Несколько слов после репортажа Маркеса

В своём репортаже об операции «Карлота» Габриэль Гарсиа Маркес рассказывает о начальном этапе участия Кубы в войне за независимость Анголы.

Общая же картина той войны и участия в ней Кубы такова.

После ухода в 1975 году португальских колонизаторов из Анголы провозглашение её независимости было намечено на ноябрь 1975 года. Но, подкараулив момент «безвластия», за дело взялись США с целью украсть победу у народа – результат 20-летней борьбы. Так США делали много раз в истории (по сей день): на завершающем этапе чужой борьбы кровавый ястреб камнем падал на добычу – начиная с Войны за независимость Кубы против конкисты (подстерегая, когда «плод, созрев, сам упадёт к их ногам»). В 1898 году во время испано-кубинской войны, американские войска высадились на остров.
В результате крупных сражений, положивших конец испанскому колониализму на Кубе и всем Американском континенте,
американские войска, ПОМЕШАЛИ победоносной кубинской Освободительной армии войти в освобожденный Сантьяго-де-Куба,
ПРИСВОИВ СЕБЕ ЛАВРЫ, принадлежавшие по праву солдатам-мамби, т.к. судьба войны  была уже решена
к тому моменту, когда в войну вмешались янки!

На сей раз цель империи была – привести к власти марионеточное правительство во главе с диктатором Заира Мобуту, создав альянс с южноафриканским апартеидом, и не допустить независимости этой самой большой и богатой португальской колонии Африки. Началось вторжение.

Была поставлена задача объединить продвигавшиеся в глубь Анголы силы: армию Заира – хорошо вооружённой марионетки Европы и США – на севере Анголы с силами ЮАР – самого сильного государства африканского континента – на юге и занять Луанду до провозглашения независимости Анголы, намеченного на 11 ноября 1975 года.

В этот-то  судьбоносный для ангольского народа момент со скромной просьбой о помощи обратился к Фиделю Кастро председатель МПЛА Агостиньо Нето. Кубинская революция немедленно откликнулась на призыв.

Вслед за 480 военными инструкторами в Анголу были направлены специальные войска Министерства внутренних дел и регулярные части Революционных вооружённых сил Кубы. И началось то, что получило название «операция «Карлота» – военная операция, описанная Габриэлем Гарсиа Маркесом.

Итак, в конце ноября 1975 года вражеская агрессия была остановлена на севере и юге, 36 тысяч солдат начали сокрушительное наступление за тысячу километров к границам ЮАР, и 27 марта 1976 года последний южноафриканский солдат покинул Анголу. А на севере наёмники были отброшены к границам Заира.

В апреле 1977 года Фидель Кастро посетил Анголу и лично поздравил с победой ангольских и кубинских бойцов (на Кубу к тому времени вернулось 12 тыс. интернационалистов).

Секрет того, что США не помешали проведению операции «Карлота», в том, что ни президент США Дж.Форд, ни госсекретарь Г.Киссинджер, ни ЦРУ не могли даже предположить, что Куба, сама будучи в блокаде, принимает участие в войне на другом континенте.

Вот что далее рассказывает Фидель Кастро: «По правде говоря, после военной победы Куба была сторонницей того, чтобы потребовать от Южной Африки большую цену за её авантюру, включая независимость Намибии. Но советское правительство, озабоченное возможной реакцией американцев, оказало на нас сильное давление, прося о быстром выводе наших войск. Были письма, было всякое… После серьёзных возражений с нашей стороны нам не оставалось ничего другого, как принять, пускай лишь частично, советское требование. <..>

У кубинцев и у русских были разные представления о стратегии и тактике. Мы подготовили десятки тысяч ангольских солдат и помогали в подготовке и в боях войскам этой страны. Мы всегда им говорили: «Наша задача – не ведение внутренней войны, а защита от внешней агрессии»… Советская сторона консультировала высшее военное командование и щедро поставляла ангольским вооружённым силам необходимое оружие. Действия, вытекавшие из консультации на высшем уровне, доставили нам немало забот, несмотря на прекрасные отношения, обходительность и дружбу. А всё из-за разницы в представлениях: у русских была иная концепция войны, я бы сказал – академическая, основанная на опыте огромной войны, в которой погибло столько народа; а мы исходили из другого опыта, который сейчас получил название «ассиметричной войны» или партизанской войны. Однако существовали вещи, которые не были ассиметричными, они проистекли из элементарного здравого смысла. <…>

По сути дела мы не были согласны с данной мерой, не видя в ней необходимости и считая проявлением слабости перед агрессорами, потому что у нас были выгодные позиции, а противник был крайне деморализован. Мы полагали, что должны находиться там столько времени, сколько обе стороны, Куба и Ангола, сочтут нужным для подготовки сильной ангольской армии.

Мы начали готовиться к выводу войск. Президент Нето понял наши аргументы…» [1, с.355—357].   

К апрелю 1977 года на Кубу вернулось 12 тысяч интернационалистов. Южноафриканцы, увидев ослабление противника, принялись наращивать атаки. США и ЮРА вступили в очередной сговор, и кубинское военное присутствие продлилось ещё на 15 лет, вопреки первоначальной договорённости о сроках вывода кубинских войск.

В 1987 году ЮАР и США нанесли последний и самый мощный удар по ангольской армии, продвигавшейся на юго-востоке границы к командному пункту Савимби (руководитель УНИТА), в результате чего ангольцы, хоть и укреплённые советской бронетехникой, понесли огромные потери, а осмелевший враг двинулся в глубь страны – к Куито-Куанавале (бывший запасной аэродром НАТО).

Кубинское руководство (Фидель) изначально выступало против длительных, изматывающих наступлений ангольской армии к дальним рубежам, но голос разума не был услышан ни ангольской стороной, ни советской, отстаивавшей идею восстановления дальних гос. границ (за тысячу километров от центра, на рубежах, где хозяйничал враг). Поэтому после сокрушительного удара авиации и артиллерии ЮАР и поражения наступавших ангольцев, предвиденного Фиделем, когда моральный дух их совершенно упал и правительство Анголы опять обратилось к Кубе с отчаянными просьбами о помощи, оно получило отказ.

Однако затем, сделав над собой титаническое  усилие, Куба, в это время сама подвергавшаяся угрозе военной агрессии со стороны США, решила – в лице высшего руководства Революции – раз и навсегда покончить с южноафриканским милитаризмом.

Важным моментом войны был тот факт, что КУБИНСКИЕ ВОЙСКА УЧАСТВОВАЛИ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПРОТИВ АРМИИ И РЕЖИМА ЮАР, КОТОРЫЙ ПОЛУЧИЛ ОТ США ВОСЕМЬ ЯДЕРНЫХ БОМБ. Империя надеялась с помощью ядерного оружия похоронить Кубинскую революцию в Анголе.

Фидель Кастро вспоминает: «Однажды я спросил Нельсона Манделу: «Скажите, президент, Вы знаете, где находится ядерное оружие, которым располагала Южная Африка?» «Нет, не знаю», – ответил тот. «Что Вам сказали южноафриканские военные?» – поинтересовался я. «Они не сказали мне ни слова», – добавил Мандела. В настоящий момент никто этого не знает, и мир не задаёт таких вопросиков, никто, как никто не задаёт вопросов о ядерном оружии, которое имеется у Израиля. Никто! В мире циркулируют те новости, в которых заинтересованы империя и её союзники, а они, помимо всего прочего, претендуют на монополию на ядерное топливо, когда закончатся нефть и газ»  [2, с.350—351].

Луанда находится от Кубы на расстоянии на полтора часа лёту больше, чем от Кубы до Москвы. И «если вы оказались в подобной ситуации, – пишет Фидель Кастро, – вы не можете позволить себе совершить ошибку – быть слабым: если вы слабы – наверняка потерпите поражение» [3, с.354].

В 1987 году повторился подвиг кубинцев 1975 года.
Огромное количество частей и техники прибыло на Африканский континент, чтобы атаковать силы ЮАР на юго-западе Анголы, в Куито-Куанавале, куда отступили разбитые части ангольской армии.

На этот раз кубинское руководство попросило президента Анголы Сантуша доверить кубинцам командование всем южным фронтом.

Началась переброска на вертолётах танкистов, артиллеристов, специалистов по ремонту военной техники. А в сторону Куито-Куанавале уже двигалась целая танковая бригада – после разминирования 100-километрового отрезка пути (!) и за ней – новые части подкрепления. В результате в 1987 году в Анголе было сосредоточено 55 тыс. кубинских солдат.

Вот что говорит Фидель Кастро: «Мы следовали двум главным принципам. Первый: надо быть в достаточной степени сильным, чтобы не подвергнуть себя риску поражения. В случае поражения Революция оказывалась под угрозой. Все эти годы мы там, в Африке, ставили на карту наш собственный процесс. Здесь империалисты не могли нас победить. Нас могли разгромить только там, в Анголе. На карту было поставлено слишком многое, гораздо больше, чем некоторые могут себе представить.

Второй принцип: вести войну без масштабных и дорогостоящих сражений – как мы поступили в Сьерра-Маэстре… Этой тактики мы тщательно придерживались в Анголе [4, с.362—363]».

В исторической битве при Куито-Куанавале была одержана победа, которая одновременно с молниеносным продвижением кубинских войск на юго-западе Анголы поставила точку в этой войне. Южноафриканские войска истекали кровью.

После битвы при Куито-Куанавале к границам с Намибией на юго-западе Анголы стягивались силы – 40 тыс. кубинских солдат, 30 тыс. ангольцев, около 3 тыс. намибийских партизан (СВАПО), 600 танков, сотни пушек, тысячи зенитных орудий, части Миг-23… Интервентам ничего не оставалось, как сесть за стол переговоров.

В декабре 1988 года Южной Африкой, Анголой и Кубой было подписано Соглашение о мире для Юго-Западной Африки. И ещё на протяжении трёх лет – до мая 1991 года – осуществлялся методичный, организованный вывод кубинских войск из Анголы.

                ***

Итак, ДВА ГЛАВНЫХ МОМЕНТА кубинского участия в этой войне:

1) Куба не известила СССР об отправке своего контингента в Анголу.
Вот что сказал Фидель Кастро (в речи по случаю 15-й годовщины победы на Плайя-Хирон, апрель 1976 г.):
«РЕШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ КУБОЙ, ПОЛНОСТЬЮ ЛЕЖИТ НА ЕЁ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
СССР, который всегда помогал народам португальских колоний в их борьбе за независимость и оказал Анголе,
ставшей объектом агрессии, существенную помощь военным снаряжением и содействовал успеху наших усилий,
когда империализм практически перекрыл нам все пути доступа по воздуху в Африку,
никогда не просил об отправлении хотя бы одного кубинца в эту страну.
СССР проявляет исключительное уважение и щепетильность в своих отношениях с Кубой.
 Решение такого рода могло быть принято лишь нашей собственной партией…» [5].

2) выполняя интернациональный долг в Анголе, КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОСТАВИЛА НА КАРТУ СОБСТВЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ,
участвуя в войне против врага, оснащенного ядерным оружием.

Эта общая победа в войне за независимость Анголы, в которой за 15 лет исполнили миссию 300 тыс. кубинских бойцов-интернационалистов и около 50 тыс. гражданских специалистов, в которой погибли 2077 кубинцев, привела к независимости Намибии, исчезновению режима апартеида в Южной Африке, стимулировала освобождение Зимбабве.

«– Какой урок в итоге Вы извлекли из этой долгой ангольской войны?

– Главный урок – этот народ, способный на такой подвиг, чего только не совершил бы, доведись ему защищать собственную землю!» [6, с.367].

               
Елена Лях

__________________________________
1, 2, 3, 4, 6 – Кастро Ф., Рамоне И. Фидель Кастро. Моя жизнь. Биография на два голоса. М., 2009.
5 – Фидель Кастро. Куба не склонится перед угрозами… Латинская Америка. 1976. № 5.
__________________________________



Репортаж Габриэля Гарсиа Маркеса "ПО ВЕЛЕНИЮ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ДОЛГА"
                здесь:
                Куба в Анголе-1 – http://www.proza.ru/2012/04/29/582
                Куба в Анголе-2 – http://www.proza.ru/2012/05/02/45         
                Куба в Анголе-3 – http://www.proza.ru/2012/05/03/1468
                Куба в Анголе-4 – http://www.proza.ru/2012/05/06/971               
                Куба в Анголе-5 – http://www.proza.ru/2012/06/03/836
                Куба в Анголе-6 – http://www.proza.ru/2012/06/19/208


Рецензии
Что предпринимала Куба в семидесятых и восьмидесятых годах, оставалось мне до сей минуты неизвестным. Я работала в ГДР, и никакой информации не было.
Вот, значит, и у кубинцев есть свои погибшие и без вести пропавшие...Живы ли вообще мои мальчики - курсанты?..
Лена, если Вы живете на КУбе, могли бы навести справки? Их было всего 5 человек...
С уважением-

Жарикова Эмма Семёновна   09.07.2016 22:37     Заявить о нарушении
Эмма, я из Минска).

Елена Лях   09.07.2016 23:37   Заявить о нарушении
Куба помогала многим народам в их освободительной борьбе.

Елена Лях   10.07.2016 01:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.