Угол Герцена и Неждановой
коммунальная квартира на первом этаже под номером 100. Дом старинный, стены такие
толстые, что можно спать на подоконнике. Говорили, что этот дом – подвалы Малюты
Скуратова. В 70-х годах там жили разные люди, некоторые из них стали мне родными.
В 1972 г. в поисках возможности показать мою тяжелобольную дочку столичным докторам, я
оказалась в этой квартире. Адресом снабдила моя сотрудница из Института
искусствоведения, (она окончила ВГИК в Москве) сказав, что в этой квартире осели её
знакомые – выпускники ВГИКа. Их, в связи с землетрясением в Ташкенте в 1966г., перевели
из Ташкентского ГИКа в Московский. Этими выпускниками были кинорежиссёр Рустам
Хамдамов, киноактриса Лариса Умарова. Они снимали угол у Гриши Цейтлина (единственная
его комната была разделена перегородкой). Первая дверь по коридору налево вела в жилище
физиков : Павел, Ольга и их дочь Юля. В двух оставшихся комнатах жили, - в одной пожилая
дама Мария Абрамовна, в другой – простая женщина в возрасте, с девушкой, которую она приютила.
Была огромная кухня, посередине которой стоял большой круглый стол. Все жители квартиры
могли разместиться за этим столом.
Итак, я позвонила в дверь. Открыл Гриша. Он даже не спросил меня,- кто, откуда и к кому
– сразу пригласил войти. После того, как я рассказала о своих проблемах, он вызвался
помочь и поддержать меня. Сказал, - везите девочку.
То короткое время, что я находилась с дочкой в этой квартире, все жители её
объединились одним желанием – проявить участие и заботу: Мария Абрамовна варила кашу для
моей малышки, говорила, такой вкусной каши никто не может приготовить. Ольга вызвалась
обстирывать, Гриша – прирождённый доктор – следил за её здоровьем, чтобы дополнительно
ничем не заболела. Рустам сказал, - я буду развлекать её.
Положили доченьку в детскую «Морозовскую» больницу. Мне было позволено целый день
находиться в палате, где кроме моей дочурки были ещё очень тяжелобольные детки. Я
смотрела за всеми. Вечером, усталая от негативных впечатлений, я возвращалась в эту
коммунальную квартиру. С вечера до поздней ночи там собиралось множество народу:
артисты, режиссёры, иностранные журналисты. Рустам подбирал артистов к своему
фильму «Нечаянные радости» про Веру Холодную. Из Ленинграда приехала актриса Наталья
Лебле на роль сестры Веры Холодной. Артист Сорокин примерял интервентские сапоги,
учился ходить в них. Приехали из Киева Лиля Огиенко с подругой. Все сидели за круглым
столом на кухне. Было столпотворение.
Гриша уводил меня прогуляться по ночной Москве. Мы гуляли по улицам, ведущим на Красную
Площадь, на улицу Горького.
А утром снова в больницу.
Впоследствии я подружилась с Рустамом, с Ольгой и с Гришей. Рустам доставал билеты на
кинофестивали, ходили вместе в Театр «Мимики и жеста», бывал у меня в Ташкенте, дарил
свои рисунки. В Москве жил без прописки три года. Эти годы в паспорте не было никакой
прописки. Я взялась ему помочь. Организовала ему штамп прописки на эти три года в г.
Фергане.
В Ташкенте однажды Рустам остался у нас до утра, рассказывал сюжет своего фильма. В
другой раз предложил переделать интерьер нашей квартиры: спилили ножки стола от
мебельного гарнитура. Мы с сестрой прислушивались к его советам как одеваться. По его
эскизам сшили платья, которые всегда были модны, даже спустя много лет. Мне шила его
мама Фатима-апа, она была портнихой. Нашей маме Рустам понравился, а он , увидев мамину
брошь в виде двух рубиновых вишен, сказал, - пусть мама отдаст эту брошь Вам. Он любил
красивые вещи. Когда я приехала из Индии, он приходил ко мне в Москве посмотреть на мои
приобретения в Индии. Я подарила ему кольцо с огромным, до неприличия, камнем –
дымчатым топазом. При этом я ему сказала, - такое кольцо только в кино снимать.
Я уехала в Австралию в 1988г. До этого времени мы ещё общались.
Помню, как я его утешала в Ташкенте в квартире его мамы, рассказывал
о том, как отняли у него фильм, а его поместили в психбольницу (по совету Голдина –
друга сугестолога, иначе за растрату государственных денег на съёмку фильма по своему
сценарию, ему грозил суд. Так, по крайней мере, говорили).
Видела телепередачи о его творчестве. У меня есть фильмы Рустама « Анна Карамазофф »,
«Музыкальные параллели», «В горах моё сердце» и ещё одно, кажется «Драгоценности». Но
больше всего мне нравятся графические рисунки и новые цветные полотна Рустама.
Однажды Камилла – племянница Рустама, которая живёт в его квартире, в центре Москвы,
подаренной ему мэром города Лужковым, пригласила меня и Ольгу в гости. Со мной была моя
двоюродная сестра Роксана. Камилла устроила нам приём. Рустам так и не пришёл. Кстати,
Камилла дочь брата Пулата, которого я тоже знала. Он работал в ЦК Узбекистана. Пулата
уже нет, но в Ташкенте живут брат и мама Камиллы.
Здесь я впервые увидела новое полотно Рустама: зелёная крона большого дерева,
пронизанная лучами солнца,- вся картина состоит из бликов света.
По словам Ольги, картины Рустама в Третьяковской Галлереи, в Эрмитаже...
С Ольгой я поддерживаю связь, она теперь живёт тоже в Мельбурне. Ольга рассказала мне о
своей последней встречи с Рустамом: он пригласил её в кафе на Калининском Проспекте. Они
сидели что-то пили, что-то ели. Ольга чувствовала себя как героиня картины « Ночи
Кабирии», когда богатый господин пригласил Кабирию (несчастную проститутку) в своё
авто. Ей – Ольге, хотелось тоже кричать, - смотрите кто со мной, с кем я сижу в кафе!
С Гришей виделись иногда у Ольги в Москве, до моего отъезда в Австралию.
В 2001 г. я была в Москве, мы встретились с ним у него в квартире, познакомилась с его
женой и с детьми. Обнялись, расцеловались.
Много лет спустя, в Мельбурне по русскому телевиденью я увидела Гришу – Григория
Янкелевича Цейтлина, доктора медицины, профессора, директора Детского Онкологического
Центра, - он гулял по парку больницы с представителем немецких спонсоров. Он нисколько
не изменился, те же добрые смеющиеся глаза. Я никогда не забуду, как он меня поддержал в
те трагические для меня дни, всюду ходил со мной по печальным местам ( ходили в морг,
заказывали гроб для моей доченьки).
В последний раз собрались все вместе в ноябре 1973г.: Гриша, Рустам, Ольга, Тимур,
Лариса, американец Дима Двяткин, мой друг Л.М. – (тоже востоковед) который, благодаря
своему высокому положению в Москве, организовывал доступ к светилам медицины),
родственники мужа. Дима пел грустные блюзы, взяв мою руку, желал мне мужества. Л.М.
сказал, что моя дочь ушла, чтобы дать мне возможность жить полной жизнью и я должна это
ценить и постараться быть счастливой.
Сейчас в квартире на углу Герцена и Неждановой никто не живёт. М.б. «новый русский»
купил, а м.б. дом признали историческим объектом. Разъехались все.
Рустам стал всемирно известным художником, режиссёром, оформляет спектакли в театрах
Лондона, Москвы. Особенно его почитают в Италии и Франции. Кстати, его сын живёт в
Париже, Рустам стал недавно дедушкой.
Несколько лет назад, после смерти его матери, он часто бывал в Ташкенте, довольно тесно
общался с моей ташкентской двоюродной сестрой.
Вот и всё. Нет в живых Л.М., Тимур живёт в новой семье, документальный фильм Димы
Девяткина демонстривовался по телевиденью, Наталья Лебле вышла замуж за американского
журналиста, развелась, долго жила в Лос Анжелесе, вернулась в Россию, стала очень
религиозной, сын стал монахом, поселились в Загорске (по словам Ольги).
Я рада, что знала обитателей коммунальной квартиры на углу Герцена и Неждановой: ходила
на художественные выставки Павла Тюрина. В августе 2011г и он покинул этот мир. Брат
Павла Александр Георгиевич был моим учителем на пути самосовершенствования Души, ввёл
меня в Клуб «Космос».
Остались рисунки Рустама для моей диссертации: костюмы персонажей индийских миниатюр. К
сожалению, те рисунки, которые он мне дарил в разные времена, я потеряла при разных
обстоятельствах: часть из них застряли у моей московской двоюродной сестры, три картины
пропали вместе со всеми вещами в Мельбурне, в моё отсутствие, в доме моего последнего
мужа.
Жизнь была насыщенной в те далёкие времена несмотря на всевозможные трудности.
Перт, декабрь 2011.
Свидетельство о публикации №212061901258