Золотой дождь. Глава 17. Кавказцы

Глава 17

 КАВКАЗЦЫ

 То, что Гиви не единственный представитель кавказской диаспоры, обосновавшейся на прииске, Борис теперь знал хорошо. Гиви и Нодар работали бульдозеристами,  а Руслан и Дамир были промывальщиками. Борис даже не подозревал, насколько дружной и сплочённой была эта группа, не случайно оказавшаяся на этом прииске. Несмотря на то, что все они работали на разных участках и в разные смены, это не мешало им быть в курсе всех приисковых дел. Каждый член группы подчинялся Руслану Атабаеву.

Этот худощавый темноволосый молодой человек  со спокойным взглядом серых глаз производил впечатление порядочного человека. Его приятная улыбка растапливала лёд недоверия при общении со всеми, и всем казалось – Руслан рубаха-парень. На самом деле Руслан был очень хитрым и расчётливым человеком. Под маской порядочности скрывался бандит, прошедший суровую жизненную школу, воевавший в Чечне.

Руслан работал на одном промприборе с Иваном. Несмотря на это, парни не дружили и встречались только на пересменках. Однако этого им хватило, чтобы не взлюбить друг друга. Возможно, каждый из них подсознательно чувствовал внутреннюю силу напарника, а может быть, виной тому были разные бытовые неурядицы, без каких не обходится в местах большого скопления людей.

При встрече с Иваном в глазах Руслана нередко проскакивали недобрые искорки. Всего один-единственный раз его злоба вырвалась наружу, показав волчье нутро этого человека. Случилось это из-за самородка золота, который Руслан хотел присвоить себе. Самородок размером с голубиное яйцо, он нашёл возле промприбора, но случилось необъяснимое: при пересменке он выскочил из его куртки и прямо на глазах Ивана упал на железный настил. Тот, недолго думая, поднял его и бросил в кучу породы. Руслан взбесился.

- Ты что делаешь, гад? – он схватил Ивана за грудки.  – Скотина, я тебя убью! Ещё раз пересечёмся — считай, ты не жилец на этом свете. Аллах Акбар!

Почувствовав достойный отпор, Руслан разжал руки. По его перекошенному лицу было видно, что будь у него в руках нож или автомат, Ивану бы не сдобровать.

Собирать золото по крохам Руслан  не хотел. Дело это было  не только опасное, но и очень затяжное. На большой куш здесь рассчитывать не приходилось, а на карманные расходы он мог заработать в другом месте. Не для того он приехал сюда, чтобы работать на чужого дядю.

Осмотревшись, Руслан остановился на золотоприёмной кассе прииска, куда поступало всё добытое старателями золото. По первым буквам старатели называли её ЗПК, так сложилось исторически. Понятие «касса» к этому заведению совершенно не подходило, правильней всего его надо было бы назвать банком или даже складом золота.

ЗПК прииска Уйгур представляла собой рубленый бревенчатый дом, одиноко стоявший на отшибе. Со всех сторон он был обнесен сплошным забором, поверх которого шли три ряда колючей проволоки. Тут Кульчицкий не пожалел ни материала, ни рабочего времени старателей – всё сделал по инструкции. Он хорошо понимал: случись что с металлом, не сносить ему головы.  В ЗПК золото взвешивали и оприходововали. Там же оно складировалось. По инструкции на прииске не должны были накапливать много металла, однако в жизни было всё по-другому. Золото по разным обстоятельствам хранилось в ЗПК месяцами.

Таким образом, ЗПК была похожа на маленькую крепость, охраняемую тремя кассирами. Так официально называлась их должность,  на которой охранники числились в артели. На самом деле кассиры были приписаны к райотделу милиции и, возможно, «проходили» ещё в другом силовом ведомстве, вооружившем их автоматами Калашникова и экипировавшем в камуфляжную форму. По долгу службы кассиры находились в ЗПК круглые сутки. Свой затворнический образ жизни они разбавляли только походами в столовую и баню. Мужики подобрались там здоровые физически и крепкие по натуре. Контактов с рабочими они избегали и в свой замкнутый круг никого не пускали.

В столовую кассиры приходили по очереди. Первым появлялся высокий и здоровый, как племенной бычок, Тарас. Длинные кончики его пышных чёрных усов опускались до самого подбородка. Время от времени Тарас их накручивал, отчего был похож на своего именитого тёзку — Тараса Шевченко. Тарас никогда не упускал случая покрасоваться. Он важно проходил по столовой, подходил к стойке и с высокомерным видом, будто он в ресторане, заказывал себе обед. Потом так же важно шёл к своему зарезервированному столику, одиноко стоявшему в стороне от всех.

После Тараса приходил мрачный толстеющий Вальдемар.  В это время обед всегда был в разгаре, столовая напоминала потревоженный муравейник. Свободных мест не хватало, и народ толпился даже в коридоре. Зато Вальдемара обслуживали как большого начальника. Он всегда был чем-то недоволен, это было просто написано на его лоснящимся холёном  лице. Однако с виду Вальдемар был проще Тараса.

И, наконец, когда в столовой почти никого уже не было, появлялся начальник ЗПК Орест Никанорович Петренко. Это был здоровый, как боров, краснощёкий мужик с большими залысинами на голове и крупным прямым носом. Он важно проходил к раздаче и вместо приветствия, как попугай, говорил всегда одно и то же:

- Девчата, я голодный, як волк. Чем вы меня сегодня порадуете? Давайте скорее накладайте. Да побольше и погорячее. Як я вас люблю.

Заигрывая с девушками, Петренко начинал качать свои права. Он требовал чего-то такого, чего не было в рационе. Зная его пакостливый характер, повара оставляли ему самый лучший кусок.

Руслан долго присматривался к каждому кассиру золотоприёмной кассы, пытаясь найти хоть малейшую слабинку в их характере. Более покладистым и, возможно, сговорчивым ему показался Вальдемар. В его облике Руслан увидел проблески  порядочности, которые тот всячески маскировал.

- Привет, начальник. Что такой невесёлый? – как-то обратился к нему Руслан. – Подскажи, пожалуйста, как мне попасть на такую халяву, как у тебя? Устал пахать на промприборе, хочется чего-нибудь для души.

- Да пошёл ты… — грубо отшил его кассир. – Надоели мне всякие козлы вроде тебя.  По всем вопросам обращайся к начальнику участка.

- Послушай, век не забуду, буду помнить до гроба. Отблагодарю…

Несмотря на кровную обиду, Руслан заговаривал с ним ещё пару раз, но общение с Вальдемаром едва не закончилось плачевно для него. Возможно, кассир был не в духе, а может быть, его, действительно, «достали» старатели. Вальдемар напустился на Руслана:

- Если ещё хоть раз ко мне подойдёшь, я вызову начальника охраны прииска. Он тебе расскажет, как попасть в нашу контору.

После этого случая у Руслана сразу пропал интерес к приисковым кассирам.

Кавказцы держались всегда вместе, что им помогало выживать в разношерстном коллективе и избегать лишних конфликтов. Права они не качали и в то же время не давали себя в обиду. В общем, они вели тихую размеренную жизнь, какую можно вести на прииске, где все работали по двенадцать часов без выходных. Даже опытный Кульчицкий ничего необычного не видел в их поведении. По сравнению с говорливыми и амбициозными представителями самостийной Украины те были тихонями.

И всё же подсознательно Кульчицкий чувствовал, что на прииске не всё в порядке. Начальник охраны Божко, как старый стукач, вынюхивал по углам о настроении каждого рабочего. За дополнительные трудодни «доброжелатели» ему доносили обо всех подозрительных случаях, происходящих на прииске. Представители кавказской диаспоры в его чёрный список не попали ни разу. Поэтому со временем они оказались вне подозрения.

Итак, Руслан решил отказаться от мысли по захвату ЗПК. Действовать нужно было по-другому.

Золото само по себе не имеет ценности в тайге. Для того, чтобы оно стало товаром, его нужно вывезти туда, где его можно продать. Поэтому воровать золото, не зная, как его вывезти из тайги – это безумие. Кавказцы не были сумасшедшими, на бездумный риск они не шли. Если же брались за что-то рискованное, то всё просчитывали до малейших деталей.

Главная проблема, которую им нужно было решить в случае удачного хищения золота – как его вывезти с прииска. Над этой проблемой Руслан не раз ломал голову и в конце концов её решил.

Все варианты с пешим выносом золота из тайги не подходили. В любом месте подстерегала опасность. Преследователи могли их догнать или ждать на трассе. Действовать нужно было стремительно, чтобы не оставить им ни малейших шансов. Для этого лучше всего подходил летательный аппарат. Своей техники у них не было, поэтому возникла мысль о захвате вертолета.

Эта мысль  пришла в голову Руслану сразу после того, как он узнал о подготовке к вывозу золота.

«Сам по себе вертолёт сюда не прилетит, — думал Руслан, просчитывая варианты, — и даже, если такое случится, никто не будет вывозить золото до поступления команды. Для этого нужно самим создать определённые условия, чтобы его загрузили золотом и взяли их на борт».

 


Рецензии