Мастер-пожарный

По сути дела, он – мастер-универсал. По основной  профессии он  мастер - пожарный. А по призванию – художник, мастер своего дела.

Его фамилия, хоть и стоит на третьем месте в неофициальном списке самых распространенных в России фамилий – мало о чем говорит благовещенскому обывателю. Хотя творение его рук, наверно, видели многие жители амурской столицы. Тигрица с тигренком, уютно расположившиеся на центральной площади Благовещенска, стали одной из достопримечательностей нашего города, возле которой с удовольствием делают фотографические снимки на память как жители, так и гости единственного в стране форпоста, расположенного на самой границе.
Алексей Сидоров, мастер-пожарный СЧ по тушению крупных пожаров города Благовещенска, никогда не думал, что столь суровую мужскую профессию будет сочетать с творчеством людей избранных, поцелованных Богом в ручку при рождении. Его родители не имеют отношения к искусству, зато по отцовской линии со стороны деда Леше досталось умение увидеть  в куске обычного камня, найденном в лесу корневище, структуре  дерева со старых ставней то, что обычный человек  едва ли разглядит, как бы ни старался…
Его дед и дядя, брат отца – Сидоровы Николай Егорович и Станислав Николаевич, до отъезда в Америку были  достаточно известными амурскими живописцами, членами Союза художников СССР. И на далеком континенте они также не потерялись, реализовали себя в творческом плане, став обеспеченными людьми.
В школьные годы Леше нравилось рисовать с натуры, это у него получалось хорошо, но потом пошли обязательные рисунки, и он откровенно заскучал. Он и сейчас считает, что искусство – это, прежде всего,  вдохновение, новизна, а не работа на потоке. «Фантазия, - считает Алексей - должна постоянно присутствовать». Когда мастер работает и производит художественную вещь, будь то скульптура, живопись, резьба... повторяя одно и то же, здесь искусство начинает превращаться в ремесло не в лучшем понимании этого слова.
После 9 классов Алексей вполне закономерно поступил учиться в Благовещенское педучилище № 2 на художественно-графическое отделение с перспективой стать учителем живописи и черчения. Здесь он познакомился с разными материалами и направлениями в искусстве: он изучал и декор, и керамику, и корнепластику. Но особенный интерес у начинающего мастера вызвала резьба по дереву. Да и не могло быть иначе, ведь учителем Алексея был  Виктор Викторович Кузнецов, ныне один из самых маститых резчиков по дереву в Амурской области. Кстати, забегая вперед, скажу, что и В.Кузнецов, и А.Сидоров являются не только членами творческого Союза художников, но и членами студии художников имени В.В Верещагина при УВД по Амурской области, и зачастую произведения учителя и ученика экспонируются  рядом на многих выставках, проводимых не только у нас в области, но и за рубежом.
После окончания училища Алексей Сидоров, как и положено, в течение двух лет «отдавал долг родине» недалеко от Благовещенска, в Белогорске. Благая  весть о том, что в части на целых два года появился свой художник – скульптор,  разнеслась в мгновение ока среди отцов-командиров. И почти весь срок службы солдат Сидоров овладевал воинским мастерством посредством оформления кабинетов и различных помещений,  создавая к праздникам традиционные «головы богатырей», возводя снежные городки на центральной площади Белогорска,  изготовляя множество различных представителей семейства кошачьих в год  Кота по восточному календарю. Кроме того,  выполнял многочисленные художественные заказы «по запросам»  как прямых, так и непосредственных начальников по службе.   Но  даже после демобилизации предельно ответственный Алексей не отказался снова приехать в город, где служил, и смастерить очередной детский городок со снежными фигурами.
Кстати,  в Благовещенске Алексей Сидоров – постоянный участник сооружения всех снежных городков на площади Ленина. Он с удовольствием ваяет фигуры из этого природного материала, причем, самые высокие его творения достигали почти 10 метров в высоту. Принято считать, что сейчас, при использовании механизмов для производства искусственного снега, стало легче работать. Материал по качествам отличается от настоящего в лучшую сторону. «А дальше, - улыбается Алексей, - просто обрубаем лишнее».
После армии Алексей пытался существовать, продавая свои творения на ярмарке. Однако, как это ни грустно признать,  редко когда люди искусства становятся знаменитыми при жизни, а богатыми – и того реже. На это наш герой не без иронии философски заметил,  что «настоящий художник должен жить в нищете». Вполне возможно,  если он один. А у Алексея к тому времени появилась семья, и ее нужно было кормить отнюдь не духовной пищей.
И несостоявшийся коммерсант по совету тестя, служившего в то время в УГПС,   в 2000 году, аккурат в день пожарной охраны, впервые переступил порог пожарной части. И вот уже 11 лет он тушит пожары в Благовещенске, являясь мастером – пожарным. Случаются и взрывы газовых баллонов, и обрушение перекрытий,  но прапорщик внутренней службы Сидоров за эти годы, за эти сотни боевых выездов по тревоге приобрел тот самый бесценный опыт, который позволяет ему предвидеть развитие ситуации при ликвидации самых сложных пожаров. Иначе никак нельзя. Ведь дома его ждут любимая жена Елена и сын Димка. 
Осознавая, что нет предела мастерству, наш герой постоянно совершенствуется. Работая, он параллельно окончил отделение изобразительного искусства Хабаровского педагогического университета. Реализует свой дар в различных жанрах – живописи, скульптуре, резьбе… Творческая натура Алексея не знает границ. Свое вдохновение он также черпает в древней восточной философии. Не мудрено, ведь всю свою жизнь он прожил на границе с Китаем.  Лао Цзы, Го Можо,  борьба ушу – все это помогает ему  постичь психологию великого соседа.
Рано или поздно большинство художников обращается к религиозной тематике. Алексей в качестве дипломной работы  в институте представил триптих «Русь православная».  Эта тема особая,  каждый человек должен прийти к вере сам, считает мастер. Наверно, ничего нет на свете правдивее и пронзительнее  глаз святых, смотрящих на нас со старых икон и фресок. Это – вечно. Неудивительно, что, когда в 12-й пожарной части Благовещенска  начали возводить часовню,  Алексей Сидоров не мог остаться в стороне. Ему пришлось постигать профессию инженера и строителя: немало времени ушло на раздумья, много страниц в Интернете просмотрено,  изучены десятки томов различной литературы, и, наконец, определен наиболее реальный, с учетом местных возможностей, способ изготовления купола на часовню. Специальным способом гнули трубы, обшивали листами оцинкованного железа, красили порошковым способом, обжигали при высокой температуре. В 2009 году переливающийся на солнце купол увенчал 13-метровую часовню.
В настоящее время Алексей  занят изготовлением рельефа из цветного бетона в здании гаража, на котором изобразил пожарного, защищающего от смертоносного огня город.  Размеры нового произведения достаточно внушительны – более десяти квадратных метров!
И нет в жизни для Алексея Сидорова большего счастья, когда он в свободное от работы время в маленькой комнатке, превращенной в мастерскую, с инструментом  в руках приступает к своему очередному творению, в то время  как его пятилетний сын, подражая отцу,  увлеченно лепит из пластилина  различные фигурки, а жена, убирая оставшийся от процесса искусства мусор,  шутливо  ворчит, что нет хуже  женской доли, чем быть женой пожарного – скульптора…


Рецензии