Военный билет

               
- Ну, а за неимением паспорта, какой-либо другой документ удостоверяющий личность, у вас с собой есть? Спрашивала меня строгая женщина, пропускающая абитуриентов на первый экзамен в московский Первый медицинский институт им И.М.Сеченова. Я в полной растерянности смотрел на эту сотрудницу ВУЗа и мысленно ругал себя за свою неорганизованность, за то, что забыл в подмосковной квартире, где остановился у знакомых, свой паспорт. Было крайне обидно от того, что всё предпринятое на пути вот к этому дню – было впустую. Меня не допустят на экзамен. Впереди возвращение ни с чем домой в Батуми. Вновь поступать в институт смогу лишь через год. В голове быстро, как кадры фильма, возникали события, приведшие меня к двери этой аудитории.
Вспомнились 5 лет учёбы в мореходном училище, после чего я должен был отработать несколько лет на судах в системе Министерства морского флота. В течение года я ходил на судах в Европу и Африку. Было очень интересно, но я понял, что это не моё. Решил продолжить семейную традицию и стать, как моя мама, врачом. Поэтому ещё на судне, в перерывах между вахтами, я стал готовиться к вступительным экзаменам в медицинский институт. Вспомнил, с каким трудом списался на берег. Затем приезд в Москву и обивание порогов министерств. В Министерстве здравоохранения мне говорили, - мы охотно примем ваши документы и допустим к вступительным экзаменам, если вы принесёте нам письмо от Министерства морского флота о том, что они не против этого. В Министерстве морского флота меня уверяли, что ничего против того, чтобы я получил второе образование, они не имеют, но письмо, подтверждающее это, не давали. Часы, проведённые в длинных очередях, и игра мною, как мячиком в настольный теннис продолжались, а до начала вступительных экзаменов оставались считанные дни. В конце концов, я в полном отчаянии обратился с просьбой…нет, не в эти два министерства, а к обычному секретарю ректората медицинского института. Это была женщина с уставшим лицом, на котором читалось, что все её знакомые и близкие в эту жару отдыхают, а она вынуждена копаться в этих бесконечных и надоевших ей документах. Я просто сказал ей, - пожалуйста, помогите мне. Она пристально посмотрела на меня. Не знаю, что она прочла на моём лице. После раздумья сказала, -  хорошо, давайте ваши документы. Буквально спустя минуту «неразрешимый» вопрос для двух огромных министерств был решён простым секретарём. Эта женщина, своим человечным решением изменила мою всю последующую жизнь. Надеюсь подаренный мною букет и коробка конфет понравились ей и улучшили её настроение.
И вот я у двери аудитории, в которой через пару минут начнётся такой важный для меня экзамен. Слышу как сотрудница ВУЗа вновь спрашивает, - может у вас есть какой-либо другой документ удостоверяющий личность?
Я знал точно, что никаких документов при мне нет, но автоматически похлопывал себя по карманам. В правом нагрудном кармане что-то лежало. С непонимающим видом достал из этого кармана серую книжицу и тут услышал, - прекрасно, давайте сюда ваш военный билет и проходите на экзамен…
Представили моё лицо? Вот так единственный раз в жизни пройденный мною в училище курс военно-морской подготовки и то, что я являюсь офицером запаса – помогли мне.


Рецензии