Тайны царского двора

ТАЙНЫ  ЦАРСКОГО  ДВОРА
Мзда  за  фальшивку

Сергей Григорьев  ПРИДВОРНАЯ ЦЕНЗУРА и образ Верховной власти
- СПб.: Алетейя, 2007 – 480 с.
      Предложенная автором на суд читателей книга раскрывает многие секреты правления государством Российским.
  Так из Новой истории известно, что образы императора Николая Второго и императрицы Александры Фёдоровны к началу  1917 года не вызывали симпатий у большинства верноподданных. В то время, как Александр  Второй почитался русским народом в ранге святого, хотя 14 лет жил в не венчанном браке с княжной Долгорукой да при живой-то ещё супруге Марии Александровны. И Царь-Освободитель, и Мученик за Православную веру, и чадолюбивый  отец – вот неполный перечень похвальных эпитетов блудодея. 
Существовало ли конкретное лицо или учреждение, на которые следует возложить историческую ответственность за  глобальный идеологический провал с последним русским императором, приведший к Февральской буржуазной революции и к Октябрьскому перевороту большевиков. Оказывается существовало учреждение в виде своеобразного и совершенно не изученного административного феномена -–цензуры Министерства императорского двора (МИДв), до сего времени надёжно скрытым от глаз как современников, так и потомков. К началу ХХ века придворная цензура осуществляла надзор над упоминаниями в печати персон Государя императора и членов его Семьи, во-первых, и изображений Высочайших Особ на различных носителях, во-вторых. Казалось бы незначительные заботы, но некоторые  из них весьма дорого обошлись отечественной казне. Так случилось и с массовой раздачей бесплатных сувенирных кружек и портретами императорской четы на московских коронационных торжествах в мае 1896 года. Из 400000 изделий огромная часть кружек осталась не розданными из-за Ходынской катастрофы, продажа же дорогих сувениров не пошла. Вся эта масштабная акция закончилась финансовым скандалом и судебными разбирательствами. Ещё больший вред престижу царской власти нанёс выпуск Юбилейных почтовых  марок 1 января 1913 года в честь предстоящего празднования 300-летия Дома Романовых. Была выпущена серия марок разного номинала с изображением русских императоров, начиная с Петра Великого. Уже в конце января этого года делопроизводитель Канцелярии  Н.И. Оприц составил «Записку для памяти» на имя Министра двора В.Б. Фредерикса: «Соображения, по которым появление подобных марок  является недопустимым, - сказано в ней, - сводится к тому, что Царские портреты будут отправляться на языки господ почтальонов  и обывателей, пристукиваться кулаками и клеймиться почтовыми штемпелями. Под портретами помещены двусмысленные  надписи: 7 коп. под портретом Государя Императора: распечатанные конверты с марками, где изображены Высокие Особы, будут валяться на полу и топтаться ногами… Приводимое в оправдание появления означенных марок указание на то, что и за границею имеются в обращении подобные же марки с портретами иностранных Государей и правителей - представляется … неубедительными, ибо в России это не вяжется с народными понятиями о Царственных Особах и о почитании изображений Высочайших Особ, чтимых народом, как священные изображения».
          По последовавшему всеподданнейшему докладу В.Б. Фредерикса, в этом же 1913 году марки с портретами русских императоров  были изъяты из обращения с большими убытками для казны, и с не меньшим вредом для авторитета царской власти.
        Предложенная автором монография откроет на своих страницах для терпеливого читателя немало других казусов. «Судьба последнего Министра двора после революции, - написано на стр. 314, - историческая загадка, разъяснить которую автору оказалась не по силам. Как известно, В.Б. Фредерикс был со своим Государём до конца – они были разлучены уже после отречения Николая Второго. Долгие семь лет граф жил в большевистском Петрограде, но даже не был надолго  арестован. Паче того, в 1924 году 86-летнего старца  комиссары выпустили в Финляндию доживать свои дни в собственном огромном имении. Как смог Министр императорского двора выжить в революционной столице, кто уберёг его от террора и кто принял это уникальное для 1924 года решение, так и осталось для меня тайной».  Или лукавство или удивительная близорукость кроются за этим признанием автора предложенной книги. Милосердие большевиков есть ничто иное, как их очевидная мзда графу Фредериксу  за его подпись на фальшивке с Актом об отречении царя, составленного не по Регламенту! Правильный вид этого исторического акта должен был выглядеть так:                «ВЫСОЧАЙШИЙ  МАНИФЕСТ
  Божией милостью Мы, Николай Второй, Император Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая. 
Возвещаем всем нашим верноподданным:
           В дни великой борьбы против внешнего врага, стремящегося в течении трёх лет поработить нашу Родину, Богу угодно ниспослать России новое тяжкое испытание»…
         
          Вместо такого документа в государственном архиве нашего Отечества вот уже 90 лет хранится какой-то рапорт, отпечатанный на походной машинке штабным писарем:      
           «Манифест  отречения НИКОЛАЯ ВТОРОГО. 
Ставка
НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА
         В дни великой борьбы против внешнего врага, стремящегося в течении трёх лет поработить наша Родину, Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание…
                Николай (подпись карандашом)».
         Г. Псков
2 марта 15 час 15 мин 1917 г.
МИДв, генерал-адъютант, граф Фредерикс.
        И это не единственный минус в содержании монографии. В тексте подписи  к  четвёртой по счёту фотографии перепутаны местами императрица Мария Фёдоровна и великий князь Михаил Александрович; в подписи к тринадцатой фотографии пропущена знаменитая царевна Анастасия; под двадцать девятой  фотографией сообщается, что В.Б. Фредерикс, Министр императорского Двора и Уделов занимал эту должность  с 1897-го по 1817-й год!!! Но всё эти минусы не снизили полезности предложенной книги для преподавателей и студентов  гуманитарных факультетов высших учебных заведений, изучающих политическую историю России Х1Х – ХХ веков; историю отечественной журналистики и цензуры; историю фотодела и кинематографии; историю величайшего подлога «Акта об отречении» уже покойного царя от трона в марте 1917 года.


Рецензии