Про проселочные дороги
У этой дороги было много различных состояний. Вы сейчас, наверняка, схохмили про жидкое и газообразное, если считаете себя великим юмористом. Зря смеетесь. Вы не так и далеки от истины. В основном, состояние дороги зависело от времени года и варьировалось в состояниях от «плохой» до «лучше бы я поехал напрямик через лес».
Начнем с зимы, я думаю. Когда погода была погожая – дорога так же была погожей, пока не начинался снег. Грейдер или трактор с отвалом ходили у нас лишь по большим праздникам (читай: «перед проездом автобуса»). Если в понедельник проезжал автобус, а во вторник выпадал снег – все смотрели на него печальными глазами или пытались штурмовать на «Буханках», «Козлах» и разнообразных тракторах, потому что до пятницы его все равно никто не расчистит. Владельцы легкового автотранспорта с надеждой во взоре ожидали, пока кто-то проедет и сделает колею, по которой можно будет ползти, нежно черпая бампером снежные заносы. Однако (и многие со мной согласятся), снежные заносы были куда лучше внезапного потепления. Потому что потепление приносило с собой гололед. Дорога превращалась в бобслейную трассу и попавшая в колею машина скользила по ней, напрочь игнорируя руль и педали. Разъехаться на такой дороге можно было только одним способом - сдавая задним ходом до ближайшего расчищенного перекрестка, то есть километра три – пять.
Весной был краткий промежуток водительского счастья, между сходом с дороги снега и оттаиванием земли. Как только земля оттаивала – дорога мутировала в непролазное песчаное болото, которое с одинаковой легкостью поглощало как «Жигули», так и «Камазы». Все это безобразие медленно подсыхало, если весна не оказывалась дождливой. Когда плотность дорожного покрытия возвращалась к адекватному состоянию – открывался сезон вывоза леса. О да. Это был светлый праздник для сотен мужиков, работающих на лесоповалах и в районных леспромхозах. Для всех же остальных автолюбителей это был черный день, так как на дороги выезжали десятки лесовозов и «фишек» (вероятнее всего от названия финской компании Fiskars, производящей в том числе технику для валки леса).
Если вы думаете, что знаете о плохих дорогах все – вы заблуждаетесь, пока не видели, во что может привести дорогу орава таких вот товарищей. Они носятся на околосветовых скоростях, игнорируя населенные пункты и законы физики, и разбивают дорогу лучше, чем с этим справились бы несколько экскаваторов. Примерно к началу лета дорожное полотно больше похоже на спецучасток какого-то раллийного соревнования. Тут и огромные лужи, и «гребенка», такая, что руль так и норовит вырваться из ваших рук, а пломбы – из ваших зубов. Есть даже валяющиеся посреди дороги бревна и доски, оброненные слишком жадными водителями.
Такая благодать продолжается до конца лета, и, к этому моменту, страданиями, потом и машинным маслом многих водителей дорога более менее выравнивается, при этом начиная больше напоминать дорогу в дороге. Внизу старое русло, неизменное десятилетиями, а сверху узкая извилистая лента, петляющая от обочины к обочине, объезжающая попавшие на дорогу деревья, вылезшие из земли камни, русла от дождевых потоков и особо глубокие ямы с водой. Думаю, проехать по такой дороге напрямик заслабило бы даже чемпиону мира по ралли.
С камнями вообще отдельная история. Такое чувство, что со времен ледникового периода они не успокоились и продолжают свое неторопливое наступление. Иначе как объяснить тот удивительный факт, что на дороге время от времени возникают как относительно небольшие камни, вывернутые каким-то большегрузом, так и огромные многотонные валуны, которые постепенно откапывают не в меру ретивые водители тракторов с отвалами. Прямо не дорога, а слаломная трасса посреди Стоунхенджа. Разумеется, возникающие на дороге камни никто не убирает и возникает очередной извилистый путь. Потом выпадает снег, мило припорашивая все дорожные недостатки, которые становятся для неопытных или нездешних водителей настоящими сюрпризами. И далее все сначала…
Так было до того, как я пошел в шестой класс. Свершилось сие году, вроде, в девяносто восьмом. После этого администрация решила проложить к нам асфальт. Разумеется, это они не от радости за меня, а совсем даже по другой причине, о которой ниже. Все деревни на маршруте гуляли на радостях до тех пор, пока не забыли, что они вообще отмечают. Строить начали по-крупному, устроили тендер, пообещали плюшек. Не думайте, это они не от большой любви, просто повадились в наши населенные карелами места родственные финны, которые цепким взглядом окидывали разоренное в перестроечное время хозяйство и время от времени бросали что-то вроде: «tyhm; ven;j;n» или «isot rahat», не забывая оценивающе цокать языками. Районная администрация, раскатала губу, что они после таких вот рейдов возьмутся наше порушенное хозяйство восстанавливать и на спиртное для милых гостей не скупилась.
Тем временем, выиграла одна из контор тендер. На радостях накупили они водки, а, чтобы не казалось, будто они с самого начала ничего не делают, навезли на первые километров шесть - семь дороги горы песка, благо, что карьер был в паре километров. Поставили там каток на обочине, для внушительности и ушли отмечать. А дорога стоит. А кучи лежат. Причем, что характерно, что одной, что с другой стороны дороги. И как-то между всем этим безобразием надо ездить. В том, что это именно безобразие, а не какая-то там досадная мелочь, я убедился в первую же поездку. Помните такие старые ПАЗики с ностальгическими округлыми окошками на стыке крыши и боков? Сижу, я, значит, на заднем сиденье. Автобус едет. Прямо по курсу куча песка. Автобус закладывает вираж и так деликатно встряхивает рессорным задом. Ей Богу, если бы я вез яйца (кроме своих), то не выжило бы ни одно. Меня снесло с сиденья и кинуло куда-то в стратосферу, приложив на вершине виража об то самое окошко. Пока я приземлялся, автобус скакнул по следующему бархану, и сиденье радостно полетело меня встречать. Соприкосновение пятой точки с седушкой по позвоночнику добило аж до мозга. Понял я, что шутки кончились, и вцепился в сиденье мертвой хваткой. К сожалению, на пятом иди шестом бархане седушка не выдержала и полетела к звездам вместе со мной. Короче, началу старой плохой дороги я радовался словно подарку ко дню рождения. Окружающие крестились и отдувались. Водитель на ходу запихивал под кожух мотора какие-то вывалившиеся детали.
В общем, такая вот незадача. И начальство за проведением ремонта не следит, не хочет служебную машину гробить. И водка никак не кончается. И снег внезапно так выпал, спустя всего четыре месяца. Стройка замерзла. Дорогу вроде кое-как накатали. Пришла весна. Потекли ручейки. Между кучами песка бурные потоки промыли настоящие русла. Ну, вы поняли.
Наконец, у конторы (нет, не проснулась совесть) кончилась водка. Они навезли соляры, пяток самосвалов и пару тракторов с отвалами. Начали все это ровнять. Трактора тут же бесславно затонули. Мужики почесали в голове и придумали навезти сразу и щебня, перемешав его с песком. Помогло. Трактора тонуть перестали. Народ воспрял духом. Вот и первый асфальт, черный и дымящийся, показался из-под асфальтоукладчика. Сделали за неделю, будете смеяться, метров двести. Это сейчас мы привыкли, что километры нового асфальта за считанные дни кладутся, а тогда еще даже не двухтысячные были, а самый конец девяностых. Положили еще двести метров, а потом у них что-то сломалось. Пока гоняли за водкой и решали проблему, прошло время. Потом еще что-то сломалось. Короче, за лето положили километра три. Потом снова, откуда ни возьмись, выпал снег. Финны посмотрели на это безобразие, посмотрели, и уехали обратно в свою цивилизованную Скандинавию. Администрация расстроилась и наорала на контору, контора наорала на бригадира, бригадир наорал на водителей, водители наорали на чернорабочих, чернорабочие наорали на паренька, который на велике за водкой и сигаретами в поселок мотался. Паренек не стал орать, только плюнул, пнул трактор в колесо, сел на велик и уехал. А там и иск пришел, с пожеланием возместить выпитое. Контора тут же прикинулась банкротом и даже трактора не забрала. А кучи, хоть и основательно уже расползшиеся, остались.
Народ этого дела так не оставил и вопросил, доколе им портить свою технику на этих буераках и какого их вообще навалили, если строить дальше не будут. Администрация отмолчалась. Выжидая, как оказалось.
Случился тут у нас очередной старый новый год, а в этот праздник, 14 января, молодежь деревенская имела обыкновение водку пьянствовать и безобразия нарушать. Начиналось все с невинных снежков в окна, а заканчивалось в зависимости от количества и качества выпитого. В этот раз местные орлы решили выпить много и совершить нечто этакое, героическое, чтобы девчонки ахнули и сразу дали. Взяли они автобусную остановку, вырвали эти много килограммов металла из промерзшей земли и утащили за полкилометра до ближайшего оврага, где оставили валяться кверху пузом.
Агаа, радостно возопила администрация, мы, значит, вам асфальт, а вы нам муниципальную собственность портить?! Хрен вот вам теперь, а не новую дорогу!
Вот так бесславно закончилась эпическая постройка асфальтовой дороги в наши дебри. Так что и по сей день можете смело приезжать в наши края, чтобы ознакомиться с удивительным чудом света – проселочными дорогами и, если не повезет, остаться там из-за них навсегда.
21 июня 2011
Свидетельство о публикации №212061801743