человеческий фактор

               

                Юмореска

В жизни постоянно происходят случаи, в которых часто виновен человек. Хочет он того или не хочет, но они бывают. Подобные истории хотя бы раз проявляются в  каждом из нас. Будто какая-то необъяснимая и властная сила подталкивает людей против их желания совершать необъяснимые действия. Поэтому их окрестили как человеческий фактор.
Не так давно был свидетелем одного происшествия. Иначе, как казусным его не назовёшь.
По неширокой парковой аллее навстречу друг другу двигались с порядочной скоростью два велосипедиста. Ничто не предвещало неприятностей. Однако, они приблизились и врезались почему-то, говоря фразеологическим оборотом, лоб в лоб. Хотя могли спокойно разъехаться, даже не задев один другого.
Большой аварии, конечно, не произошло, ибо наездники лишь получили небольшие синяки и царапины, ну и пару восьмёрок передних колёс. Сначала они сгоряча пытались выяснить отношения в «матовом», русском выражения, но затем успокоились. Когда первые эмоции прошли, они попытались разобраться в случившемся и прийти к консенсусу.
- Ты, почему не отвернул в сторону?
- Не знаю, почему то думал, что сделаешь это ты. А как ты объяснишь своё действие?
- Шут его знает. Не поверишь – руки не слушались, были как деревянными.
После тщательного расследования, пострадавшие решили, что кто-то управлял ими. Хотя и каждый даже предполагал столкновение, но в последний момент, словно, что замкнуло у них в голове.
Подобный случай случился так же и со мной. Когда я работал в лаборатории связи, я познакомился с редактором районного вещания, его звали Юрием. По своей натуре, он был человеком шустрым и пробивным. Скорей всего работа предполагала такую линию поведения. Журналист – он везде пройдёт, чтобы пообщаться, найдет подход к людям любого ранга. Он должен быть коммуникабельным и располагать к себе собеседников.  Заметно было, что работа доставляла ему удовольствие и, знакомившись, он представлялся просто, но со значением, добавляя:
- Радиожурналист. Работа и моё хобби.
Был канун какого-то праздника, я сидел в лаборатории и паял блок электроники. И вдруг за окном промелькнула чья-то тень. Через полминуты влетел молодой человек. Не давая мне очухаться, чуть ли не введя меня в транс, своим  неожиданным посещением, я  узнал кто это. Юрий, он же радиожурналист.
-Эх, ёлки-моталки, - затараторил он, - представляешь, хотел вашего шефа на интервью расколоть, да техника подвела.
Он вынул из сумки диктофон и, положив его на стол,  сказал:
- Глянь, пожалуйста, что там случилось, а я пока сбегаю «в адрес», обещали праздничный текст написать. Я мигом, - бросил он, уже выбегая. Мимо моего открытого окна снова пролетел силуэт человека, словно космическая ракета, шлейфом оставляя за собой не дым, а запах хорошего мужского дезодоранта.
Копаться в технике долго не пришлось, заменил сгоревший предохранитель  и все дела. Я включил его на запись и пропел в микрофон:
- Трам, та-ра-рам, трам, та-ра-рам! Сидит заяц на березе курит жареный сапог…
Короче, порол всякую чушь. С газеты начитал разные новости, затем последние сообщения, подражая голосу знаменитого диктора. Тут вскорости залетел Юрий, схватил диктофон и спросил:
- Ну, что сделал? – Не дождавшись ответа, он нажал на кнопку воспроизведения, удостоверился, что всё крутится, сказал, - молодец.  Пожал мне руку и убежал.
Не прошло и получаса, звонит:
- Это ты наговорил на кассету?!
« Ну, вот, - подумал я, - стёр, наверное, что-нибудь важное. Сейчас сделает разнос». И стал лепетать в своё оправдание несуразицу в трубку:
- Понимаешь, я тут хотел уяснить дефект…
- Да, подожди, ты. Не суетись, - почему-то с радостными нотками в голосе, перебил он меня, - в общем, бегу к тебе.
Ничего не понимая, ждал его с тревожным ощущением. Юрий скоро появился и, сев рядом, начал говорить:
- Понимаешь, голос у тебя хорошо звучит, не шепелявит как у меня. Он продемонстрировал: «Слабый голо у меня.»
И правда, на самом деле слышалось: «Свабый …
- Будешь читать выдержки из докладов, торжественные речи и тому подобное. Сработаемся. – Продолжил он.
Неожиданное предложение застало меня врасплох. Быть диктором я, конечно, не думал, даже не мечтал, поэтому так разволновался, что стал заикаться:
- Я-а-а не  су-мею…
- Ничего, - перебил он меня, не оставляя сомнений в своей правоте, - начнёшь, там видно будет. У тебя голос как у Левитана, - не скупясь на сравнение, нахваливал он меня. – А я не хочу травмировать уши радиослушателей. 
И что вы думаете? Уговорил – таки. Не знаю, сумел бы кто-то не поддаться такой напористости и силе убеждения, которой обладал мой новый знакомый. Он дал мне праздничный текст и сказал, когда быть в студии.
Дома ждал другой сюрприз – приехал брат Павел из Якутии, с которым не виделись два года. Обнялись по- родственному. Поговорили о житье-бытье. Брат меня спрашивает:
- У вас радио для больных работает?
- Почему для больных? – удивился я.
- Часа три слушаю, реклама по полчаса и всё про таблетки, БАДы, мази, гели...
- Вечером меня слушай, - сказал я, - будет другое.
Я был в студии, когда пришло время записи. Положил текст перед собой, а у самого колени прыгают, внутри всё клокочет, губы засохли, не могу их отлепить, язык застыл тяжёлым камнем в гортани. Тут режиссёр заглядывает в дикторскую и спрашивает:
- Ну, что готов?
Разлепляю губы и шепчу:
- Воды мне, воды…
Принесли стакан воды и сказали, что когда загорится табло: «Микрофон включён», можно начинать.
Я очнулся, когда уже читал текст, вижу боковым зрением, что табло горит.  Дочитал до конца и … чувствую – не могу остановиться! Читаю ещё раз с самого начала, потом ещё по третьему кругу. Головой понимаю, что хватит. Но словно какой-то посторонний, незримо стоящий рядом заставляет меня произносить слова, которые, наверное, идут в эфир. Не знаю, сколько бы я читал, если бы не Юрий. Он вошёл, выразительно посмотрел на меня и, своим появлением, вывел меня из транса, затем из дикторской.
Вышел, смотрю, все хохочут: редактор, режиссёр, оператор. По плечу меня похлопывают и по-свойски поздравляют с боевым крещением. Оказалось, что сделав запись нужного блока, прекратили её. А теперь  потешались надо мной, правда, по-дружески. Когда я всё понял, расслабился и от души посмеялся вместе со всеми. Теперь мне стало ясно – что такое человеческий фактор.
         


Рецензии