, молодые были. Была у него жена. На работе у нас они и познакомились. Не помню, как ее имя было, а звали ее все Синичкой, потому что такая она и была, маленькая взъерошенная попрыгушка, бойкая и добрая. С детишками возиться любила, с чужими, правда. Своих завести они с Вадиком так и не успели. А он в ней души не чаял, любил так, как, наверно, раз в сто лет любят. И она души в нем не чаяла, всем сердцем, искренне. Хоть и любила она со сторонними мужиками поболтать, но это без всяких задних мыслей, просто такая была общительная натура и никогда никому поводов не давала. Работали они вместе с Вадиком в лаборатории, какой-то там важный для науки долгоиграющий эксперимент с физикой ставили, который до них лет десять уже шел и после них ещё столько же продолжался бы. Но не сложилось. Подняли Вадю, однажды, ночью, вызвали в лабораторию, срочно. А Синичка в ночном была. Ну, он сорвался, пулей, влетает на центральную, а там она, лежит, коллеги вокруг, головы у всех опущены. Что-то засбоило в машине, лопнули резервуары с жидкостью, а она бросилась вентили перекрывать, чтобы не затопило весь этаж, людей спасти хотела. Спасла, но сама под поток попала, а там такая дрянь у них квасилась, что лучше сразу стакан ртути выпить. И главное, он к ней, целует, а она, не поверишь, не о том думает, что ниже пояса ее уже нет, а успокоить его пытается, простить просит.
  У меня до сих пор перед глазами этот зал стоит, она и он, обнявшись. Он рыдает, она ему улыбается так грустно. Так и умерла с улыбкой, словно заснула. Вадик после этого года два ходил как в воду опущенный, все ему не в радость было, но виду особого не подавал, как ему плохо, только иногда кулаки сожмет, так, что ногти ладони царапают, и взгляд такой страшный, в никуда, безысходный до жути. А сейчас вот, отходить начал понемногу, оттаивать. Девушкам улыбаться начал, с друзьями праздники справлять. И рад я за него был до чертиков. А тут такие дела.
  - Плохо-то как. - Снова зашмыгала носом Леночка.
  - Ну-ну, впечатлительная ты моя натура. - Я прижал Леночку к себе. - Не переживай, у Вадика еще впереди все, как и у нас.
  - Коля! - Крикнул мне кто-то из открытых дверей кабинета Лиорда. - Иди сюда!
  Я поднялся, поцеловав Леночку с лоб на прощанье и пообещав:
  - Я скоро вернусь.
 
  Однако "скоро" не получилось. Из целого вороха предложенных решений как наиболее жизненное и перспективное было выбрано следующее: нужен достаточно вместительный спасательный контейнер с автономными системами жизнеобеспечения, на тяге из боевых машин коммандера Лиорда. Оставались сомнения, смогут ли боевые машины поднять такой вес, и, главное, смогут ли они его удерживать достаточно долго - до прибытия корабля, который сможет принять контейнер на борт. Основная проблема была в том, что боевые машины не могли выйти в безвоздушное пространство - верхние слои стратосферы были их высотным порогом, поэтому проблема притяжения была актуальна, как никогда.
  - Других имеющих право на жизнь вариантов я не вижу. - Подытожил Лиорд наше совещание. - За работу.
  Иногда его чрезмерный прагматизм был даже полезен.
  Следующие десять с лишним часов были заняты настолько плотно, что к моменту завершения работы над контейнером я просто валился с ног от усталости. Для его постройки были разобраны несколько строений базы, и снято почти все оборудование с буровой, переклепанное на скорый лад в системы накопления и подачи воздуха, а так же обзорные экраны, установленные внутри контейнера.
  До начала апокалипсиса оставалось полчаса, когда по поверхности пробежали первые мурашки сейсмической дрожи.
  - Успели, слава Богу. - Пропыхтел Лавр Васильевич, утирая пот рукавом рабочего халата. Потом он выпрямился и подозвал старшего механика Михалыча - как самого сообразительного и хваткого, для управления процессом загрузки контейнера.
  Михалыч подошел, обтер замасленные руки тряпицей и гаркнул на всю площадь:
  - Ну, чего возитесь, как паралитики?! Руки в ноги и на посадку!
  Я показал ему большой палец и направился к Лиорду, который временно занял радиорубку.
  - Землетрясение - оно ждать не будет! - Надрывался за моей спиной Михалыч. - Давайте, смелее, смелее! Ну, мужики, ну вы, куда вы лезете?! За вами там нежная дама в давке мнется, а вы как на холодильник с водкой... ну, мужики... позвольте вашу ручку, прелестное создание. Проходим, проходим, не толпимся, по порядку!
 
  Лиорд мрачно обозревал базу через оставшиеся невостребованными обзорные экраны.
  - Константин, мы успеваем? - Спросил он, как только я перешагнул порог.
  - Да, коммандер, все идет по плану.
  - Хорошо.- Лиорд наклонился к переговорному устройству. - Двадцать минут, все на посадку!
  - Отправь своих орлов, пускай проверят все помещения, чтобы никто не остался.
  Коммандер молча кивнул.
  - Уже отправил. И да поможет нам Бог.
  - Да, не помешало бы. - Согласился я. - Ладно, я пойду. Ты тут тоже не задерживайся особо. Машины готовы?
  Коммандер снова молча кивнул, и я вышел обратно, на свежий воздух.
 
  Земля под ногами уже ощутимо тряслась.
  - Пятнадцать минут, стартовая готовность! - Проревел усиленный динамиками базы голос коммандера Лиорда. - Заканчиваем посадку!
  У входных створок контейнера Михалыч орал на какую-то девчушку пытающуюся протащить с собой контейнер с образцами.
  - Вы что, едрить вашу вперехлест, не понимаете, что от каждого лишнего грамма могут жизни наши зависеть? Куда ж ты тащишь эту коробку, я тебя спрашиваю? Да в ней кило десять будет! И не надо мне тут слезы лить, нашла время! А вы там куда? Сымайте обувь! Да, сымайте и из карманов все лишнее на землю! Плевал я, что это докторская, хоть кандидатская! Вот оставайся тут и защищай ее, если не можешь с ней расстаться!
  - Семен Михайлович, голубчик, ну зачем вы так? - пытался утохомирить его стоящий рядом Лавр Васильевич. - Это же докторская, дело всей жизни. Позвольте взять.
  - Милейший Лавр Васильевич, либо вы тут остаетесь, либо докторская, при всем моем к вам уважении. Не время сантименты разводить.
  - Десять минут до старта, всем приготовиться! - подтвердил его слова из радиорубки Лиорд.
 
  Я осмотрелся по сторонам. База обезлюдела, только военные коммандера проверяли последние помещения, на случай, если кто-то остался внутри. Из-за тряски опасно накренилась мачта связи и на буровой ухнула вниз вся наземная часть механизмов, подняв огромное, едва ли не в высоту самой обрушившейся буровой облако пыли. Пора было и мне забираться в спасательный контейнер. Я цыкнул на Михалыча с Лавром Васильевичем, которые поочередно уступали друг другу прав войти в контейнер первым, забрался вслед за ними внутрь и стукнул кулаком по кнопке закрытия створок. Те с гудением подались навстречу друг другу и сомкнулись с плотоядным чмоканьем под шипение гидравлики. Теперь мы могли только наблюдать за происходящим через обзорные экраны. Тряска, тем временем все усиливалась. Несколько построек сложились как карточные домики, а матча связи стремительно обогнала по уровню наклона пизанскую и обрушилась на центр связи через мгновение после того, как оттуда резво выскочил коммандер Лиорд. Я огляделся по сторонам, увидел Леночку и направился к ней, попутно похлопывая по плечу собратьев по несчастью.
  На площади, тем временем появились первые боевые машины, на одной из которых был знак отличия коммандера. Неуверенно ступая по трясущейся земле, эти громады подошли вплотную к спасательному контейнеру, наклонились и легко подняли его в воздух. Кто-то внутри контейнера не удержался на ногах и хлопнулся на пол. Закрепив страховочные тросы, боевые машины запустили реактивные двигатели, и все вокруг окутало облако пыли и клубы сгорающего в соплах двигателей кислорода.
  - Тридцать секунд до старта. - Сообщил по внутренней связи коммандер Лиорд и снова отключился. Тем временем земля вокруг пошла глубокими трещинами, в которые стали проваливаться отдельные домики и одиноко стоящее оборудование. На месте буровой в небо на добрый десяток метров вырвался столб расплавленной до плазмообразного состояния породы, заливая все вокруг раскаленными каплями. Вспыхнуло несколько строений. Кто-то за моей спиной горестно шмыгнул носом.
  - Последний день Помпеи. - Прокомментировал Михалыч, едва не склюнув на пол по привычке, но вовремя сдержавшись. - По крайней мере, очень похоже.
  Внезапно под одной из боевых машин разверзлась трещина, и он рухнул вниз, утягивая за собой контейнер. На сей раз, почти все попадали с ног, послышались испуганные восклики. Однако, пилот мгновенно разобрался в ситуации и врубил тягу, выравнивая контейнер. Остальные пилоты подождали, пока положение выровняется, и тоже подключились к подъему. Контейнер медленно, но верно пошел вверх. Свободные боевые машины стартовали через несколько секунд, поднимаясь вверх дружным клином.
  Я стоял молча, обняв свою любимую, и смотрел, как медленно удаляющаяся земля идет трещинами, как уходят под землю строения базы, скрываясь в клубах пыльной завесы, покрывающей землю одним большим темным облаком. Я перевел взгляд на горизонт, туда, где было мое сокровенное место, которое я так и не смог показать Леночке и увидел, как земля сливается с небом в безумной пляске, как низкие темные облака перемешиваются с вздымающейся от земли пылевой завесой, словно олицетворяя конец последнего акта этой планеты и неотвратимо опускающийся занавес.
 
  - Васька! - Воскликнул кто-то внезапно в тишине, в который погрузился контейнер после взлета. - Там же Васька остался, внизу!
  Сердце гулко ухнуло куда-то вниз, когда я ошарашено опустил взгляд на площадку и увидел одного из техников, застывшего среди трескающейся на глазах площадки и смотрящего на улетающий от него спасательный контейнер, в котором уже поднялся гул встревоженных голосов. Я очнулся от ступора и ткнул кнопку связи:
  - Лиорд, у нас человек внизу!
  - Повтори. - Пришел через пару секунд ответ, среди шума многочисленных помех.
  - Внизу остался человек! - Рявкнул я в передатчик. - Надо что-то сделать.
  - Принято. - Флегматично ответствовал коммандер и, тут же, одна из боевых машин отстала от строя и ринулась вниз, пока незадачливый механик не провалился в тартарары. Приземлившись в паре метров от ошалевшего Василия, пилот робота откинул колпак кабины и махнул рукой, подзывая того к себе. Два раза уговаривать не пришлось, и когда потяжелевший на одного человека механизм снова поднялся в воздух, по контейнеру пронесся дружный вздох всеобщего облегчения.
  - Эх, жаль. - Пробормотал подошедший ко мне Лавр Васильевич. - А такая перспективная была планета. Ну да ничего, главное, что все целы остались. Я молча кивнул и только крепче обнял Леночку, когда клубящееся черное облако догнало поднимающийся контейнер и скрыло от взглядов людей агонию бьющейся в сейсмическом припадке планеты.

23 ноября 2009


Рецензии