Самоделка

     С А М О Д Е Л К А               

            рассказ


Брат мой Павел заядлый рыбак, он любит ее с давних пор, буквально помешался на этом – поэтому рассказы его, в основном, -  рыбацкие истории. Порой думаешь, может,  сочиняет как все рыбаки. Например, такие байки: « поймал карася весом килограмма на два, у которого чешуйка размером с полтинник, тайменя, который,  (попался на перемет)  заглотил ленка, а тот в свою очередь гальяна (озерного пескаря), служившего наживкой на крючке для крупных речных хищников». Подтверждением этих историй служит мобильник с фотокамерой, на которой запечатлены его поездки на глухие далекие речушки и озерки в таежной глухомани. Начинает фотографировать незнакомую местность, с которой начинает свой путь впервые. По ходу дела изредка вставляет свои комментарии про природу, которая окружает. Видишь прекрасную тайгу Якутскую. Перелески с плешинами лужаек, деревья высоченные смешанного леса, дорогу ухабистую (пока еще гравийную) – в общем, подробный сценарий для человека непосвященного. Потом показывает сам процесс рыболовный, финалом которого служит показ рыбы перед объективом и слышится голос: «Щука. Длиной – от макушки моей до пояса». Слышно, как оба смеются довольные…
Когда есть свободное воскресное время, брат идет в охотничий магазин или на рынок  -  толкается там, где рыболовные снасти продают. От различных искусственных мотылей, спиннингов скоростных,  разноцветных поплавков да крючков с мушками и без – глаз оторвать не может. И в разговор с продавцем вступает, доказывает что – то свое, но мелочёвку, какую - нибудь все равно купит.          
 - Пригодится когда – нибудь,- высказывается он.
Паша частенько пропадает на рыбалке. По его мнению, только там он отводит душу. Жара, дождь, туман – ему все нипочем, если в этот день он собирается порыбалить, то ни свет ни заря он уже на ногах. Ну, а если начальник  отпустит на день раньше, тому рыбки свежей привезет, так как день рабочий он поставит. Ну, а сестренке Валентине всегда тоже перепадает, но зато она угощает брата молодыми огурчиками, да помидорчиками из теплицы. Со своим другом они забираются на такие места, куда рыбинспектор не рискнет поехать, хотя там сети можно ставить, правда,  разрешается не больше трех.
Когда рыбак приезжает домой,  жалко иногда смотреть – волдыри от комариных укусов. Мазь помогает, конечно, но когда они рыбу начинают из сетей вынимать, машинально все равно рукой по лицу проведешь, тогда глаза начинает выедать –  а это ещё хуже. « Пусть уж донимает паразит». Сетка, смоченная дихлофосом, хороша, но (в другом варианте – когда за удочкой сидишь),  мешает сети поднимать на лодку. Вот и терпеть приходится, хоть и жалко кровушку свою.
Жалко мне их стало, решил сделать приборчик друзьям, который своим звуком будет отпугивать кровососущих насекомых. «Приспособят куда – ни будь, и, комарьё  досаждать не будет», - подумал я и сказал Павлу об этом.
- Правда, - подтвердил мои слова брат, - как я раньше не подсказал тебе эту затею. Ты же инженер – электронщик. Если получится, вот будет благодать! Покажу другим рыбакам, похвастаюсь. Я буду называть его: « отпугиватель». – И отходя от меня, продолжал рассуждать вслух: « А гнуса и мошкару, наверно, не возьмет»?
А я же так заразился этой идеей, только и думал об этой «игрушке». Помню, где – то встречал её описание в каком – то радиожурнале. Была ещё тогда мысль её сделать, но детали были там европейские и аналогов по замене диодов, транзисторов и т.п. не приводилось. На этом всё и кончилось. Но сейчас на карту был поставлен мой престиж, я, просто, обязан собрать данную схему. Просидел весь вечер в читательном зале, по данной тематике почти все журналы и брошюры перерыл, но оказалось, всё напрасно. То, что мне было нужно – нет и баста!  Встречались, например, такие разработки, применение которых в амбарах и складах позволяло так отпугивать крыс и мышей, что вредители, напрочь бежали с этих мест от назойливо – опасного звука сверхвысоких частот. Попадались схемы для приманки рыб в воде. -  «Но это после, во вторую очередь», - думал я. Звонки дверные с соловьиными трелями или грозным собачьим лаем (воров отпугивать) и т.д.
На работе рассказал своему шефу – начальнику цеха, какая у меня проблема. Он пообещал помочь. Не забыл, принес на следующий день брошюру, В ней тоже были схемы из зарубежной литературы и нужная мне статья. Она так и называлась: «Звук против комара». Главное – в конце книжки сноска:  замена деталей на наши отечественные.
Дома изучил схему досконально. Пришлось вузовские лекции вспоминать на начальной стадии.  Дошел, до основной сути: оказалось, что комар тоже звенит с разной тональностью. Это нам кажется, что нудит он под ухом одинаково. Если частота звука выше определенного уровня, то это может означать сигнал тревоги, допустим, типа: «Прочь, спасайся, враг!» При понижении частоты и переход её в другой диапазон, другая команда: «Нападай! Кусай! Еда!!»
- Так, - подумал я, - значит,  мне нужно подобрать частоту опасности, чтобы они спасались от невидимого неприятеля.
                Кажется, засиделся. Почему - то моя самоделка подмигивать начала разноцветными светодиодами, как в цветомузыке.  «Этого не может быть, - подумалось мне.
… Брат взял мою поделку, повесил на шею, удочки раскинул. Сел на зеленую травушку бережка, на поплавки поглядывает. Хихикает довольный, на других рыбаков поглядывает, свысока даже, которые по загривкам себя похлопывают, да смолят  сигареты нещадно, выдувая дым по сторонам. Я рядом сижу, наблюдаю,  как приборчик попискивает. Вдруг он как – то громко завыл, да так громко, в ушах звон появился. Поднял я голову.  Эх, - да это же мобильник свою мелодию включил, как говоря: «Просыпайся, иди спать по – человечески!» Вот, чертовщина! Оказывается, во сне все было! За столом уснул.
  Самоделка была готова на следующий день, правда, кой – какие детали пришлось заменять другими. И теперь у меня сомнение появилось – как она поведет себя на практике, т.е. испытание нужно провести на природе, в естественных условиях. Так что ещё на воде вилами писано, осуществится ли наша затея. День был субботний, брат был на смене, поэтому для подтверждения чистоты эксперимента пришлось пойти к своим друзьям, показать и похвалиться своим «антикомарином». Уговорил сначала одного, потом зашли к моему тезке, там прихватили ещё двоих. Сказал, что теперь комарьё нам нипочём, будем загорать и купаться без всяких проблем. Друзья пошли, скорей всего, ради интереса, ну и заодно искупаться. Так, за разговорами и болтовней пришли на берег речки. Нашли подходящее место и расположились для отдыха. Я включил свою игрушку и положил ее рядом с нашей одеждой.
Все расположились вокруг, но ничего существенного не происходило, хотя иногда пролетит мимо комарик, так безобидно попискивая. Все наблюдали за происходящим и кидали взгляды на мою самоделку, потом пожимали плечами:
- Эх, жаль, что – то комаров нет. Непонятно, действует или нет твоя штуковина, - сказал кто – то.
В конце концов забыли и про комаров, и приборчик. Продолжали купаться, играть в карты и заниматься своим делом. Я, конечно, ждал полноты ощущений и чуть расстроился за свое произведение: «Нет никакого толку».
Решил поплавать, побороться с течением, эмоции чуть выплеснуть. Греб против течения, но не мог осилить и метра, устал и, раскинув руки, отдался воде. Меня проносило мимо отдыхающих и барахтающих возле берега все дальше и дальше. Смотрю, далеко меня отнесло.  «Пора возвращаться».  Выплыл на берег, попрыгал,  вытряхивая воду из ушей и глянул на своих.
  А там…что – то непонятное творилось. Не соображу в чем дело. Прыгают все, бегают кругами, руками машут, меня зовут. Кричат хором неразборчиво…  Побежал к ним, и тут… Понял, что произошло. Оказалось, что постепенно мой чудо – аппарат собрал вокруг себя не облако, а тучу комарья, отдавая в окружающее пространство приказ, который, - если перевести на человеческий язык, звучал бы примерно так: «В бой! Вперед! Жратва!
 Кинулся я к нему, буквально прбиваясь сквозь полчища комаров, которые облепили меня, прилипнув на все оголенные части тела. Когда я выключил «антикомарин», они ещё долго не разлетались. Покидали место боя кровопийцы вместе с нами.
Теперь вот я думаю, что мне делать с этим прибором? Может военным подарить, они могут использовать его в борьбе с террористами, подбросив в места  их скопления в лесу (Может таким способом можно будет выкурить незаконные формирования банд?).
Но, главное, что я Павлу скажу. Обнадежил его. Но в душе ещё теплилась надежда – перестрою приборчик на другую частоту. Но проверять его придется уже с другими друзьями приятелями. Но это другая история.


 


Рецензии