О конкурсе рецензий Точка разлома

В своё время я высказала своё мнение о возможности и вероятности объективной и профессиональной критике на прозе.ру в рецензии Александру Солину на его «Нужна ли критика на проза. ру?». Но вот объявлен конкурс на критику, куда были выставлены более двух десятков рецензий, как попытка найти достойного критика. И что же мы видим? Картина вырисовывается поистине трагикомичная.

 Часть рецензентов, подобно диким псам, которым дали на растерзание трепетную лань, рвут повесть на куски, соревнуясь при этом, кто сильнее распотрошит повесть и от чьего «рванья» больше хлынет кровищи. В ход идёт всё – и пуговицы, и диагноз, и «штампы», и пр. Опомнитесь, господа! Это не конкурс злословия, а конкурс на критику!

 Другие впадают в какие-то «левые» рассуждения, могло ли быть сие в жизни, или это же чистый вымысел автора. И почему автор настолько легкомысленно подошла к деталям. При этом рецензенты явно сопоставляют свой жизненный опыт и свои наблюдения, дабы укорить автора в неверном толковании того или иного момента. Боже правый! Да разве ж это подход?! И если это критика, то я Александр Македонский.

 Третьи просто пустились в пересказ, пересыпаемый собственными умозаключениями о «временах и нравах». Браво, господа! Это было весьма интересно и познавательно, если бы не участие ваших опусов в конкурсе. В конкурсе на критику, осмелюсь заметить.

 Некоторые просто «обрисовали» сюжет опять-таки пересказом, но уже под своим «соусом», впадая в какую-то псевдобогемную эйфорию. Не стоило, право слово! Страдания с подвывающими нотками в критике не практикуются. Это хорошо для пафосных пиитов, возомнивших себя непонятыми гениями в окружении грязной толпы.

 В общем – кто в лес, кто по дрова. Не хотелось бы кого-то поучать, и не приведи Господь, если кто-то именно так и воспримет, но очень бы хотелось напомнить, что критика не подразумевает расклад на «ингредиенты». Критика характеризует произведение в ЦЕЛОМ. И в первую очередь внимание стоит уделять главной сути, основной мысли произведения, а не обсасыванию ничтожных деталей и субъективному мнению критика по поводу адекватности персонажей и мотивации их действий. Критика должна подготовить читателя перед прочтением. Заинтересовать его. Критика должна быть такой, чтобы читатель кинулся сам читать критикуемое произведение, чтобы получить обещанное в критике удовольствие от прочтения, или для опровержения мнения критика. Причём второй вариант требует гораздо бОльших умений заинтересовать читателя, нежели первый.

 Из всех представленных рецензий лично я вижу только две достойные. Остальные не рецензии, и уж тем более не критика. Это «пионерские» выскакивания, подогреваемые волнительной мыслью: «А вдруг я и правда Критик?!»

 Несколько слов об отзывах на рецензии. Меня можно назвать предвзятой, но на мой взгляд, в этих отзывах вообще анархия. Тут даже не «кто в лес, кто по дрова», а какая-то какофония из разумных мнений и бездумных реплик, зачастую скатывающаяся в откровенный флуд. Казалось бы – чего проще? Сказать понравилось ли, а если не понравилось, то пояснить почему. Однако многие считают своим долгом либо всячески подержать и разжечь мракобесие пышущих недовольством конкурсантов, либо прицепиться к тому, чего у рецензентов не поняли и раздуть из этого целый «научный» диспут, растолковывая конкурсанту какие-то отвлеченные понятия, либо просто, перескакивая из одной рецензии в другую, успеть уколоть и конкурсанта, и читателей, участвующих в полемике, демонстрируя при этом поистине «глубокий» ум и «всестороннюю эрудированность». Как дети, ей-богу.

 Когда у меня возникает желание пофлудить, или попинать тролля, я иду на какой-нибудь очень оживленный форум во флудилку. И от души демонстрирую ТАМ своё мастерство флуда и глумления. Но это не форум, господа. И здесь нет неграмотной школоты, жирных троллей, флудерастов и т.д. По крайней мере, быть не должно, ибо сайт имеет прямое отношение к литературе. К литературе, а не к пустому словоблудию! Так какого чёрта вы гадите на этом ресурсе? Уймите, в конце концов, свой словесный понос и вылечите запор мыслей и эмоций! Или просто молчите.

 В заключении хотелось бы отметить, что конкурс несколько оживил сайт. Пусть не так, как планировали организаторы, но это лучше наметившегося застоя.


 P.S. Если вдруг кому-то показалось, что я имею в виду каких-то конкретных авторов, то пусть знает – ему это только ПОКАЗАЛОСЬ! Нибожежмой обидеть хоть кого-то из них – «обидеть гения может каждый ©».

 P.P.S. Желающим попинать меня за ошибки в ЭТОМ опусе - не трудитесь. Было написано и сразу выложено безо всяких правок, ибо сие не произведение, а реплика.
 А править не буду чисто из вредности. Вот не хочу и всё. Потому что Гадюкина. И расцелуйте мне хоть всю...
 2010


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.