Одноклассники. Хамелеон. Глава из повести

     В детстве это был щупленький ребёнок с бесцветными глазами и таким же, под стать глазам, лицом. Как будто художник или летописец взял лист бумаги, чтобы оставить на нём какой-нибудь знак, но так ничего и не оставил.

     Парнишкой он был юрким, но каким-то мелким и незаметным. Его присутствие в классе или вне класса, когда мы собирались в неформальной обстановке, ничего не меняло. Он что был, что его не было.

     В старших классах Мишка превратился в долговязого подростка, и физиономия его  стала заметней только благодаря несметному количеству угрей, покрывших лицо от подбородка до лба как грибы.

     Учился он средне, поведением не выделялся... В общем, средний, незаметный человек. Правда, не пропускал ни одной из наших вечеринок, и если мы всем классом куда-нибудь выезжали, то Мишка всегда был с нами. Кроме того, у него была масса приятелей, и он никогда не оставался один. В любой компании Мишка оставался незаметным и как хамелеон отлично приспосабливался к любой ситуации.

     От армии он каким-то образом откосил. Где он всё это время жил и работал – неизвестно, да никого этого и не интересовало. Лишь раз или от силы два кто-то вспомнил про Мишку, сказав, что видел его торгующим на рынке импортным барахлом. В то время торговали все, кто мог, и эта новость никого не удивила. Расспрашивать более подробно о Мишке никто не стал.

     Встретил я его перед отъездом. Мишка с важным видом очень суетился, одет был как на дипломатический приём – в костюм с галстуком. Я не выдержал и спросил его:
     – Ты никак жениться собрался?
     – В Израиль уезжаю, – с достоинством ответил Мишка, глядя в заморскую даль, но краем глаза наблюдая мою реакцию.

     Я и правда был удивлён.

     – В Израиль? А ты разве еврей?! – не сдержал удивления я.
     – Скоро стану, – самодовольно бросил Мишка. – Все документы уже готовы.

     Я еле сдержал улыбку и пожелал ему успеха. На том мы и расстались.

     Снова о Мишке я услышал спустя два года, когда приехал в гости к себе домой. На этот раз случайная встреча с Мишкой вызвала у меня удивление, граничащее с шоком. Серая личность, как высокомерно окрестило его наше высшее общество, стал в городе фигурой весьма заметной. И произошло всё это благодаря Израилю.

     Приехав в Израиль, Мишка вкалывал на трёх работах, почти не спал и всё копил деньги. Чтобы не тратиться на квартиру, он жил прямо на складе, там же, где работал сторожем, дворником, грузчиком и разнорабочим. Хозяина это вполне устраивало, поскольку Мишка всегда был у него под рукой. Мишка тоже был доволен, поскольку склад был продовольственным, и он не тратился ни на коммунальные счета, ни на еду.

     Мужики, работавшие на складе, брезгливо воротили от него нос, называя бомжом и вонючкой. Но Мишке на всё это было наплевать – он неудержимо шёл к своей цели.

     А цель у него была вот какая.

     Подсобрав денег, наняв гарантов и представив в банк зарплатные ведомости, Мишка получил в банке ипотеку, да ещё набрал ссуд на покупку квартиры. С хозяином квартиры он заранее договорился о дележе полученных из банка денег. Как только деньги были поделены, Мишка взял билет на самолёт и улетел обратно.

     Дома он скупил по дешёвке – семь или восемь квартир. Цены в те годы были ещё бросовыми.

     Работать Мишка устроился продавцом в продуктовый магазин. Но продавал он вовсе не хозяйскую продукцию, а свою собственную, которую ему поставляли друзья. И, лишь продав своё, начинал продавать хозяйскую. Бизнес шёл у него успешно. Со временем Мишка нашел себе должность товароведа и сделался настоящим биржевым брокером: он постоянно находил товары на распродажах в других магазинах, оптом скупал всю продукцию и затем продавал всё это у себя в магазине.

     Конечно же, на своих махинациях он не раз горел, но каждый раз находил себе новую работу и начинал прокручивать прежнюю схему. Зарабатывал, а вернее «рубил» Мишка неплохо. «Срубленные бабки» вкладывал в недвижимость, ни во что другое он не верил. Чутье не подвело Мишку: цены на квартиры выросли так, что все его владения стоили уже миллионы. Скупка и продажа недвижимости стали его основным занятием. Зарабатывал он по-прежнему неплохо и уже мучился проблемой куда вложить деньги. Инвестировал он повсюду: от лотков на рынке до ломбарда.

     Теперь Мишку не заметить уже невозможно: он стал одним из самых богатых людей в городе, в его владении находятся огромная недвижимость, торговые сети и даже круизные катера.

     В газетах, если заходит речь об экономике, обязательно красуются его самодовольная физиономия и какое-нибудь из его же высказываний, не важно о чём. Каждое его слово эксперты ловят и потом исследуют, как анализы в поликлиннике.

     Сам Мишка обожает путешествия и большую часть времени живет за границей, куда давно переселились его жена и две дочери.

     Встретиться с ним мне довелось ещё раз лет десять назад. Он тогда был ещё не так могуществен, но уже весь буквально лоснился от самодовольства. Свой медовый месяц мы с женой решили провести на Синае: условия были хорошие, пятизвёздочная гостиница, всевозможные атракции и всё это совсем недорого...

     Поначалу жена была в ужасе: там же террористы! Но я её успокоил: один раз живём. К тому же, кому быть повешенным, тот никогда не умрёт от взрыва бомбы. Мы поехали.

     Там-то, в гостинничном баре, я и увидел вдруг Мишку. Он сам к нам подошёл.

     – Привет! – с серьёзным видом поздоровался он.
     – Здоров! – ответил я, и мы обменялись рукопожатием.
     – Ну, как жизнь? – спросил Мишка и вопросительно посмотрел на мою жену.
     – Нормально, – ответил я.
     – А квартиры в Израиле дорогие? – вдруг спросил Мишка.
     – Дорогие, – ответил я.
     – А то я  недавно коттедж построил в районе Н. у самой реки – ну, ты знаешь...

     Я кивнул.

     – Чем вообще занимаешься? – спросил Мишка.
     – Работаю, – ответил я.
     – Где?
     – На заводе.
     – А я теперь сам себе хозяин, – самодовольно заявил Мишка. – У меня своя фирма, и магазин, где я был товароведом, теперь тоже мой! – Мишка еле сдерживался, ему хотелось рассказать о своих успехах, но мы лишь вежливо слушали его.
     – Возвращаться не собираешься? – спросил Мишка.
     – Нет, – ответил я.
     – Зря – там, у нас, деньги заработать легче. Я всегда говорил, что деньги нужно зарабатывать там, а тратить здесь. Мы с друзьями поднялись на колбасе, привозили из Европы и продавали в моём магазине. Сначала своё продадим, потом хозяйское... – Мишка увлёкся рассказом, но я его довольно невежливо оборвал, сославшись на поздний час. Время и правда было позднее, но главное, нам с моей молодой женой не терпелось остаться наедине.
     – Может, и зря, но обратно я не вернусь. Извини, нам рано вставать завтра.

     Мишка протянул мне руку, но в это время возле нас образовалось довольно интенсивное движение: одни люди выходили, другие заходили, и у меня появился отличный предлог для того, чтобы не заметить протянутую мне руку.

     – Удачи! – бросил я ему через плечо. Мишка тоже что-то ответил.

     Поднявшись в номер, мы уже не выходили из него до полудня.

     – У тебя вчера так горели глаза! – восхищённо сказала жена.
     – Это, наверное, от виски и кальяна, – пошутил я.

     Она обиделась, и я сразу же её успокоил:
     – Разве на тебя можно смотреть иначе?

     А вечером мы поехали на светопредставление в Каир, потом почти до утра ходили по городу, наслаждаясь чудесами местной кондитории, заглянули ради интереса в казино и в гостиницу вернулись только на следующий день.

     Удивительное было время!.. Когда в школе на уроках истории учительница рассказывала нам о древнем Египте, я с грустью подумал тогда:
     – Эту и многие другие страны я никогда не увижу. Ни Египта, ни Израиля...

     Правильно говорят: «Никогда не говори «никогда»»!..

     О встрече с Мишкой мы как-то сразу забыли...


Рецензии