Триплет

Triplet


Когда приоткрывается дверь в неведомое, верить — трудно, не верить — невозможно. (Виктор Гюго. «Человек, который смеется»)

Коль скоро достался нам дар  долгожительства, мы должны  хотя бы наделить  им безжизненные существа: романы, стихи, пьесы – книги, которые оживают только под живым взором.  Принял дар  отплати за него сторицей.  Со времён Иисуса из Назарета и до завтрашнего полудня  наше главное сокровище – эта библиотека и её беззвучная речь. Каждый том – как Лазарь…Ты, читатель, открыв первую страницу, призываешь Лазаря к воскрешению. И он воскресает раз за разом, книга продолжает жить, мёртвые слова оживают от тёплого взгляда.
(Рэй Брэдбери «Где-то играет оркестр»)


Я стал библиотекарем благодаря своему отцу. Когда школа была за плечами и я стоял на распутьи, куда пойти – в пединститут или на журфак, отец сказал: «Иди в библиотеку. Это место для тебя». И я  пошёл… Но, прежде всего отправился в столицу и закончил там библиотечный факультет, который сокращённо назывался ФББ, а мужской частью студенческой молодёжи иронично расшифровывался как «факультет: бабы, бабы». Вестимо, потому что парни на ФББ был крайней редкостью – большая часть молодых мужчин  учились на факультете культпросветработы – КПР. Будущие библиотекари злорадно расшифровывали аббревиатуру КПР как «культура прошла рядом». Вот такая тихая холодная перепалка. Войной эту имевшую иногда место неприязнь вряд ли назовёшь…
       К тому времени, как я окончил бибфак, приехал в провинциальный городок по распределению, прошёл все ранги и мытарства и, наконец, стал занимать довольно высокую должность в одной из авторитетных университетских библиотек, отца уже не было в этом лучшем из миров. Я приехал в родительский дом, чтоб перебрать и забрать с собой кое-какие книги, вещи, фотографии, письма…Вот тогда-то я и натолкнулся на эту зачитанную отцом, особенно почитаемую  им книгу. Она называлась просто и безхитростно – «БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ».
         Странички её были затёрты, на многих уголках остались заметные пятна от лоснящихся пальцев (мне представилось, как отец смачивает пальцы слюной, чтобы перелистывать полюбившуюся книгу, пот градом скатывается со лба и капает на странички), строки во многих местах подчёркнуты простым карандашом. Вся книга, в буквальном смысле, пропитана моим отцом – его духом, мыслями, а не только физиологическими выделениями кожи.
        В город я увёз небольшой чемодан, в котором среди множества книг, фотографий и писем была всего одна книга, приворотившая меня, - «Близнечные мифы». Читая её, я уснул в поезде и мне вдруг пригрезилось что-то странное и необыкновенное. В моих снах     близнецы-братья, называемые «детьми  бога НЕБА», ухаживали за своей сестрой — дочерью СОЛНЦА... Сами они представлялись то скачущими друг за другом всадниками, то двумя птицами или птицами-конями, то медведями, а их мать хоронили в медвежьей клетке.
      Внезапно клетка исчезала и я уже видел священное деревом Ruminalis Ficus в Древнем Риме, а под ним - изображения священных близнецов Ромула и Рема...  Потом, во всполохах молний, всё исчезало и появлялся мир других близнецов - Иоскеха - создателя солнца и всего полезного на земле и его младшего брата-близнеца Тавискарона - создателя скал, шипов и колючек,  пум, ягуаров, волков, медведей, змей, насекомых и других вредных животных. Тавискарон противодействовал всем благим начинаниям Иоскехи: не давал ему устроить в реках два течения - вверх и вниз, сотворял пороги и быстрины; он же вызвал первое землятрясение.  Раненный в единоборстве с Иоскехой, Тавискарон спасся в подземном мире, при бегстве каждая капля крови, льющейся из его раны, превращалась в кремень.
       Потом появились близнецы Диоскуры – сыновья Леды. Они то совершали подвиги, то принимали участие в легендарном плавании аргонавтов за золотым руном в Колхиду, то участвовали в Каледонской охоте. Разлучённые смертью в этом мире, они не расстались, а попали на небо, стали созвездием Близнецов, под которым родился я.
     Картинка менялась за картинкой. Другие близнецы из непрочитанной мною пока книги посещали мои ночные видения. Неожиданно Земля делала резкий и быстрый поворот и передо мной возникали Возлюбленные близнецы из эпоса североамериканского индейского племени зуни. Они  приходили к зуни и разделяли племя на людей зимы и людей лета, выводили их из пещеры на солнце и давали им орудия и оружие…
      Я проснулся в поту среди ночи и до утра уже больше не уснул. Читал отмеченную особым вниманием отца книгу и мне казалось, что она оживает, шевелит страницами и шепчет мне свои какие-то тайны. Которые пытался раскрыть (удачно ли?) мой отец.
     Титульный лист в книге отсутствовал. Неродная твёрдая обложка, безжалостно пришпандоренная обильной дозой скотча, также упорно не выдавала ни автора книги, ни её название. Лишь на 17-й странице, клей меной штампом «…ленская библиотека», я смог разглядеть крохотным шрифтом напечатанное название и автора. Г.О.Лем – значилось на означенной странице. Почти Голем. Я улыбнулся, по достоинству оценив остроумие автора, придумавшего себе такой  псевдоним.
      Попытался уснуть. Но снова меня повергло в пучину стремительно меняющихся картинок и сюжетов. Сначала привиделись три брата-близнеца с одним именем Финдеамна, которые женились на…своей сестре. Потом внезапно пришедшая тьма рассеялась и я увидел двух близнецов, которые с одной стороны были белыми, а с другой – чёрными, Сейчас они стояли ко мне светлой стороной, Поэтому, видимо, тьма и рассеялась. Зной усиливался. Раскалённое солнце, стоящее в зените, выжигало землю. От его сияния я готов был ослепнуть. Свет померк в моих глазах. Но когда отпрянул от горячей земли и открыл очи: увидел, как с неба спускаются египетские боги Гор и Сет. Но ужас – одну фигуру венчала голова с двумя лицами. Внезапно они рассоединились и стали друг напротив друга с копьями в руках. Мне показалось, что они, связанные до этого одной плотью, сейчас готовы убить друг друга.
        Исчезли Гор и Сет. Исчезли вечные пески Египта. Знойная Африка повернулась ко мне другим боком и я увидел чернокожее племя с криками «уроды» изгоняющее из поселения мать с двумя близнецами на руках. Я не смог наблюдать за ними – вихрь времени перенёс меня в древнюю Элладу, где увидел Прометея  («думающего прежде») и Эпиметея («думающего после»). Я увидел битву титанов, восставших против Зевса  богов Олимпа. Самоуверенные титаны не послушали Прометея, который уговаривал их  в битве с олимпийцами действовать не силой, а сообразительностью. Огорченный Прометей решил вместе с Эпиметеем сражаться на стороне Зевса. Такой войны не видели даже современные миры! Казалось, рассыплется в пыль не только Земля, но и вся вселенная.
       Титаны потерпели поражение…  Атлант, брат Прометея и Эпитметея,  был наказан Зевсом и должен до скончания времен держать на своих плечах небесный свод. Прометею же и Эпиметею Зевс доверил присматривать за человечеством, которое Прометей так сильно полюбил, что  два раза обманул верховного бога.
     Я увидел Прометея прикованного к скале на Кавказе, орла, клюющего его печень. За ночь печень вновь отрастала. И утром орел прилетал вновь. Вечная мука…И ещё я увидел Эпиметея с запечатанным сосудом в руках, по приказу Зевса ведущего людям первую женщину – Пандору. Она была так прекрасна и хитра, что соблазнила глупого Эпиметея и он женился на той, которая вскоре открыла принесенный  сосуд, полный бед и болезней…
        Я  больше не стал спать и решил просмотреть все книги из отцовской библиотеки, взятые с собой. Среди них был «Франкенштейн» Мери Шелли. «Принц и нищий» Марка Твена и «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса.
На этом классика заканчивалась и начиналась современная литература, представленная почему-то в большей степени жанром фэнтези. 
Все книги, оказалось, повествовали о …близнецах! Так в моих руках побывали книги "Саги о Копье" и "Трилогии героев";  книги Маргарет Уэйс "Кузница души" и "Братья по оружию". роман "Шелковые нити". Потом я пробовал читать книгу Раймонда Фэйста "Принц крови» и "Ожерелье Онэли" Лины Тимофеевой про двух юных принцев, на долю которых выпали нелегкие испытания. Но моя душа противилась такому чтиву и я бросал их буквально на второй странице.
      Неожиданно меня вдруг захватили "Дети Дюны" некоего Ф. Герберта.   Главные герои романа, девятилетние близнецы Атрейдесы, дети Муад'Диба, унаследовавшие от отца сверхспособности, находятся в опасности.  Их хотят убить и вернуть трон Дому Коррино, неожиданно из пустыни появляется таинственный Проповедник, которого многие считают вернувшимся Муад'Дибом…
       Своё ночное бдение я закончил книгой  Андрэ Нортона "Трое против колдовского мира", в которой близнецы Килан, Каттея и Кемок предпринимают рискованное, полное приключений и испытаний путешествие на восток — в страну Эскор, исконную родину древней расы, отрезанную от остального мира неведомым заклятьем.
       Я вернулся к книге «Близнечные мифы» и, в самом конце, на чистой части последней страницы увидел строки, написанные отцовской рукой:
Слова – всему основа.
Не сомневайся хоть.
Я плоть творю из слова.
И оживает плоть!
Будто в подтверждение прочитанному о жизни слова, книга внезапно захлопнулась. И я, оцепеневший, долго смотрел на неё, пока на ближайшей станции ко мне в купе не подсел попутчик, представившийся  Иваном Никифоровичем. Первые пять минут мой новый сосед по купе рассказывал о том, кто он, куда едет, зачем и откуда. Особенно подробно было рассказано о той местности и её новостях, откуда на мою голову свалился Иван Никифорович. Наконец отец будущих трёх знаменитых учёных, лауреатов Нобелевской премии, иссяк новостями и заинтересовался моей книгой о близнецах.
- Ба! Так у меня сыновья – близнецы! – новая волна хвастовства началась именно с этих слов. Фонтан Ивана Никифоровича, к моему счастью,  прорвало.   К счастью, потому что она рассказал мне несколько захватывающих историй о близнецах. Первая из них была о «горячих» финских парнях. Первого брата сбил грузовик в 600 километрах от Хельсинки, когда он пересекал дорогу на велосипеде. Второй брат был сбит другим грузовиком ровно через два часа на том же месте.


Другая история больше нравилась рассказчику. У него заблестели маленькие, глубоко посаженные глаза, и он начал потирать руками, рассказывая о двух братьях-близнецах, которые являются отцом и дядей 3-летней девочки. Пикантность истории заключалась в том, что ни один из них не уверен, кто отец, а кто дядя. Как оказалось, оба имели близкие отношения с одной и той же женщиной. Чтоб определить отцовство, братья даже судились, но суд не смог решить эту проблему – сделанный анализ ДНК не помог: результаты оказались идентичны.
- Но самая удивительная история произошла у нас в Больших Иванах, -  уверял Иван Никифорович. – У одной женщины было двое сыновей. Близнецы.  И однажды один из них умер. Второй перенесла смерть брата очень болезненно -  бросил учёбу в институте и целый год сидел дома в четырёх стенах. Но прошло время и парень  встретил девушку и она однажды ему рассказала, будто у себя на стройке, где она работала крановщицей,  увидела управляющим подъемным краном  его, своего парня, который был в зеленом пиджаке и чёрной рубашке. Девушка  позвала возлюбленного, но он лишь лукаво улыбнулся, потянул рычаг и скинул на неё тяжелые трубы. Через три недели после этого рассказа парень, не дождавшись своей девушки, позвонил ей на работу и какой-то парень сообщил, что на стройке произошёл несчастный случай - трубы сорвались с цепи и придавили девушку. По дороге в больницу она скончалась. От услышанного парень едва не потерял сознание. Уже позже он рассказал Ивану Никифоровичу, что в день смерти его брат был в зеленом пиджаке и черной рубашке шее – именно в таком наряде её увидела в своём сне несчастная девушка.
Увидев «Франкенштейна», Иван Никифирович загадочно улыбнулся:
- Вижу, вас интересуют не только близнецы, но и вопросы возвращения жизни. – Напрасно я пытался убедить нового попутчика, что все эти книги – круг интересов моего отца. Иван Никифорович продолжал: - Вам повезло, молодой человек: я – учёный. И тоже интересуюсь этими вопросами. И не только интересуюсь, но и занимаюсь на практике…- И протянул мне свою визитную карточку. К счастью, мы уже подъезжали к Москве и я вскоре освободился от назойливого соседа.





начато 11.06.2012
продолжено  24.06.2012, 29.06.2012, 1.07.2012
окончание будет


Рецензии
Интересно... Читать дальше хочется :)).

Натали Алтын   11.10.2014 01:55     Заявить о нарушении
никак не закончу(

Саша Снежко   14.10.2014 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.