Три этажа

1. Удивительным образом сегодня при разборе первой главы послания Римлянам пригодились идеи А.Кушнира (излагавшего Рамхаля и Деслера) в отношении устройства человека. Напомню (или кому-то сообщу впервые) эти идеи, а затем предложу несколько применений их в разных сферах жизни.

2. Согласно Рамхалю ("Дерех Ашем"), приобретение совершенства должно происходить "по выбору желания" человека. Человек имеет следующее трехуровневое или трехэтажное устройство: разум (мысль) - сердце (желание) - тело (действие). Мысль порождает желание, желание порождает действие. Выбор происходит на трех этажах. Разум выбирает между истиной и ложью. Желания или эмоции должны склониться к добру. Далее выбор должен перейти в действие на телесном уровне. Таким образом, выбор имеет три этапа.

3. Выбор всегда начинается с мысли. У человека должно быть мировоззрение. Он должен разобраться между истиной и ложью, добром и злом, понимать, для чего он живет и т.д. Есть люди-теоретики, которые останавливаются на понимании правильных идей ("курить вредно", "есть много жирной пищи вредно"), но их выбор не затрагивает область желаний. "Буду учить английский", но сердце от этого даже не екнуло... Нельзя говорить, что выбор сделан.

4. Многие останавливаются на уровне желаний. Головой, разумом выбор сделан, душой, на уровне желаний выбор сделан. Но действия не предпринимаются. Например, человек понимает, что пора перестать играть за компьютером. Он хочет перестать, но не перестает. Это говорит о том, что он раб, не способный сделать определенное необходимое действие и осуществить контроль над телом. Первый этап выбора - в разуме - осуществился, второй - в желании - осуществился, третий - на телесном уровне - не осуществился.

5. Бывает так: человек принял разумом решение, что ему пора спать, в 10.30. Захотел этого в 11.00. Тело оказалось в постели в районе двух часов. Когда можно говорить о том, что выбор сделан? Тогда, когда тело предприняло действие.

6. Царь по-еврейски "мелех", разум - "моах", желание - "леф", действие - "кавед". Если собрать все вместе - разум влияет на сердце, сердце на тело - тогда человек становится царем (мелех), исполняя предназначение и цель своего сотворения, тогда он имеет свободу выбора, тогда он владеет собой, приближается к Творцу. Если это не произойдет (головой что-то понял, но желание не пробудилось, а о теле и говорить нечего), - тело управляет желаниями, желания управляют разумом. Тогда надо прочитать слово "мелех" в обратном порядке и получится "клюм" - "ничего". Это человек, который живет своим телом, оно диктует желаниям, а желания управляют разумом. Это человек-"ничего" или "никто".

7. Итак, можно говорить о том, что выбор сделан, лишь тогда, когда он сделан на всех трех уровнях: ум понял истину и принял решение, это решение повоздействовало на желание, и человек захотел, желание повоздействовало на тело, и тело сделало определенное действие.

8. А теперь перейдем от Рамхаля к Павлу, от Дерех Ашем к посланию Римлянам. Павел пишет, что вера происходит от слышания, а слышание - от Слова Божьего. Начало приближения к Богу - от принятия Слова. Слово принимает разум. В первой главе многократно говорится о том, что и отступление от Бога началось с области разума:

21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели...

9. После поражения разума поражается область желаний - Бог предает человека во власть его (человека) собственных желаний, которые именуются не иначе как похоти и страсти, в результате чего омрачается сердце (все по Рамхалю-Кушниру, вернее, у Рамхаля и Кушнира все /или кое-что важное/ по Павлу, вы следите?):

24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

10. В этом же стихе наблюдается переход на третий уровень - тело и действие. См. первые абзацы. Кстати, у Павла дальше еще не раз встретятся упомянутые понятия в указанной взаимосвязи.

11. В качестве набросков сделаю несколько штрихов по поводу применения этой идеи в некоторых сферах жизни.

Благовестие и душепопечение

12. Очень часто бывает, что человеку предлагается изменить свою жизнь, приблизиться к Богу, но путь предлагается неверный: от действий, т.е. снаружи, к желаниям и разуму, т.е. внутрь. Такие благовестники и душепопечители предлагают человеку одеть христианскую одежду, говорить христианские слова и т.п. А также не делать нехристианских поступков и т.п. Т.е. сбивают с яблони яблоки, в то время как корень остается нетронутым. В то время как библейский путь, как было вкратце намечено выше - от разума, на который действует Слово Божье. Человек должен узнать добро, затем захотеть его, затем начать его делать.

Личный духовный рост

13. Порой на христианина находит вполне, казалось бы, доброе желание - обновить свою жизнь, глубже посвятить ее Богу и т.п. Но обычно это желание очень стихийное и бесформенное, т.е. неконкретное. Желание есть, а понимания, что делать и как жить - нет. В результате эти желания практически всегда надолго у человека не задерживаются. Каков библейский порядок духовного роста? Все тот же: разум воздействует на желания, желания приводят к действиям. "Слово Христово да вселяется в вас обильно...", - писал Павел Колоссянам. С чего начинать? Ставить личное изучение Библии на регулярную и постоянную основу.

Воспитание детей

14. Родители должны четко понимать одну из основных своих задач - питать разум своего ребенка. Нередко родители удивляются: почему дети не хотят поступать правильно? Одна из причин - правильные идеи не завладели их умами, не увлекли их мысли.

15. Написанное выше просьба рассматривать как черновик последующих заметок. Надеюсь, у меня найдется время и мотивация, а главное содержательная часть для их написания. Абзацы 2-7 - часть конспекта 11-го урока Ашера Кушнира из цикла "Дерех Ашем".

18.06.2012, 23.09


Рецензии