Троил и Крессида

(пародийная инсценировка самой женоненавистнической трагедии Уилла Ш. из Стратфорда-на-Эйвоне)

Внутренняя сторона крепости Илион. Троянцы в боевых доспехах сосредотачиваются на крепостных стенах. Греков не видно, но их преднаступательный рёв хорошо слышно.

ТРОЯНЦЫ. Эй, греки! Лучше б вам домой вернуться, ведь мы Елену вам не отдадим! 
ГРЕКИ (из-за стен). Поклялись Трою мы, виновную в грехе, разрушить!    
ТРОЯНЦЫ. Тогда разрушьте город свой Афины! (Хохочут.)
 
Из-за ограды в них летят греческие стрелы.
Внутри крепости грациозно проходит красавица КРЕССИДА с кувшином на плече. Все троянцы оборачиваются на неё, а ТРОИЛ падает с крепостной стены к её ногам.

ТРОИЛ. Я стал теперь слабее девы и ребёнка… Передо мной прекрасная Крессида явилась будто в сладостных мечтах!
КРЕССИДА. Понятен мне любви закон один: просящий – раб, достигший – властелин. (В сторону.) Пусть лучше в сердце страсть моя таиться – в глазах моих она не отразится…

Крессида, будто не замечая Троила, проходит мимо. Тот хватается за сердце. К нему подбегает ПАНДАР.

ПАНДАР. Она племянница моя, Троил. Я мог бы за тебя замолвить ей словечко…
ТРОИЛ. Скажи, Пандар, что буду я её любить… м-м… навеки вечно!!! 

Пандар спешит к Крессиде, что-то шепчет ей, показывая на Троила. Тот принимает героические позы.

КРЕССИДА. Все влюблённые клянутся сделать больше, чем они могут, но не совершают даже возможного…
ТРОИЛ. Троил будет для Крессиды таким, что сама Зависть сможет посмеяться только над его верностью!   
КРЕССИДА. Закрой мне рот, царевич, поцелуем!

Целует её. Со стен на них засматриваются троянцы, в это время одного из них, АНТЕНОРА с помощью аркана похищают греки.

ПАНДАР. Сюда, сюда, влюблённые, скорее! Укрыться надо вам от посторонних глаз!

Пандар ведёт Троила и Крессиду в уединённые покои, закрывает за ними дверь и становится у них на страже.

ТРОИЛ (выглядывая из-за двери). Пандар! Я твой должник навеки!

Пандар молча заталкивает его обратно.

ГРЕКИ (из-за ограды). Троянцы! Мы вернём вам Антенора, но лишь взамен красавицы Крессиды! Её отец и прорицатель Калхас желает, чтобы дочь при нём была…   
ТРОЯНЦЫ. Такой обмен нам выгодней, чем грекам… Антенор – мудр. И за него Крессиду мы обязаны отдать…   

Несколько греков отодвигают Пандара в сторону и распахивают двери. Из них выходит Троил, обнимая Крессиду.

ТРОИЛ. Мгновенье счастия и горькая расплата… Любимая, будь только ты верна мне! Будь верна!   
КРЕССИДА. Пусть именем Крессиды назовут измену, когда тебе я изменю, Троил!
ТРОИЛ. Возьми щиток с моей руки на память. (Отрывает рукав от доспехов, дарит ей.)

Обнимаются. Ворота Трои открываются и Крессида выходит. Раздаётся восхищённый рёв греков, их свист и улюлюканье. Они в ответ через стену перебрасывают Антенора.

ТРОИЛ. О терзают грудь мою мученья ада… За ней прокрасться! В стан врага! (Уходит.)

Лагерь греков. За ним виднеются стены Трои. Троил и Пандар прячутся за шатром Калхаса, из которого выходит ДИОМЕД, за ним - Крессида.
 
ДИОМЕД. Тебе не верю я, Крессида! Ты обещаешь много, но хитришь!
КРЕССИДА. Тебе сказала, что приду, а обещанья я свои блюду…
ДИОМЕД. Так подари мне верности залог. 
КРЕССИДА. Троилу вслед один мой глаз глядит, другим же глазом страсть руководит.

Достав доспех, подаренный Троилом, Крессида безотчётно ходит между Диомедом и Троилом, спрятавшимся за шатром. Решившись, отдаёт щиток Диомеду.

ТРОИЛ (выпадая из-за шатра). Моя Крессида лжива! Лжива!
ПАНДАР (в ритм ему). Тише! Тише!
ТРОИЛ. Она в любви мне поклялась, которой нет.

Пандар втаскивает Троила обратно за шатёр.

ДИОМЕД. Я буду встречи ждать, Крессида…
КРЕССИДА. Я буду больше, Диомед…

Крессида скрывается в шатре, Диомед уходит. На крепостных стенах появляются троянцы с кифарами, они вещают под их звуки классическим гекзаметром. 

ТРОЯНЦЫ. Наш Гектор-троянец, едва лишь увидел Патрокла, острой сражённого медью, идущим из боя обратно, близко к нему подошёл и ударил с размаха пикою в низ живота и насквозь пронзил его медью… И умер Патрокл. Да здравствует Гектор!
ГРЕКИ (в пику им куплетами). Ахилл, Ахилл! А Гектора убил Ахилл!! Ахилл, Ахилл…

Троянцы бросают кифары в греков, те -  их обратно. Появляются Троил и Пандар.

ПАНДАР. А о чём поют зарубежные военные?
ТРОИЛ. Они поют: не верь грязным сводникам… И лукавым красоткам не верь.
ПАНДАР. И это благодарность за помощь влюблённым… О бедный, о бедный Пандар…(Понуро уходит.)
ТРОИЛ. Теперь не чувствую я страха перед смертью – теперь за Трою умереть хочу скорей…

Обнажив меч, бросается на греков. Те поднимают на него свои копья. Все неожиданно застывают. Сцена античного окаменения. Звучит барабанная дробь. Занавес.

(с) Сергей Вепрев, 18.06.12
 


Рецензии